Бегство капитала: природа, формы, последствия
Министерство образования Российской
Федерации
Тамбовский государственный университет
имени Г.Р. Державина
кафедра экономической теории
РЕФЕРАТ
Бегство
капитала: природа, формы,
последствия
Тамбов 2003
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
I.
ПРИРОДА "БЕГСТВА" КАПИТАЛА
§1. Бегство капитала в системе понятий
§2. Причины бегства капиталов
II.
ФОРМЫ "БЕГСТВА" КАПИТАЛА
§1. Способы бегства капитала
§2. Виды бегства капиталов
III.
ПОСЛЕДСТВИЯ "БЕГСТВА" КАПИТАЛА
§1. Об опасности бегства и характере
ущерба, им причиняемом
§2. Масштабы и последствия утечки
капитала из России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Оценка относительного объема бегства капиталов
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Отношение
статьи “пропуски и ошибки” к сумме кредитовых статей платежного баланса
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается заметный
интерес к ситуации, сложившейся в области внешнеэкономических связей России.
При этом особое внимание уделяется вопросу о бегстве капитала.
Анализируя
причины современного финансового кризиса в России, среди главных факторов выделим
чрезмерную зависимость нашей страны от импорта иностранного капитала в
условиях, когда ежегодно до 20 млрд. долл. нелегально уходит за границу. Таким
образом, Россия кредитует весь остальной мир.
Она активно
участвует в вывозе капитала в самых разнообразных формах, являясь партнером
многих стран мира. По расчетам А. Булатова, вывоз капитала из России достиг
примерно 180-210 млрд. долл.[1]
Финансовый капитал вывозится в форме банковских кредитов, торговых кредитов и
авансов, наличной иностранной валюты, а предпринимательский капитал – в форме
прямых и портфельных инвестиций. Если исключить из этой суммы прирост
накоплений наличной иностранной валюты внутри страны, то величина экспорта
капитала составит 150-180 млрд. долл.
Одновременно
следует отметить, что сегодня и Китай является не только крупным заемщиком, но
и экспортером капитала, на что, к сожалению, редко обращают внимание. Однако
при этом природа и характер вывоза капитала в Китае совершенно иные, чем в
России. Так, увеличение объемов вывоза капитала из Китая в значительной степени
связано с ежегодным ростом денежных сбережений населения (с 28% ВНП в 1980 г.
до 40% в начале 90-х годов)[2].
Причем это осуществлялось одновременно с ростом ВВП в стране на 8-10% в год.
Это позволило реализовать крупномасштабные внешнеэкономические операции, в том
числе по вывозу капитала, связанные с формированием условий для поддержки
экспорта китайских товаров, расширением внешних рынков сбыта.
Таким образом, проблемам экспорта
капитала присущи разные тенденции, причины и характер. Они могут как возникать
в условиях экономического роста, так и порождаться серьезными финансовыми
трудностями страны, в свою очередь, сдерживая подъем отечественного
производства и порождая массовую безработицу.
Сегодня
проблема "бегства" капитала изучена мало. Но в свете событий
последнего десятилетия в России и в мире все больше и больше ученых изучают
вопросы, связанные с явлениями теневой экономики.
И тем
не менее на сегодняшний день в уголовно-правовой и криминологической российской
науке нет ответов на вопросы: какова структура "бегства капиталов из
России" как экономического явления; все ли элементы этого явления
преступны; носит ли это явление принципиально негативный характер; необходимо
ли с ним бороться, и какими способами. Не разработана и методология изучения
этого явления.
Данная работа посвящена изучению проблем утечки
государственного капитала и его отражению в развитии экономики страны в целом.
Целью работы
является изучение основных тенденций "бегства" государственного
капитала, их причин, особенностей и последствий.
Бесспорна актуальность
рассматриваемой темы, так как анализ "бегства" капитала в сложной
экономической ситуации, позволяют выявить новые экономические закономерности и
дать подробный анализ причин сложившейся ситуации. Кроме того, данная тема
представляет интерес ввиду зависимости социально-политических явлений от курса
экономических реформ и преобразований.
При написании работы было
использовано большое количество российской периодической литературы, в том
числе такие журналы, как "Экономика и жизнь", "Вопросы
экономики", "Общество и экономика" и другие, а также работы
академика, директора ИЭ РАН Л. Абалкина, Булатова А.С., материалы
монографического исследования Н.А. Лопашенко и другие.
I. ПРИРОДА "БЕГСТВА"
КАПИТАЛА
§1.
Бегство капитала в системе понятий
В современной науке и практике
система понятий, характеризующих внешнеэкономические связи, продолжает
оставаться достаточно дискуссионной. Существуют различные подходы к оценке
природы экспорта капитала, определения бегства капитала как его особой формы.
В самом общем
виде "бегство" капиталов за границу России представляет собой отток,
перемещение капиталов различного происхождения с территории Российской
Федерации на территорию любого другого государства и размещение его на этой
территории с использованием различных способов.[3]
Бегство капиталов
за границу России означает, прежде всего, их фактический вывоз за пределы
Российского государства. Под бегство не подпадает смена российского
собственника на иностранного (например, продажа доли в собственности, продажа
всего предприятия в целом российским бизнесменом иностранному партнеру) в том
случае, если капиталы остаются на территории России, но фактически переходят в
собственность иностранного государства. Подобная ситуация может расцениваться
как вполне законная, легальная, или незаконная, даже преступная, однако к
бегству капиталов за границу она отношения не имеет. Если капитал остается на
территории России, государство получает от этого экономическую выгоду в виде
налогов, инвестирования капиталов в российскую экономику и, тем самым, в виде
ее развития и укрепления.
Нельзя относить к
бегству капиталов за границу и перевод рублевых запасов, капиталов, в валютные,
если эти капиталы остаются на территории России. Даже если они не помещены на
банковские счета, хранятся, по образному выражению, “в чулках”, и не работают
не только на официальную экономику России, но и на своего собственника, бегство
капиталов за границу отсутствует; капитал находится в России.
Под понятие
"бегство" капиталов за границу подпадает также невозвращение на
территорию России капиталов, образовавшихся на территории другого государства
в результате, например, хозяйственной деятельности, если собственник
(законный владелец) капитала – российский гражданин или лицо без гражданства,
гражданин другого государства, постоянно проживающие на российской территории.
В
понятие капиталов, которые бегут из России, следует включать капиталы,
появившиеся в результате так называемой “серой” теневой экономики. Это
капиталы, образовавшиеся в результате совершения таких преступлений, как
незаконное предпринимательство (ст. 171 УК), незаконная банковская деятельность
(ст. 172 УК), лжепредпринимательство, не связанное с совершением хищений и иных
преступлений, не подпадающих под гл. 22 УК (ст. 173 УК – частично), незаконное
получение кредита (ст. 176 УК), невозвращение из-за границы средств в
иностранной валюте (ст. 193 УК), весь спектр налоговых преступлений (ст.ст.
194, 198, 199 УК), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК). В
немалой степени появление таких капиталов обусловлено экономической политикой
Российского государства, правильнее сказать, ее изъянами и издержками.
Экономическое законодательство России на протяжении практически всех 90-х годов
XX-го столетия было крайне невыгодно
для субъектов экономической деятельности; важнейший принцип экономической
деятельности, согласно которому любому ее субъекту должно быть выгоднее
экономически не нарушать закон, соблюдать его, вообще не закладывался в
экономические законы. Проводился в жизнь – и то, крайне непоследовательно, -
принцип выгоды государства и приоритетной защиты его экономических и иных
интересов. К этому принципу на законодательном уровне стали обращаться только
сейчас; речь идет, прежде всего, об изменениях в налогообложении, введении
единого 13-ти процентного налога, который некоторые исследователи сравнивают с
экономической амнистией.
Что
касается капиталов, полученных в результате совершения других преступлений,
например, в результате хищений, преступлений, связанных с преступным оборотом
оружия, радиоактивных веществ или ядерных материалов, наркотических средств или
психотропных веществ, и т.д., они ни при каких условиях не могут быть
возвращены в официальную экономику в таком виде, без изменения их статуса.
Подобные капиталы должны быть безусловно конфискованы. Поэтому понятие “бегство
капиталов за границу России” на такие капиталы не распространяется; в отношении
них действует федеральное российское и международное законодательство о
противодействии легализации (отмыванию) капиталов, приобретенных преступным
путем.[4]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|