рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Аудит эффективности плановых систем промышленных предприятий

Аудит эффективности плановых систем промышленных предприятий


АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАНОВЫХ СИСТЕМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ


Введение

С развитием рыночных отношений у менеджмента российских промышленных предприятий возникает потребность в использовании адекватного инструментария управления, способного в краткосрочной перспективе обеспечить безопасное в плане ликвидности развитие, а в долгосрочной - увеличить ценность капитала предприятия. В связи с этим важнейшее значение приобретает в том числе создание и эффективное использование плановых систем, способных реализовать как стратегические, так и тактические цели предприятия. Ниже я сделал 4 приписки, типа этой, что бы ты немного потрудился, а не прсто сделал плагиат с моего реферата. Найди и удали их.

Планирование как процесс представляет собой подготовку решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных вариантов действий в ожидаемых условиях [1].

Контроль является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей в системе управления. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации планов) и сравнение их с плановыми для определения результатов деятельности. Главная задача контроля заключается в создании гарантий выполнения планов и в общем повышении эффективности управленческого процесса. Взаимосвязь планирования и контроля в едином контуре регулирования деятельности предприятия находит отражение в исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов. Наиболее значительными в этой области, по нашему мнению, являются разработки Дитгера Хана и Харальда Хунгенберга [2].

Для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики менеджмента, обеспечения полноты и точности документации и всей внутренней информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности создается система внутреннего контроля. Реализация целей управления в ней возложена: на организационно-технический механизм и на специальные контрольные подразделения внутреннего аудита.

Существует множество трактовок содержания понятия "аудит" как в соответствующих нормативных актах Российской Федерации, так и в работах отечественных и зарубежных ученых. На основе их исследования считаем возможным выделить следующие особенности, характеризующие сущность аудита:

- это определенный процесс, осуществляемый независимыми аудиторами, имеющими соответствующие полномочия;

- аудит состоит в сборе, анализе и оценке информации о деятельности какой-либо системы (субъекта);

- целью аудита является выражение мнения аудитора о соответствии исследуемых действий и (или) показателей установленным критериям;

- результаты аудита предназначены для удовлетворения информационных потребностей заинтересованных пользователей

- прподаватель знай: эту работу нельзя зачесть, т.к. она взята из Глобальной Сети.

Эти особенности характеризуют аудит в общем смысле и подходят к определению всех видов независимой экспертизы, существующих в настоящее время (аудит финансовых отчетов, аудит систем качества продукции, экологический аудит и др.). Поэтому, по нашему мнению, их можно заложить и в обоснование понятия "аудит эффективности плановых систем".

Независимым аудитором, имеющим соответствующие полномочия, может быть внешний или внутренний аудитор, осуществляющий сбор, анализ и оценку информации об эффективности плановой системы предприятия в целях выражения мнения о соответствии ее функционирования предъявляемым требованиям. Следует отметить, что результаты проверки в данном случае будут предназначены для удовлетворения информационных запросов руководства предприятия и (или) его собственников.

Цели и задачи аудиторской проверки

Задача аудиторской проверки эффективности планирования может быть возложена как на внешний, так и на внутренний аудит. Основными объектами внутреннего аудита являются решения отдельных функциональных задач управления, разработки и проверки информационных систем предприятия. Внутренний аудит - неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Его независимость, пусть и неполная, обусловлена тем, что внутренний аудитор должен подчиняться исключительно исполнительному органу или непосредственно органу, представляющему интересы учредителей. Таким образом, внутренний аудитор независим от проверяемых лиц.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате предприятия, ревизионные комиссии, привлекаемые для целей аудита, сторонние организации и внешние аудиторы.

Взаимосвязь аудита, аудиторской деятельности и планирования можно определить, сопоставив их цели, предметы и объекты.

По мнению Ю.П. Морозова и др., главная цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей промышленного предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также вероятность достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия [3].

Главная задача планирования как функции управления состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством: целевой ориентации и координации всех событий; выявления рисков и снижения их уровня; разукрупнения и тем самым упрощения процессов; повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Основная цель аудита - выражение мнения аудитора о соответствии исследуемых действий и (или) показателей установленным критериям для удовлетворения информационных потребностей заинтересованных пользователей.

Таким образом, основная цель аудита системно дополняет главную цель планирования и образует единый контур регулирования деятельности предприятия.

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций (реализация определенных видов деятельности), к числу которых относят: хозяйственную, социальную, экологическую и др. [1], или, по-другому, все функциональные процессы, включая развитие производства и совершенствование управления.

Предметом планирования на предприятии являются его ресурсы: трудовые, производственные фонды, инвестиции, информация, время, предпринимательский талант, являющиеся собственностью акционеров и инвесторов.

Объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом - собственность акционеров и инвесторов.

Объекты аудиторской деятельности - это ресурсы (финансовые, трудовые, нематериальные активы, средства и предметы труда), хозяйственные процессы (основное и вспомогательное производство, сбыт и снабжение, развитие и внедрение новой техники), результаты деятельности (рентабельность, прибыль, фондоотдача, себестоимость). Аудиторская деятельность может охватывать все предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности [4].

Таким образом, цели аудиторской деятельности дополняют цели плановой, и налицо совпадение объектов и предметов этих видов управленческой деятельности.

Аудит планирования - это прежде всего аудит эффективности используемых плановых систем, который следует относить к специальным видам аудита.

Как считают А.Д. Шеремет и В.П. Суйц, специальный аудит - это проверка конкретных аспектов деятельности предприятия, соблюдения определенных процедур, норм и правил обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность налоговой отчетности, использования социальных фондов и др. [5].

Аудит плановых систем, как представляется, можно реализовать по результатам плановой деятельности, сопоставляя полученные проверенные аудиторами результаты со стандартами или регламентами, принятыми в плановой деятельности.

В управленческой деятельности в целом (и плановой в частности) можно выделить системный и функциональный аудит. Системный аудит - это перспектива в развитии контрольной деятельности, а функциональный - это реальность нашего времени. Функциональный аудит элементов системы управления - это процесс получения данных учета деятельности объекта контроля или его состояния по одному (ключевому) элементу системы управления и установление уровня соответствия данных учета заданным критериям, нормам и стандартам. Например, аудит системы стратегического управления. Следует предположить, что это относится и к планированию как к функции управления.

Необходимость аудита в планировании обусловлена прежде всего следующими обстоятельствами:

- возможностью необоснованной разработки менеджерами и специалистами предприятий планов (проектов, целевых программ) на основе недостоверной информации как в случае конфликта между ними и другими контрагентами предприятия (собственниками, инвесторами, кредиторами и др.), так и для необоснованного увеличения вкладываемых ресурсов с их стороны;

- зависимостью последствий принимаемых плановых решений от качества исходной информации;

- необходимостью обладания специальными знаниями для проверки информационных плановых потоков во всем плановом цикле;

- отсутствием доступа пользователей информации для оценки ее качества.

Аудит планирования, безусловно, должен быть системным и предусматривать наличие в плановых системах таких элементов, как:

- плановый персонал, являющийся субъектом планирования и объединенный в организационную структуру планирования;

- механизм планирования;

- процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

- средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение) [1].

Под механизмом планирования понимается совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. Организационная структура планирования отражает внешнее строение системы планирования, ее форму; механизм планирования раскрывает внутреннее строение, содержание системы планирования.

Виды и стадии аудита

Элементы плановой системы являются объектами изучения в процессе реализации аудиторской деятельности, что делает необходимым использование трех видов аудита: финансового, на соответствие и операционного. Я выложил работы, не для того, что бы ты её переписал на себя, а чтобы использовал как часть своей.

Финансовый аудит предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. Дальнейшее использование финансовых отчетов для целей планового бюджетирования делает финансовый аудит необходимым и обязательным элементом в сфере бюджетного управления.

Аудит на соответствие предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе такой проверки можно установить, соответствует ли плановая деятельность предприятия принятому положению по планированию (содержащему стандарты и регламенты, принятые в плановой деятельности), своевременно ли обновляется нормативная база планирования и правильно ли она используется и др. Проверки на соответствие позволяют определить качество плановой деятельности. Это требует установления соответствующих критериев для оценки отчетности предприятия.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать и для контроля за выполнением различных планов (от стратегических до оперативных), проектов, целевых программ и др. Такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или какого-либо вида деятельности (в том числе и плановой).

Для этого необходим адекватный поставленным целям методический инструментарий, реализация которого сделает положения аудиторского заключения более обоснованными.

Исследований в области аудита эффективности плановых систем проводится недостаточно. Именно это делает необходимым определить содержание подходов к аудиту, их эффективность.

Элементы плановых систем имеют различную сложность и степень разработанности. А такие элементы, как схемы и свойства процесса планирования, разработка и реализация плановых решений, профессионализм экономистов-плановиков, вообще нуждаются в новом подходе.

Обобщенное суждение аудитора о соответствии реального состояния плановой системы предприятия требуемому формирует системный аудит.

Как представляется, аудит эффективности плановой системы должен использовать в качестве критериев систему внутрифирменных стандартов, регулирующих функционирование плановой системы. Методическую основу аудита будут составлять методики проведения проверки эффективности планирования, разработанные отделом внутреннего аудита или в отделе методологии аудита, если речь идет о внешнем аудите.

Результативность плановой деятельности - это эффект ее реализации, являющийся непосредственным следствием принятого и реализованного в реально проистекающем процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия варианта плана. Позитивная результативность требует количественной оценки эффективности плановых решений и организации плановой деятельности в целом.

Причем под эффективностью планирования следует понимать его высокую результативность, являющуюся абстрактным понятием. Конкретное же наполнение этого абстрактного понятия происходит или при разработке и реализации конкретного планового решения, или же в процессе сопоставления с тем возможным результатом, который мог бы быть получен в результате принятия альтернативного варианта плана.

Главная задача эффективного планирования, на наш взгляд, состоит в активном воздействии при помощи разработки плановых мероприятий на объект планирования в целях улучшения его показателей. При этом возникает проблема сравнения этих показателей, которая заключается в том, что различные свойства и параметры деятельности объекта и субъекта планирования зачастую не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии. Поэтому следует различать эффективность объекта и субъекта планирования.

В процессе разработки и принятия плановых решений экономисты-плановики сталкиваются с несколькими вариантами необходимости определения эффективности плановых решений:

- определение эффективности принимаемого планового решения;

- определение эффективности ранее принятого планового решения;

- определение эффективности планового решения на основе несопоставимой базы;

- определение эффективности планового решения на основе сопоставимой базы;

- определение эффективности плановых решений, затрудненных для выражения результата в стоимостной форме;

- определение эффективности планового решения при использовании концепции планирования по целям.

При этом следует заметить, что все варианты определения эффективности исходят из базового принципа необходимого интегрирования экономистов-плановиков в структуру предприятия - принципа максимизации их полезности.

Различные составляющие объекта планирования требуют специфических подходов к аудиту эффективности плановых систем. Проведенное исследование позволило в качестве характерных критериев эффективности объекта планирования выделить следующие:

1. Общие критерии - экономические результаты деятельности предприятия в целом, достижение им наивысших экономических результатов при наименьших затратах.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.