Все перечисленные
БД – полнотекстовые; виды поиска: по тематике, меню, контекстный.
Базы данных «Infoset - CD»: электронный бюллетень «Юридический
вестник»; «Законодательство РФ»; «Налги России»; «Банки, страхование и ценные
бумаги»; «Внешнеэкономическая деятельность»; «Деловая документация»;
«Справочная информация» и др.
Также имеются и
Адресно-справочные базы данных такие, как:
«Записная
книжка» -
сведения о совместных предприятиях, инофирмах, аккредитованных в СНГ,
посольствах, банках, биржах, торговых палатах, коммерческих центрах,
международных хозяйственных организациях, торгпредствах, советских
внешнеторговых организациях, корпунктах иностранной прессы. (Тип БД –
фактографическая; виды поиска: меню, контекстный, собственный обзор информации,
сведения из печатных изданий АО Издательский дом «Коммерсант»).
«Бизнес-карта.
Регион. Промышленность» - сведения о промышленных предприятиях стран СНГ и Балтии,
структурированные по регионам.
Банк данных «Производители
товаров и услуг» (АСУ «Импульс») предназначен для руководителей предприятий, отделов
снабжения, сбыта, маркетинга, специалистов различных отраслей промышленности.
CD-ROM «Промышленность России и ближнего
зарубежья»
включает информацию о 45 тыс. предприятий и организаций, производителей и
потребителей продукции.
«Экспортёры и
импортёры России»;
коммерческая
информация НТК «Полином» - информация о предложениях различных товаров в Москве,
разбитая на несколько разделов, которые могут поставляться отдельно. [5, c. 40]
Интерес для
пользователя также представляют еженедельные издания «Оптовик», «Товары со
склада» и появившиеся электронные справочники поставщиков и продавцов продукции
(фирма «Полином»). Информация собирается на основе рекламных объявлений и
обновляется практически ежедневно.
Важными
источниками деловой и коммерческой информации в печатной форме служат также
информационно-коммерческие и рекламные каталоги, например, «Кто есть кто в
России» - каталог фирм, выпускаемый рекламным агентством «Бизнес-пресс», или
каталог «Larics», который содержит
информацию о фирмах в виде форматной и строчной рекламы.
Следует отметить,
что практически вся справочная и коммерческая информация даже в России может
быть получена не только в печатной, но и в машиночитаемой форме как в виде
справочных и текст-числовых БД, так и БД полного текста, представляемых на
дискетах и компакт-дисках, и в виде БД, доступных по электронной почте в
режимах off-line или on-line через диалоговые службы. На
мировом рынке БД деловой и коммерческой информации предоставляются, в основном,
в режиме диалога и на компакт-дисках.
Среди российских
БД, характеризующих не только адресную, но и финансовую информацию,
предоставляющую интерес для кредитного анализа, возможно, одним из важнейших
источников служит «Реестр предприятий-партнёров для эффективной
предпринимательской и внешнеэкономической деятельности», подготавливаемый
Российской торгово-промышленной палатой (ТПП) в печатной и машиночитаемой
форме. Недостаток данного источника информации заключается в том, что он
охватывает в основном государственные или бывшие государственные предприятия и
организации, а кроме того, он трудно доступен даже для коммерческих банков.
Главным
источником кредитно-финансовой коммерческой информации по российским
предприятиям служат и будут служить ближайшие годы БД, подготавливаемые
западными информационными фирмами, обосновавшимися на российском рынке,
например, фирмой «Dun & Bradstreet», которая ведёт данную работу за
свой счёт, а также в рамках проектов, финансируемых из зарубежных источников.
Важным источником
деловых новостей по-прежнему являются ведущие государственные агентства
новостей, такие как ИТАР-ТАСС или РИА-Новости, однако, они во многом строятся
на использовании традиционных подходов к отбору и предоставлению информации.
Последние годы с ними успешно конкурируют частные независимые информационные
агентства, например, такие как «ИАП», «PostFactum», «SOVECON», «NOVA», «Палинформ», «ПагиПресс».
Примером
специального делового издания в электронной форме служит газета
«Компьютер-ворлд-Москва» (CW-Moscow), доступная абонентам сети «Eunet/Releom» через информационную систему «RELTS».
Интересным
источником деловой информации и новостей может стать «Сетевая служба новостей»,
распространяемая нескольким сотням подписчиков через сеть «Релком» на
конкретные сетевые адреса.
Информатизация
обеспечит переход общества от индустриального этапа развития к информационному.
Информационный рынок должен предоставить потребителям все необходимые
информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия
информатики, часто называемая информационной индустрией.
В информационном
обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система
ценностей, возрастает значимость культурного досуга о отношению к материальным
ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где всё направлено на
производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и
потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного
труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастёт спрос на
знания.
Материальной и
технологической базой информационного общества станут различного рода системы
на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии,
телекоммуникационной связи.
Информационное
общество –
общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением,
переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.
Ближе всех на
пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной
индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию,
страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений
государственной политики является направление, связанное с инвестициями и
поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем
и телекоммуникаций.
Результатом
процесса информатизации является создание информационного общества, где
манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами,
интеллектом, знаниями.
Для свободной
ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной
культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура
связана с социальной природой человека.
Информационная
культура –
умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения,
обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные
технические средства и методы. [9, c. 19]
Как и при использовании
традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должен знать: где находятся
информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них
нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти
вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок
информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных
отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой
основе.
Поставщиками
информационных продуктов и услуг могут быть:
·
Центры,
где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное
накопление и редактирование в них информации;
·
Центры,
распределяющие информацию на основе разных баз данных;
·
Службы
телекоммуникации и передачи данных;
·
Специальные
службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для её
анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки,
биржи;
·
Коммерческие
фирмы;
·
Информационные
брокеры.
Развитие рыночных
отношений привело к разрушению традиционных и появлению новых видов
предпринимательской деятельности, от состояния и перспектив развития которых
зависит формирование научного и производственно-технического потенциала любого
предприятия. Прежде всего это относится к деятельности фирм, занятых в области информационных
технологий и информационного бизнеса, предпринимательской деятельности
(частной, кооперативной, государственной), связанной с разработкой и
распространением информационных технологий. [1]
Одним из
немаловажных факторов, повлиявших на внедрение информационных технологий, тало
появление информации, которая вскоре приобрела статус бизнес-информации.
В большинстве
случаев пользователи заинтересованы в получении реальных данных о
производителях, ценах, спросе на отдельные товары и т.д. Информация такого рода
необходима данный конкретный момент и в большинстве случаев быстро устаревает.
В связи с этим появляется необходимость в актуализированных средствах,
позволяющих обеспечить решение проблем в сжатые сроки.
Потребителями информационных продуктов и
услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Различают
следующие группы потребителей деловой информации:
·
Потребители
малого и среднего бизнеса, которым необходимо следить за развитием конкуренции
на рынке товаров и услуг;
·
Индивидуальные
предприниматели;
·
Специалисты
отдельных областей знаний, например, для специалистов в области финансового
рынка появились удобные инструменты для осуществления операций и анализа
конъюнктуры на рынке ценных бумаг. Примером может служить информационная база
данных «AK&M-LIST» («Российский фондовый рынок»), отражающая котировки ценных бумаг, цены
спроса и предложения, данные об эмитентах, характеристики выпусков ценных
бумаг, сведения об инвестиционных институтах, фондовые индексы AK&M и
другие полезные сведения.
·
Читатели
библиотек;
·
Представители
предприятий;
·
Представители
научных организаций;
·
Представители
фирм;
·
Представители
коммерческих и банковских структур;
·
Представители
иностранных компаний;
·
Отдельно
можно выделить и юристов, для них специально выпускаются компьютерные базы
данных, которые практически в неограниченном количестве содержат сведения об
имеющихся нормативно-правовых актах. Программное обеспечение позволяет
своевременно вносить сведения о действующих, вновь принятых нормативно-правовых
актах и актах, утративших юридическую силу. Имеется возможность анализировать
накопленную информацию, выбирать нужное по различным признакам.
В настоящее время
у российских фирм имеются реальные возможности вывести на мировой рынок
информационные ресурсы, интересующие зарубежных партнёров. Например, информация
о проспектах эмиссий ценных бумаг банков через сервер Института коммерческой
информации стала доступна в режиме онлайн для любого зарубежного инвестора.
Учитывая важность
развития сферы деловой информации для социально-экономических преобразования в
России, многие специалисты считают, что среди поддерживаемых государством по
развитию инфраструктуры информационного рынка должны быть: мониторинг
общедоступных информационных и телекоммуникационных продуктов и услуг,
широкомасштабные маркетинговые исследования рынка деловой информации,
целенаправленное формирование покупательских потребностей и, ответственно,
покупательского спроса, развитие системы информирования и рекламы.
Наступило время
переходить от вопросов использования отдельных компонентов системы
бизнес-информации в отдельных информационных учреждениях к созданию реальных
структур информационного обеспечения отечественных и западных потребителей. В
этой связи уместно рассматривать вопросы информационного сервиса через призму
информационного менеджмента. [20, c. 35]
Глава II.
Информационный менеджмент
Стремительное
развитие практики менеджмента, работы по созданию общей теории менеджмента
позволяют дать его уже, можно сказать, устоявшееся определение.
Менеджмент – это управление в
социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов,
средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и
увеличения прибыли. [18]
В управленческой
науке до сих пор не сложилось однозначного понимания того, то есть
информационный менеджмент.
1. Различные виды
менеджмента тесно взаимосвязаны друг с другом (например, документный,
информационный).
2. Менеджмент
зачастую понимается как синоним «управления» и во внимание не принимаются его
специфические особенности.
3. Большое
значение в обществе играет мода на иностранные термины, что мешает более
правильному пониманию информационного менеджмента.
Принято
трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле.
В узком смысле
менеджмент понимают как синоним «делопроизводства» (ДОУ). Согласно ГОСТ
Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
ДОУ – отрасль деятельности, обеспечивающая
документирование и организацию работы с официальными документами.
Документирование,
то есть создание документа, процесс подготовки официального документа.
Информационный
менеджмент – технология,
компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и
программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно
установленные процедуры формирования и использования информационных
ресурсов.[16, c. 15]
Для определения
понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание
ряд положений:
1.
информация
– комплексная категория, то есть
информация
– условие и средство делового общения;
информация
– средство доведения до общества сведений об организации;
информация
– источник сведений о внешней среде;
информация
– товар.
2.
информационный
менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации;
3.
информация
представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе
процесса принятия управленческого решения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|