Коммерческие банки по своей природе являются краткосрочными
кредиторами. Причиной этого является то, что они ограничены в формировании
корзины продуктов источниками финансирования, которые представляют собой
значительные краткосрочные депозиты с высокой степенью ликвидности и,
следовательно с неопределенной доступностью в будущем (и неопределенной ценой).
Для ограничения риска в определенных пределах, банку приходится
сконцентрироваться на краткосрочных кредитах. Западные банки научились довольно
успешно - иногда за большую цену или даже используя аренду - преодолевать эти
ограничения, либо расширяя источники финансирования, либо придавая долгосрочным
кредитам характеристики краткосрочных.
Для
наиболее эффективной деятельности предприятие МУП «Управление автомобильного
транспорта» привлекает источник финансирования в виде банковского кредита для
приобретения:
-
2х единиц автотранспорта стоимостью в 350 000 рублей;
-
1ой единицы стоимостью 300 000 рублей;
сроком
на 24 месяца, с равномерным ежемесячным погашением основного долга и
ежемесячной выплатой процентов за пользование из расчета 20% годовых.
3.2. Расчет расходов при привлечении банковского кредита[6]
В первую очередь следует отметить, что для объективной оценки эффективности
инвестиций следует принимать в расчет не только коммерческую выгоду, выраженную
в количественном преимуществе, но и качественные особенности различных
вариантов. Для выявления наиболее привлекательного варианта
привлечения источников финансирования для предприятия необходимо выявить круг
приемлемых схем финансирования рассматриваемого объекта. Схемы финансирования в общем
случае можно условно подразделить на следующие группы: -
осуществление финансирования за счет собственных средств; -
осуществление финансирования за счет заемных ресурсов; -
применение
смешанных схем финансирования (использование для финансирования как
собственные, так и заемные ресурсы).
Альтернативные схемы:
- приобретением комплекса
оборудования за собственные средства с условием единовременной оплаты в течение
3 дней с момента получения по акту сдачи-приемки;
- привлечением для покупки
банковского кредита на всю стоимость необходимого комплекса (на практике обычно
выдают кредит лишь на 70 – 80% стоимости проекта) сроком на 24 месяца с
равномерным ежемесячным погашением основного долга и ежемесячной выплатой
процентов за пользование из расчета 20% годовых;
- использованием оборудования на
условиях финансового лизинга с опционом покупки по окончании действия
лизингового договора сроком на 24 месяца с равномерным ежемесячным погашением
основного долга, ежемесячной платой лизингодателю из расчета 20% годовых и
нулевой остаточной стоимостью (на практике остаточная стоимость может
колебаться от нуля до 25% от первоначальной) по окончании действия договора;
условиями лизингового договора также предусмотрено страхование от финансовых
рисков в пользу лизингодателя на сумму двух наибольших оставшихся лизинговых
платежей с полугодовой выплатой страхового взноса, входящего в состав
лизингового платежа.
Следует рассчитать все затраты предприятия и составить
график затрат для каждой схемы финансирования. График должен состоять из
помесячных затрат предприятия на приобретение и сопутствующие ему затраты
(например, транспортировка, оплата поручительства или монтаж оборудования),
обслуживание и демонтаж (ликвидация) необходимого объекта. При составлении
графиков расходов следует учитывать, что расходы на обслуживание, ремонт и
ликвидацию объекта в некоторых случаях могут быть различны при использовании
разных схем финансирования (например, в договоре финансового лизинга может быть
предусмотрено техобслуживание объекта лизинга лизингодателем).
График предположительных
расходов предприятия банковскому кредиту можно получить в коммерческом банке, в
котором планируется получить кредит.
В таблице 6
отражен график затрат по кредиту.
Таблица 6. График погашения
платежей по кредитному договору
Периодичность
платежа
|
Непога-шенная
задолжен-ность
|
Банков-ские
процен-ты
|
Комиссия
банка за предоставление кредита
|
Погаше-ние
задолжен-ности
|
Платеж
по кредит-ному договору
|
Единов-ременная
|
Ежемесяч-ная
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Январь, 2005
|
1 000
000
|
17 000
|
4 000
|
2 000
|
41 667
|
64 667
|
Февраль, 2005
|
958 333
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Март, 2005
|
916 666
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Апрель, 2005
|
874 999
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Май, 2005
|
833 332
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Июнь, 2005
|
791 665
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Июль, 2005
|
749 998
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Август, 2005
|
708 331
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Сентябрь,2005
|
666 664
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Октябрь, 2005
|
624 997
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Ноябрь, 2005
|
583 330
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Декабрь, 2005
|
541 663
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Январь, 2006
|
499 996
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Февраль, 2006
|
458 329
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Март, 2006
|
416 662
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Апрель, 2006
|
374 995
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Май, 2006
|
333 328
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Июнь, 2005
|
291 661
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Июль, 2006
|
249 994
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Август, 2006
|
208 327
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Сентябрь,2006
|
166 660
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Октябрь, 2006
|
124 993
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Ноябрь, 2006
|
83 326
|
17 000
|
|
2 000
|
41 667
|
60 667
|
Декабрь, 2006
|
41 659
|
9 000
|
|
2 000
|
41 659
|
52 659
|
Итого:
|
400 000
|
4 000
|
48 000
|
1
000 000
|
1 408
800
|
По данному графику можно
проследить, что стоимость приобретаемого объекта с учетом выплат по кредитному
договору в итоге составит 1 408 800 рублей за 24 месяца.
Но нужно отметить, что при равных
рыночных условиях получение оборудования в лизинг, как правило, эффективнее
покупки оборудования с привлечением кредитных ресурсов.
Основной капитал,
отражаемый на счетах баланса компании называют внеоборотными активов. С таких
позиций внеоборотные активы — это определенная стоимостная оценка элементов
основного капитала, принятая действующими условиями ведения хозяйства. В
окончательном виде можно сказать, что внеоборотные активы — это совокупность
фундаментальных имущественных ценностей предприятия (компании), многократно
участвующих в хозяйственной производственно-коммерческой деятельности с целью
получения положительного финансового результата (прибыли).
Отличительным
признаком и критерием отнесения активов к внеоборотным является срок их
полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного
операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Внеоборотные
активы относятся к слаболиквидным активам. Это означает, что они могут быть без
значительных потерь конвертируемы в денежную форму только по истечении
значительных промежутков времени (от полугода и выше).
К особенностям внеоборотных
активов относится и то, что они плохо поддаются оперативному управлению,
поскольку слабо изменчивы по структуре за короткие периоды времени.
Внеоборотные
активы — это фундаментальная основа любого бизнеса. От того, как они
сформированы на «старте» компании, как они управляются потом, как изменяется их
структура и качество, насколько эффективно они используются в хозяйственном
процессе, зависят в конечном итоге долгосрочные успехи или неудачи бизнеса.
Следовательно, внеоборотные активы (основной капитал) требуют постоянного и
грамотного управления ими, что и является важнейшей задачей финансового
менеджмента.
Внеоборотные
активы формируются, как правило, за счет средств учредителей (акционеров).
Прирастание основного капитала может идти также, в частности, и за счет заемных
средств. К тому же имущество, уже находящееся в собственности компании, может
выступать залогом под последующие заимствования.
Каждый бизнес
предполагает определенную (оптимальную) структуру внеоборотных активов (состав
и количественные пропорции). Сама специфика бизнеса в определенной мере
обусловливает материальную форму внеоборотных активов, их состав и структуру.
Для российских производственных предприятий, к которым относится анализируемое
предприятие МУП «Управление автомобильного транспорта», характерно преобладание
в структуре внеоборотных активов основных средств.
Основные средства
подразделяются на производственные и непроизводственные.
Важнейшим
признаком производственных основных средств является их участие в осуществлении
производственной деятельности предприятия. К производственным основным
средствам относятся здания, сооружения, оборудование, машины, транспортные
средства и другие объекты.
Непроизводственные
основные средства - это объекты, не связанные с производственной деятельностью
предприятия. К ним относятся жилищно-коммунальное хозяйство, учреждения науки,
культуры, здравоохранения и т.п.
Необходимо
правильно произвести разделение, так как амортизация и затраты на содержание
непроизводственных объектов относятся на собственные источники, а
производственных - на себестоимость.
В зависимости от
степени использования основные средства подразделяются в учете на действующие,
бездействующие, находящиеся в запасе, собственные и арендованные.
Задачами анализа основных
средств являются:
· определение обеспеченности
предприятия и его структурных подразделений основными средствами и уровня их
использования по обобщающим и частным показателям;
· выявление причин изменения их
уровня;
· расчет влияния использования
основных средств на объем производства продукции и другие показатели;
· изучение степени
использования производственной мощности предприятия и оборудования;
· установление резервов
повышения эффективности использования основных средств.
Был рассмотрен
период деятельности МУП «Управление автомобильного транспорта» с 01.01.2004г.
по 01.01.2005г. При этом использовалась бухгалтерская отчетность предприятия за
1 год.
Анализ показал
следующее. Доля внеоборотного капитала в составе имущества организации за
рассматриваемый период увеличилась на 9,8%. В составе внеоборотного капитала не
произошло значительных изменений. Основные средства занимают подавляющую долю
внеоборотных активов предприятия.
Динамика структуры внеоборотных активов,
за анализируемый период, характеризуется:
- увеличением доли незавершенного
строительства с 3,16% до 6,8%;
- снижением доли нематериальных активов на 0,05
процентного пункта с 0,27% до 0,22%;
- уменьшением доли основных
средств на 4,7 процентного пункта – с 96,3% до 91,6%;
- увеличение доли
отложенных налоговых активов на 1,13%.
На МУП “ Управление автомобильного транспорта ” за
анализируемый период было введено основных средств на 21 893 тысяч рублей, а
выбыло на 6091 тысячи рублей. На предприятии ежемесячно начисляется
амортизация, годовая норма амортизации составляет 148 009 тысяч рублей.
Темп роста фондоотдачи по основным средствам превышает
аналогичный показатель по внеоборотным активам ( 96,9 > 94,6 ).
В целом, анализ
использования внеоборотных активов МУП “ Управление
автомобильного транспорта ” показал,
что менеджменту предприятия для повышения объема производства предстоит
столкнуться с проблемой старения и выбытия основных средств. Поэтому уже сейчас
необходимо готовиться к модернизации и вводу в строй новых объектов основных
средств.
В курсовой
работе приведены методы расчета и оценки привлекательности инвестиционных
вложений во внеоборотные активы. Одним из таких проектов может привлечение
банковского кредита. Его реализация поможет в обновлении основных средств
предприятия.
Литература
1.
Бланк И.А. Основы финансового менеджмента», К.: Издательство
«Ника-Центр», 2003.
2.
Бондаренко Н.В. и др «Внеоборотные активы: учет, анализ, аудит» Учебн. Пособие.
–М.:Издательство: Финансы и статистика, 2003.
3.
Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. / Научн. ред.
перевода чл.-корр. РАН И. И. Елисеева. Гл. ред. серии проф. Я. В. Соколов. М.:
- Финансы и статистика, 2002.
4.
Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ.
/ Под ред. Л. П. Белых. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
5. Ковалев
В. В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2003.
6.
Ковалев В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами.
М.: Финансы и статистика, 2003.
7.
Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика,
2001.
8.
Ковалев В. В., Уланов В. А. Курс финансовых вычислений. М.: Финансы и
статистика, 1999.
9.
Ли Ч., Финнерти Дж. Финансы
корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2000.
10.
Финансовый менеджмент. Под ред Берзон Н.И. –М., Академия. 2003.
[1] Бланк
И.А. Основы финансового менеджмента», К.: Издательство «Ника-Центр», 2003
[2] Ковалев
В. В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. М.:
Финансы и статистика, 2003
[3] www.dist-const.ru
[4] Ли Ч.,
Финнерти Дж. Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. М.:
Инфра-М, 2000
[5] www.aup.ru
[6] www.pal.by
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|