Функции коммерческого банка — это посредничество в кредите,
стимулирование накоплений в хозяйстве, посредничество в платежах между
самостоятельными субъектами и в операциях с ценными бумагами.[10]
Основными функциями
коммерческих банков являются:
1)
привлечение временно свободных денежных средств;
2)
предоставление ссуд;
3)
осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве;
4)
выпуск кредитных средств обращения;
5)
консультирование и предоставление экономической и финансовой информации;
Особенность
посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием
перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.
Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей
от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных
звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и
возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под
влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается
свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве. Значение посреднической
функции коммерческих банков для успешного развития и функционирования рыночной
экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и
неопределенности в экономической системе.
Коммерческие
банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, не только
мобилизируют имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формируют достаточно
эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению
денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих
банков.
Во
всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в
платежном механизме экономики.
При
оценке экономической роли коммерческих банков следует иметь в виду, что:
— кредитные
операции способствуют увеличению объема,
бесперебойности
производства и реализации продукции потребителям;
— расчетные
операции опосредуют осуществление процессов
оплаты
продукции потребителями, а также взаимного контроля участников расчетных
операций;
— операции
с ценными бумагами увеличивают приток
средств
для развития производственной и торговой деятельности;
— кассовые
операции и их регулирование позволяют
улучшать
снабжение оборота наличными деньгами.
2.2.3. ЛИКВИДНОСТЬ И
ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ
Ликвидность
является одной из важнейших качественных характеристик деятельности банка,
которая свидетельствует о его надежности и стабильности.[11]
Ликвидность
коммерческого банка — возможность банка своевременно,
в полном объеме и без потерь обеспечивать выполнение своих долговых и
финансовых обязательств перед всеми контрагентами, а также предоставлять им
средства в рамках взятых на себя обязательств, в том числе и в будущем. Она
определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка, степенью
соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов.
Ликвидность
банка нередко определяют, как способность банка приобретать наличные средства в
Центральном банке РФ или банках-корреспондентах по разумной цене. Она является
залогом устойчивости и работоспособности банка, и позволяет с минимальными
потерями для себя выполнять следующие функции:
—
проводить платежи по поручению клиентов;
—
возвращать кредиторам (вкладчикам) средства вовремя и досрочно;
—
удовлетворять спрос клиентов на денежные средства;
—
погашать выпущенные банком ценные бумаги;
—
отвечать по обязательствам.
Таким
образом, для коммерческого банка ликвидность является необходимым условием его
финансового состояния. Также она имеет немаловажное значение и для клиентов
банка. Высокая ликвидность это показатель того, что клиент в любой момент
сможет вернуть вложенные средства или получит кредит в банке. Акционеров банка
она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления
форс-мажорных обстоятельств.
Низкая
ликвидность является источником внутренней нестабильности банковской системы,
ограничивая возможности расширения объема финансовых операций банков и делая
банковскую систему неустойчивой к внешним негативным воздействиям.
Одной
из ключевых задач для вывода экономики страны из кризиса является поддержание
ликвидности коммерческих банков на должном уровне.
В
России многие коммерческие банки не уделяют должного внимания проблеме
поддержания ликвидности. Пример тому — последствия кризисов ликвидности 1995 и
1998 г.г., которые привели к банкротству нескольких сотен банков и отзыву у них
лицензий.
На
основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что ликвидность — это
динамический показатель, который отражает способность банка отвечать по
обязательствам, как в настоящем, так и в будущем — краткосрочная,
среднесрочная, долгосрочная ликвидность.
Платежеспособность
банка — способность проводить расчеты и отвечать по
обязательствам клиентов в полном объеме в установленные сроки на конкретный
момент, определенную дату.[12]
Это статический показатель деятельности банка.
Основным
методом управления ликвидностью и платежеспособностью российских коммерческих
банков является соблюдение ими экономических нормативов Банка России.
Для
поддержания ликвидности банк должен стремиться к максимальному снижению
издержек в ходе реализации активов и привлечения пассивов, что является
неотъемлемым условием поддержания устойчивости его финансового состояния.
2.2.4. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ
Для
того, чтобы в постоянно меняющихся условиях коммерческий банк мог стабильно и
эффективно функционировать, руководство банка должно уделять большое внимание
анализу показателей деятельности банка и проводимых операций. На основании
полученных результатов руководство оценивает существующую и разрабатывает
перспективную политику банка, определяет эффективность отдельных видов
операций, планирует развитие их новых видов, и разрабатывает меры по укреплению
финансового состояния банка.
Анализ
ликвидности выявляет потенциальные и реальные тенденции, проводит анализ
факторов, вызвавших развитие отрицательных тенденций, и принять соответствующие
меры по корректировке ситуации.
Основные
цели анализа банковской деятельности:
—
определение факторов, вызывающих отрицательные тенденции в ликвидности банка, и
сведение их воздействия к минимуму;
—
уточнение системы оценочных коэффициентов, выявление возможных недочетов и
устранение данных проблем;
—
формирование аналитических материалов о состоянии ликвидности банка;
—
определение стратегии развития банка с учетом результатов анализа.
К
настоящему моменту в России еще не выработано единого подхода к анализу
ликвидности банка. Однако постоянно происходит разработка новых и
совершенствование уже существующих методик ее анализа.
2.2.5. ТИПЫ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ.
Сегодня
к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с
различной структурой и разным отношением собственности. Главным их отличием от
центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди
коммерческих банков различаются два типа – универсальные и специализированные
банки.
—
Универсальный банк осуществляет все или почти все
виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных
кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание
всевозможных услуг и т.п.
—
Специализированный банк,
напротив, специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности.
В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто
запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее, прибыли
банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что
деятельность в других сферах становится необязательной. К специализированным
банкам относятся: инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные банки,
банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки.
Преобладание
одного типа банков в кредитной системе той или иной страны следует понимать как
тенденцию. В отдельных странах, где господствуют универсальные банки,
существуют многочисленные специальные банки. И наоборот, в странах с
доминированием специальных банков особенно в последние годы все больше проявляется
тенденция к универсализации. Это происходит как в результате либерализации
банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате обхода
банками существующих законов. Примером может служить практика создания самостоятельных
специальных банков, которые практически принадлежат крупным банкам и расширяют
диапазон банковских операций последних.
2.3. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАНКИ
—
Инвестиционные банки специализируются на
эмиссионно-учредительных операциях. Учреждения этого типа гарантируют покупку
выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя
для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акции, облигации,
ссуды. Они благодаря своей информированности и учредительским связям играют в
экономике важнейшую роль.
—
Сберегательные банки — небольшие кредитные
учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и
обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные
операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и
другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным
кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и ценных государственных бумаг.
Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
—
Ипотечные банки — учреждения, предоставляющие
долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений).
Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.
—
Банки потребительского кредита — тип банков, которые
функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и
выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров
длительного пользования и т.д.
—
Банковский холдинг — держательская (холдинговая)
компания, владеющая пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и
осуществляющая операции с этими ценными бумагами. Различают смешанные холдинги,
которые, кроме того, ведут предпринимательскую деятельность в различных сферах
экономики. Холдинг, обычно, выступает в качестве собственника контрольного
пакета акций, что позволяет ему оказывать решающее влияние на функционирование
подконтрольных компаний.
—Банковский
филиал выступает как юридическое лицо,
регистрируется
в местных органах власти и считается резидентом страны требования, имеет
самостоятельный баланс. Он может выполнять все те же операции, что и
банк-учредитель, но может быть и специализированным. Крупные банки часто
основывают филиалы, занимающиеся факторингом, лизингом, консультациями.
Пользуясь юридической независимостью филиалов, коммерческие банки осуществляют
через них запрещенные сделки с ценными бумагами компаний небанковского сектора.
—
Представительство занимается сбором информации,
поиском
клиентов и рекламой. Коммерческая деятельность представительствам запрещена.
—
Агентство осуществляеть активные банковские операции
(кредитные
и инвестиционные), расчетное обслуживание.
— Отделение проводит как активные, так и пассивные операции. Перечень их
может совпадать с перечнем операций банка-учредителя или ограничиваться
какой-то его частью.
В
отличие от филиала представительство, агентство и отделение юридическими лицами
не являются и не имеют самостоятельного баланса.
Централизация
банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие
банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков.
—Банковские
объединения – это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском
деле.
Формы банковских объединений:
—
картели — соглашения, ограничивающие самостоятельность
отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и
установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной
политики и т.п.
—
синдикаты, или консорциумы — соглашения между несколькими
банками для совместного проведения крупных финансовых операций.
—
тресты — это объединения, возникающие путем полного
слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков
и осуществляется единое управление ими.
—
концерны — объединение многих банков, формально
сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного
крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.
3. СТАНОВЛЕНИЕ БАНКОВСКОЙ
СИСТЕМЫ РФ
3.1. КРИЗИС БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
В 1987 г.
Главная
причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она
проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена.
Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 году.
Основными
недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:
—
отсутствие вексельного обращения;
—
выполнение банками по существу роли второго госбюджета;
—
списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
—
операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;
—
потеря банковской специализации;
—
монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников
кредита;
—
низкий уровень процентных ставок;
—слабый
контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;
—
неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.
Реорганизация
банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер.
Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую
банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк,
Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк,
остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация
1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:
—
банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности –
государственной;
—
сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;
—
реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;
—
не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление
предприятий за банками;
—
продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;
—
банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую
ликвидность;
—
не был создан денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
—
произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;
—
возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|