Анализ текущего и перспективного состояния МУП "Реутовская теплосеть" г. Реутова Московской области ...
Анализ текущего и
перспективного состояния МУП "Реутовская теплосеть" г. Реутова
Московской области в условиях развития жилищно-коммунальной реформы.
Введение.
1.
Актуальность
темы.
Жилищно-коммунальное хозяйство города представляет из себя сложную социально-экономическую
систему, которая обеспечивает жизнь и работу населения, а также предприятия
различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла
и пр.
В настоящее время
ни одна отрасль экономики не вызывает столько споров и суждений, как ЖКХ. Это
объясняется целым рядом причин. Во-первых, не смотря на кажущееся внимание к
нему в советский период, для ЖКХ было характерно остаточное финансирование,
которое приводило к нарастающему отставанию этой отрасли от жилищного
строительства. Жилой фонд нуждался в более высококачественном обслуживании.
Негативная ситуация, возникающая здесь, вела к более высоким темпам физического
износа жилых зданий. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и
жилье. Снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании
требований к качеству эксплуатационных услуг.
Кризис экономики
нарастал одновременно с кризисом ЖКХ, которое потеряло даже те немногие
средства, которые получало от государства.
Единственным
способом преодолеть кризис является изменение системы финансирования и
проведение качественных реформ в сфере ЖКХ.
Реформирование
ЖКХ осуществляется в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской
Федерации, разработанной Правительством и одобренной Президентом страны.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно
короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию
жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация
не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 года население оплачивало
около 60% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и
субсидий - около 40%.
В свою очередь, сохранение
бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне
из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа
основных фондов. Особенно сильно ухудшилась ситуация в регионах - получателях
финансовой помоши.
В 2000 году недофинансирование
жилищно-коммунального хозяйства составило более 20% объема необходимых
средств. Проблема усугубилась огромным объемом накопленной задолженности в
жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате
невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве
явилась источником цепочки неплатежей, которая охватила практически все отрасли
экономики.
Для решения возникших проблем и в
обеспечение перехода к новой модели устойчивого
функционирования жилищно-коммунального комплекса 17
ноября 2001 года Постановлениеи Правительства Российской Федерации № 797
утверждена Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного
износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и
разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального
хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов,
включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания
потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения.
А) Новая экономическая модель реформирования.
Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской
Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы
предусматривает реализацию новой экономической модели реформы
жилищно-коммунального комплекса.
Новая система экономических отношений в
жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как
функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации
финансовых потоков.
Предполагается коренным образом изменить систему
текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы
жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми
бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам -
субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании
этих средств.
Предполагается ликвидировать существующее разделение направлений
бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы
персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды
финансовой помощи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг
(жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в
жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг
- граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли,
будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помоши непосредственно
гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет
прекращено). В результате потребители услуг - граждане получат возможность
контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет
прозрачным и адресным. Будет использован потенциал финансовых институтов
(банков), открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных
бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств
гражданам.
Использование системы социальных счетов будет
способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов
для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан,
усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством
жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным
фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств
и усилить социальную направленность бюджетной политики.
Предполагается ликвидировать систему перекрестного субсидирования населения
за счет промышленных предприятий. Изменится и система финансирования
мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального
хозяйства. Инвестиционное финансирование жилищно-коммунального комплекса будет
осуществляться в основном за счет привлечения заемных
ресурсов (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное
финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство будет
осуществляться в ограниченном объеме и
будет нe альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010
года инвестирование
за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.
В результате развития конкурентных
отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена
эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение
расходов на его содержание не менее чем на 20% и привлечение
дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между
предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на
договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от
осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию
этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и
принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном
хозяйстве позволят:
• перейти на полную
оплату етоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в
составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и
нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан,
за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение
жилищной субсидии;
• потребителям
непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг путем воздействия
на жилищно-коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;
• производить
конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих
более качественные услуги по наименьшей цене;
• стимулировать энергоресурсосбережение
как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения
производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения
стоимости потребляемых услуг);
• стабилизировать финансовый поток для
организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.
Реализация новой экономической
модели позволит обеспечить бездотационный режим финансирования
жилищно-коммунального хозяйства, повысить его
эффективность, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно,
гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям
населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и
непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы
социальных счетов граждан.
Б) Цели и задачи подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются:
повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем
жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную
отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат,
адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных
услуг.
Достижение основных целей подпрограммы обеспечит,
начикая с 2011
года, возможность устойчивого развития жилищно-коммунального комплекса без
использования программных методов управления на федеральном уровне.
Основными задачами подпрограммы являются:
• финансовое
оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и
ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги
для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня,
жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных
предприятий
и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей,
ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
• снижение издержек и повышение качества и
доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиионной привлекательности
жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления
жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования
коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического
комплекса;
• обеспечение государственной поддержки
процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных
технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и
государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.
В) Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма будет вьшолняться
поэтапно в течение 2002-2010 годов. На первом этапе (2002-2003 гг.) предполагается
реализовать следующие первоочередные мероприятия:
• инвентаризация, реструктуризация и
ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей
(в том числе населения) перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
• прекращение практики
перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
• ликвидация дотационности жилищно-коммунального
комплекса;
• переход на реальные договорные отношения
в жилищно-коммунальном комплексе;
• совершенствование механизмов социальной
защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Планируется привлекать
бюджетные ресурсы, а также средства международных кредитных организаций для
финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной
эффективности) инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве,
имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности регионов.
Планируется также в основном завершить формирование
необходимой .законодательной и иной нормативной правовой базы, провести
углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального
комплекса, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит жилищно-коммунальных
предприятий
- естественных локальных монополистов. В г. Москве, в
Новгородской и Тюменской областях и ряде других субъектов
Российской Федерации будет проведен эксперимент по отработке системы
персонифицированных социальных счетов граждан.
На втором этапе (2004-2005 гг.) предполагается
обеспечить:
• развитие конкурентных отношений в
жилищном хозяйстве;
• переход к
профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования
естественных локальных монополий;
• развитие концессионных механизмов;
• повсеместный полномасштабный переход к
системе персонифицированных социальных счетов граждан.
На третьем этапе (2006-2010 гг.) предполагается
реализовать стратегические меролриятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования
жилищно-коммунального комплекса на основе
привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в
форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс
мер по
снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и
муниципальных гарантий.
2. Цель работы. Целевая направленность анализа текущего
и перспективного развития жилищно-коммунального предприятия состоит в принятии
обоснованных управленческих решений, последствия которых помогут в будущем
перевести отрасль жилищно-коммунального хозяйства на рыночные отношения.
Для достижения
цели необходимо решение следующих задач:
1) Исследовать методологические
основы экономического анализа.
2) Провести экономический анализ
состояний предприятия.
3) Разработать управленческие
решения в связи с реформированием сектора ЖКХ.
3.Объект исследования – МУП «Реутовская теплосеть»
М.О. г. Реутов.
4.Предметом
исследования является деятельность предприятия в период 2003г.
Первая
глава работы – «МУП в разрезе Жилищно-коммунальной Реформы» посвящена общим
понятиям: что представляет из себя муниципальное предприятие в современных
условиях, его проблемы, способы решения этих проблем.
Во
второй главе – «Анализ хозяйственной деятельности предприятия на примере МУП
«Реутовская теплосеть» дана характеристика объекта исследования и проведен его
анализ с использованием традиционных методов экономического анализа. А именно:
абсолютных, относительных и средних величин, применение сравнения, группировки,
балансового метода. Будет проведен анализ финансового состояния предприятия, в
процессе которого будут оцениваться рентабельность.
1 глава.
Муниципальные предприятия в разрезе жилищно-коммунальной реформы.
1.1 Понятие МУП.
Муниципальное Унитарное
предприятие.
Муниципальное
унитарное предприятие по определению Гражданского Кодекса РФ (ч.1 ст. 113-115)
представляет из себя коммерческую организацию, не наделенную правом
собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество
унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по
вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|