Если инициативный аудит носит
комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика
проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного
аудита.
Обязательный аудит в нашей стране проводится в
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.94г.
Аудит по специальным аудиторским
заданиям
проводится по Проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного
состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов),
регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования
капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной
деятельностью экономического субъекта.
В последовательном развитии
аудита можно выделить три стадии: подтверждающую, системно-ориентированную и
стадию аудита, базирующуюся на риске.
На подтверждающей стадии аудита при
проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждою
хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные
регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или
ведением учета.
Поскольку аудит — деятельность
предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны
применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить
время на проведение проверки, не снижая
качества.
Системно-ориентированный
аудит
предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Развитие
аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить
экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы
внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.
Аудит, базирующийся на риске, — такой вид аудита, когда проверка
может проводиться выборочно исходя из условий работы предприятия, в основном
узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в
областях с более высоким риском, можно сократить время, затрачиваемое на
проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов,
считают, что это может обеспечить более эффективную в отношении затрат
проверку.
По объекту изучения принято
выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие и операционный
Финансовый аудит (аудит финансовой
отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В
качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации
бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми
аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно
финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к
аудиту, осуществляемому в России.
Аудит на соответствие предназначен для выявления
соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций,
договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции
или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли
деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на
оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др.
Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для
оценки финансовой отчетности.
Операционный аудит используется для проверки
процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности
и эффективности. Его можно эффективно использовать для проверки выполнения
бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работы персонала и др. Иногда
такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности
администрации.
В зависимости от намеченных целей
операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном
уровне; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних
пользователей.
Основными видами аудита являются
внутренний и внешний аудит.
Внутренний аудит. Его основная задача —
решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка
информационных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть
управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е.
непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним
учредителям.
Правило (стандарт) аудиторской
деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим
субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников,
регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением
установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью
функционирования системы внутреннего контроля.
Организация, роль и функции
внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его
руководством и (или) собственниками в зависимости от:
- содержания и специфики
деятельности экономического субъекта;
- объемов показателей
финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
- сложившейся системы
управления экономического субъекта;
- состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут
выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате
экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для
целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
К институтам внутреннего аудита
относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического
субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы
внутренних аудиторов.
Работа внутреннего аудита имеет для
руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и
консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта
и выполнению обязанностей его руководства.
Объекты внутреннего аудита могут быть
различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований
его руководства и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита
включают:
- проверки систем
бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку
рекомендаций по улучшению этих систем;
- проверки бухгалтерской и
оперативной информации, включая экспертизу средств и способов,
используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и
составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение
отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций,
остатков по бухгалтерским счетам;
- проверки соблюдения
законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики,
инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
- проверку деятельности
различных звеньев управления;
- оценку эффективности
механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в
филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
- проверки наличия,
состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
- работу над специальными
проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего
контроля;
- оценку используемого
экономическим субъектом программного обеспечения;
- специальные
расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
- разработку и
представление предложений по устранению выявленных недостатков и
рекомендаций по повышению эффективности управления.
Объективность внутреннего аудита
обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического
субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем,
что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его
руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых
филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов
внутреннего контроля и т.п.
Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение:
Внутренний аудит — это независимая
деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее
интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять
свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации
(предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую
информацию, являющуюся результатом проверок.
Внутренними аудиторами являются
сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству.
Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей
управления, как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность внутреннего аудитора
заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его
обязанности.
Эти функции включают:
- проверку систем
контроля, направленную на выработку политики компании в рамках
законодательства;
- оценку экономичности и
эффективности операций компании;
- проверку уровня
достижений программных целей;
- подтверждение
достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.
Внутренний аудит не только дает
информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и
достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство
предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения
внутри предприятия.
В определенной мере функции
внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных
предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако
функции внутренних аудиторов шире.
Внутренний аудит решает следующие
задачи:
- Контроль за состоянием
активов и недопущение убытков.
- Подтверждение выполнения
внутрисистемных контрольных процедур.
- Анализ эффективности
функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
- Оценка качества
информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешний аудит дополняют
друг друга и в то же время существенно отличаются.
В табл. 1.3 перечислены основные
особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.
Таблица
1.3 Характеристика особенностей внутреннего и внешнего аудита
|