рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Банковская система России

•     предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их оказания.

Зарубежный опыт свидетельствует, что маркетингу в целом придается все большее значение по мере усиления конкуренции между коммерческими банками и между банками и другими финансово-кредитными институтами. В некоторых странах с этой Целью даже были созданы исследовательские учреждения, специа­лизирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт маркетинга в Великобритании).

В нашей стране вопросы банковского менеджмента и маркетинга стали вол­новать банкиров относительно недавно. Подтверждением является, например, тот факт, что лишь в последней российской инструкции по проведению аудиторской проверки предусматривается обязательная оценка аудиторами состояния менеджмента в банке.

I Финансовое состояние банка — это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Внутренний аудит предполагает оценку, контроль и анализ основных направлений деятельности банка с точки зрения самого банка, его представлений об эффективности работы, целесообразности проведения тех или иных банков­ских операций и оказания услуг, их доходности и пр.

Внешний аудит проводится центральным банком, другими коммерческими банками, налоговым органом, аудиторскими фирмами и прочими организациями, а также клиентами (реальными и потенциальными) коммерческого банка.

Весьма важен для банка не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение своих результатов работы с результатами работы других банков. В усло­виях рыночной экономики важно проследить также тенденции развития банковской системы на национальном уровне. Сегодня в России налицо дефицит ана­литической информации о работе коммерческих банков. Поэтому важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.

В международной практике используются разные методики составления бан­ковских рейтингов. Обычно оценку надежности банков, или банковский рейтинг, проводят центральные банки или государственные органы надзора за работой банков.

В США рейтинг надежности всех американских банков ведет Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. В Германии эту работу выполняет Министерство финансов, используя нерейтинговые методики. В нашей стране Банк России также проводит работу по оценке надежности и стабильности всех коммерческих банков. Но особое внимание при этом уделяется, конечно, выяв­лению банков, находящихся в нижней части рейтинговой таблицы, т.е. ненадежных, имеющих недостатки в финансовой деятельности.

Отметим, что правительственные органы во многих странах мира в отличие от специализированных рейтинговых агентств не публикуют результаты своих исследований, чтобы не повлиять на отношение к этим банкам со стороны акцио­неров и клиентов (реальных и потенциальных).

Рейтинг банков — это система оценки их деятельности, основанная на финан­совых показателях работы и данных баланса банка. Осуществление рейтинга банка в целом состоит в выведении свободной оценки по всем направлениям, которые подверглись анализу.

Рейтинговая оценка может быть проведена специальным рейтинговым агент­ством на основании соглашения с банком. Она призвана защитить интересы банка и его клиентов. По банковскому рейтингу можно судить о финансовом положении кредитного института, его месте и роли в банковской системе.

Единой универсальной методики анализа устойчивости, надежности банка не существует (не только в России, но и за рубежом), поскольку банки различаются по функциональному признаку, набору выполняемых операций и услуг, составу клиентов, территориальному признаку, проводимой политике на финансовых рынках и т.д.

В мировой банковской практике существуют два основных подхода к оценке деятельности коммерческих банков:

1)     на основе анализа системы показателей конкретного банка и их сравнения с аналогичными показателями первоклассных банков;

2)  на базе рейтинговой оценки, производимой надзорными органами.

В России пока сложно полноценно использовать эти подходы в анализе. В первую очередь потому, что в нашей стране практически нет экспертных служб, которые профессионально могли бы в масштабах государства заниматься сбором, обобщением, систематизацией и публикацией материалов, отражающих деятель­ность коммерческих банков, как это делается в экономически развитых странах. Более того, ряд показателей, применяемых в международной практике, не адапти­рован для российских банков. Поэому необходимо завершить работу по переходу на международные стандарты в области учета и отчетности банков России, а также оптимизировать принципы их работы.

В США для оценки надежности, стабильности работы коммерческих банков использу­ют рейтинговую систему CAMEL, в которой важнейшими показателями, характеризу­ющими деятельность коммерческого банка, являются: достаточность капитала (С); качество активов (А); уровень менеджмента (М); доходность (Е); ликвидность (L.).

Принцип составления рейтинга состоит в том, что при расчете названных показа­телей значение каждого из них отмечается на графике по оси абсцисс. По оси ординат показателю анализируемого банка соответствует точка, отражающая положение данного банка в обшей совокупности банков США (в процентах — так называемый процентиль). Итак, процентиль характеризует место банка по отношению к группе сопостави­мых банков.

В США сопоставимая группа может насчитывать до 100 и более банков. Учитывая то, что в США в настоящее время насчитывается примерно 10 000 банков, из них формируют около 25 групп сопоставимых банков. Основными критериями выделения групп являются:

а)       размер банка (валюта баланса, сумма всех активов и пр.);

б)       местоположение банка (расположен банк в городе или в сельской местности),
позволяющее оценить уровень конкуренции, испытываемой банком, что отражается
на уровне его маржи и затрат;

в)       наличие или отсутствие филиальной сети.

Банк считается устойчивым, если он располагает достаточным капиталом, имеет ликвидный баланс, является платежеспособным и удовлетворяет ряду требований к качеству его капитала. Общая сумма баллов, подсчитанная таким способом, исполь­зуется для определения рейтинга данного банка по совокупности всех факторов.


1.5 ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство соз­дало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой денежно-кредитной политики цент­рального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.

ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ КАК СРЕДСТВА СБЕРЕЖЕНИЯ И ПЛАТЕЖА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ И УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СТАБИЛЬНОГО ВАЛЮТНОГО КУРСА

Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требовалось их кардинальное решение.

Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преи­мущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.

Укрепление номинального курса национальной денежной единицы стало важным сигналом участникам денежного рынка для пересмотра своих инвести­ционных портфелей, а участникам денежного оборота — для применения мер опти­мизации инвестиционных портфелей.

УВЕЛИЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В РОСТЕ МОНЕТИЗАЦИИ ВВП И РОСТЕ ДЕНЕЖНОГО МУЛЬТИПЛИКАТОРА

В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от состояния платеж­ного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздействие на динамику скорости обраще­ния. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной реакции субъектов производствен­ного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положе­ния дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.

Сохранение действующей динамики скорости обращения денег позволяет более точно оценивать спрос на деньги. Происходит четкое и регламентирован­ное законодательством формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего центрального банка и коммерческих банков, по осуще­ствлению эмиссии денег и соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.

Формированию денежной массы в объемах, необходимых для удовлетво­рения экономически обоснованного спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного мультипликатора.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ с 2007 года

Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России. Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров и услуг. Одновременно постепен­ная, но неуклонная либерализация валютного регулирования и внешне­торговой деятельности со стороны государства позволяют обеспечить отно­сительную стабильность национальной валюты. Такая стабильность опре­деляется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса страны. По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредит­ными институтами происходит устранение валютных ограничений. Это поз­воляет государству декларировать требование перевода с 2007 года россий­ского рубля в статус свободно конвертируемой валюты.

УКРЕПЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ К БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ, ВЫРАЖАЮЩЕЕСЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕЕ ЛИКВИДНОСТИ И РАСШИРЕНИИ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ

Последовательное снижение уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали базовыми условиями повышения доверия к национальной валю­те и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в иностранной валюте.

Состояние ликвидности национальной банковской системы постоянно тре­бует четкого определения источников роста денежной базы, эффективного исполь­зования инструментов денежно-кредитного регулирования и прочих мер, направ­ленных на достижение прозрачности денежного оборота с выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия рыночных инструмен­тов управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.

О повышении доверия населения к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки способствует рост реальных доходов населения.

В плане усиления эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной валюты как средства сбережения.

Развитие банковского сектора в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том числе вкладов населения.

Изменение структуры совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового сектора представляет собой долговременную тенденцию.










































2. БАНКОВСКАЯ ТАЙНА


Вопросы правового регулирования общественных отноше­ний по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время за­нимают одно из значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны, реализации разны­ми субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет конста­тировать, что на эту проблему, как и на ряд других, в настоящее время сложились две полярные точки зрения, отражающие, как правило, профессиональную принадлежность и идеологию их ав­торов.

Содержание банковской тайны в действующем законодательстве регулируется нормами двух законодательных актов: ст. 857 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках).

Согласно п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Одновременно с этим ст. 26 Закона о банках предоставляет право кредитной организации вклю­чать в состав банковской тайны иные сведения, если это не противоречит феде­ральному закону.

Как видим, правовые нормы, определяющие содержание банковской тайны, не совпадают. Возникает вопрос, какие нормы правомерно применять на прак­тике? В юридической литературе существуют разные мнения по данной пробле­ме. Одни авторы считают, что целесообразно использовать правило о соотноше­нии общих и специальных правовых норм: поскольку ст. 26 Закона о банках яв­ляется специальной, надо следовать требованиям этой статьи. Другие авторы полагают, что никакой конкуренции между ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона о бан­ках нет.

При несоответствии указанных норм на­до руководствоваться Гражданским кодексом. Статья 857 ГК РФ не отсылает к другим законам, нормы которых могут определить иной, отличный от установ­ленного Кодексом объем сведений, составляющих банковскую тайну. Поэтому на основании п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы граждан­ского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Граждан­скому кодексу, ст. 26 Закона о банках в части определения содержания банков­ской тайны на практике не  должна применяться.

Это утверждение основывается на анализе соотношения норм Гражданского кодекса РФ и Закона о банках, а также следует из природы правоотношений, которые образуют институт банковской тайны. Такие правоотношения представляют собой компромисс интересов: частноправовых, обусловленных отноше­ниями клиента и банка по поводу заключения и исполнения договора банковско­го счета (договора банковского вклада), и публично-правовых, обусловленных отношениями банка и государственных органов, регламентированными законо­дательными актами.

С одной стороны, банковская тайна защищает интересы клиента и запрещает, по общему правилу, доступ третьих лиц (в том числе государства в лице государственных органов) к конфиденциальной информации клиента банка. С другой стороны, нормы, регулирующие правоотношения, связанные с банковской тайной, закрепляют на законодательном уровне исключительные случаи и поря­док такого доступа в интересах государства. При этом стоит согласиться с мнением о том, что законодательное регули­рование доступа государства в лице государственных органов, осуществляющих публичные функции, к конфиденциальной информации частных лиц нуждается в совершенствовании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.