В связи со сложившейся
ситуацией в целях снижения уровня безработицы правительство РФ разрабатывает
региональные целевые программы по сокращению числа безработных, на которые
планируется выделить 20 млрд. руб. из федерального бюджета. Возможности
минимизации уровня безработицы будут рассмотрены в следующем параграфе.
В целях снижения безработицы государство
располагает различными методами, связанными с разработкой способов
переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных,
содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно
классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Рассмотрим подробнее данные методы:
Активные методы
нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы
образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с
требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной
мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости
лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные методы
включают создание системы социального страхования и материальной помощи
безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по
безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена
на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Рассматривая вопрос государственного
регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики
непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного
критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная,
макроэкономическая, политика в сфере занятости населения. (Схема 1.)
Схема 1.
Виды государственной политики в области безработицы. Составлено автором
Данные виды политики государства тесно
взаимосвязаны между собой и в совокупности определяют влияние на уровень
занятости населения.
Обращаясь к методам минимизации безработицы в
России, рассмотрим возможные методы, прибегая к вышеуказанной классификации.
Макроэкономическая политика:
ü
Создание условий для роста спроса на товары. Так
как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров
и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если
товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет
нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
§
стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования
ставок таможенных пошлин и тарифов),
§
льготное налогообложение,
§
поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию
предприятий
§
льготное кредитование (например, Национальный
проект развития сельского хозяйства) и т.п.
Социальная политика:
ü
Выплата пособия по безработице признанным
безработными,
ü
Бюджетное субсидирование дополнительной (по
отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно
может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых
рабочих,
ü
Предоставление возможности досрочного выхода на
пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может
использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет
существенное увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения:
ü
Применение в государственном и негосударственном
секторах экономики гибких форм занятости и др.
ü Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание
специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).
ü Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая
форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов,
обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности,
не противоречащей законам страны.
ü
Предоставление рабочих мест, не ориентированных на
получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа
в области охраны окружающей среды и т.д.
ü Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и
государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна
обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на
которые спрос не удовлетворен.
ü
Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости
(надомничество, в т.ч. электронное надомничество). К надомничеству обращаются
квалифицированные работники, располагающие персональными компьютерами,
терминалами, современными средствами связи. Распространение «электронного
надомничества»[15]
создает гибкие рабочие места, снижает для предпринимателей расходы на
помещения, отопление, освещение. Вместе с тем подобные сдвиги в структуре
занятости создают новый стиль жизни: труд обогащается, возрастают
самостоятельность и ответственность работника.
ü
Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том
числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е.
право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от
колебаний спроса.
ü Информационная помощь безработным. Конвенция МОТ № 88 от 1998 г. предполагает, что службы занятости должны располагать информацией о рынках труда не только
своего региона, но и всей страны в разрезе отдельных отраслей.
ü Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений,
осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении
сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).
Рассмотрим подробнее
возможность минимизации безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном
государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости
населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб
занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве
безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и
предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся
профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда
ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае
отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого
пособия.
Для реализации
государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам
соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по
трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана
Государственная служба занятости.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено
незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов,
определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не
государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за
помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют
как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность
в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по
истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает
статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой
специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение
вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу,
содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их
профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги
предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
1.
Анализ и прогнозирование спроса и предложения на
рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2.
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся
по вопросам трудоустройства;
3.
Для эффективного осуществления этих задач
необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления
занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке
информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых
решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника.
4.
Консультация обращающихся в службу занятости
трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения
рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|