Бизнес-план инвестиционного проекта
МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЯТИГОРСКИЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Финансы и
кредит»
по дисциплине
"Планирование и прогнозирование в условиях рынка"
Тема: Бизнес-план
инвестиционного проекта.
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
студент 4 курса
экономики и права факультета
КБУА-951
группы
Заграевский Михаил Маркович
РУКОВОДИТЕЛЬ: Костюк
Людмила Ивановна.
Пятигорск
1998
Содержание
стр.
Введение………………………………………………………………..3
§ 1. Общая характеристика бизнес-плана………………………………….6
1.1
Сущность
планирования…………………………………………..6
1.2
Понятие и задачи
бизнес-плана…………………………………..7
1.3
Виды
бизнес-планов……………………………………………….8
1.4
Структура и содержание
бизнес-плана…………………………..9
§ 2. Бизнес-план ОАО «Крон»………………………………………………15
2.1 Концепция бизнеса ………..………………………………………16
2.2 Краткая информация о предприятии……………………………..17
2.3 Характеристика продукции……………………………………….18
2.4 Анализ рынка и конкуренты………………………………………19
2.5 План производства…………………………………………………20
2.6 Потребность в инвестициях……………………………………….21
2.7 Информация о персонале………………………………………….23
2.8 План маркетинга……………………………………………………24
2.9 Потенциальные риски…………………………………………… ..25
2.10 Финансовый план и финансовая стратегия………………………26
Заключение………………………………………………………………28
Приложение ……………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………….. .43
Введение
Планирование является
нормой любой предпринимательской деятельности. С развитием рынка и в России
необходимость в бизнес-планах стала настолько очевидной, что уже в 1994 – 1995
гг. их применение становится обязательным. В январе 1995г. московское
правительство, например, опубликовало распоряжение, в котором рекомендовало
использовать бизнес-план «в целях совершенствования методов расчета
экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности
вложений инвестиций в проектирование и строительство объектов и
градостроительных комплексов». Крупные коммерческие банки, в частности
«Менатеп», разработали подробные перечни вопросов, на которые нужно ответить в
бизнес-плане, как в «необходимом документе».
Бизнес-план выступает как
объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в тоже
время необходимый инструмент проектно – инвестиционных решений в соответствии с
потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого
предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются
способы их решения. Следовательно, бизнес-план – одновременно поисковая, научно
– исследовательская и проектная работа.
Не будет преувеличением
назвать бизнес-план основой управления не только коммерческим проектом, но и
самим предприятием. Благодаря бизнес – плану у руководства появляется
возможность взглянуть на собственное предприятие как бы со стороны. Сам процесс
разработки бизнес – плана, включающего детальный анализ экономических и
организационных вопросов, заставляет мобилизоваться. Целью бизнес – плана может
быть получение кредита, или привлечение инвестиций, определение стратегических
и тактических ориентиров фирмы и др.
Бизнес –план
предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед
предприятием, независимо от его функциональной ориентации:
-
организационно
– управленческая и финансово – экономическая оценка состояния предприятия;
-
выявление
потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и
слабых его сторон;
-
формирование
инвестиционных целей на планируемый период.
В бизнес-плане
обосновываются:
-
общие и
специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка;
-
выбор
стратегии и тактики конкуренции;
-
оценка
финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей
предприятия.
Бизнес – план
дает объективное представление о возможностях развития производства, способах
продвижения товара на рынок, ценах, возможные прибыли, основных финансово –
экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска,
предлагает пути их снижения. Бизнес – план используется независимо от сферы деятельности,
масштабов, собственности и организационно – правовой формы компании. В нем
решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и
внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими
фирмами и организациями.
Заказчиком
бизнес – плана являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и
инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и
прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес – плана выступают фирмы,
специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования,
авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые
фирмы и эксперты.
При разработки
бизнес – плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих сторон:
-
заказчика
(клиента) бизнес – плана, являющегося самостоятельным инвестором и
использующего привлеченный капитал посредством акционирования, займ, выпуска
облигаций и т.п;
-
муниципальных
органов, определяющих потребности и приоритеты в строительстве объектов в
соответствии с общей концепцией развития, формирующих проектное задание,
рассматривающих заявки и оформляющих соответствующие документы (например,
землеотводные), планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в
надзоре за реализацией;
-
подрядных
фирм, детализирующих концепцию бизнес – плана, осуществляющих технические
изыскания, проектирование, составление сметной документации, авторский надзор
за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса и
т.п., сдачу объекта заказчику;
-
потребителя,
использующего продукцию или услуги.
План бизнеса
используют и как инструмент проведения деловых переговоров. При подготовке
плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от
заимодавца или инвестора, но и ясно показать, что он готов отдать.
§
1. Общая характеристика бизнес-плана
1.1
Сущность планирования
Планирование - это деятельность,
заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих
будущее состояние экономической системы, путей способов и средств его
достижения.[1]
С точки зрения
предприятия, на микроэкономическом уровне, планирование – это способ осуществления
действия, основанный на сознательных, волевых решениях субъектов
микроэкономики, механизм, который заменяет цены и рынок.[2]
Существует две формы планирования деятельности фирмы:
q
планирование
деятельности фирмы на рынке;
q
внутрифирменное
планирование.
Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны.
Необходимо
отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда,
когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый
характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.
Планирование
деятельности предприятия позволяет:
q
осуществить
четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
q
побудить
руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения;
q
определить
показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
q
подготовить
предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
q
четко
формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.
Основным инструментом планирования фирмы является бизнес – план
финансово-хозяйственной деятельности.
1.2
Понятие и задачи бизнес-плана
Бизнес – план – это план осуществления бизнес
– операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его
производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их
эффективности.[3]
Цель разработки бизнес – плана – спланировать
хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в
соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых
ресурсов.
Задачами бизнес – плана является:
q
сформулировать долговременные и краткосрочные цели
фирмы, стратегию и тактику их достижения;
q
определить конкретные направления деятельности
фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
q
выбрать ассортимент и определить показатели товаров
и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
q
оценить производственные и непроизводственные издержки;
q
определить состав маркетинговых мероприятий по
изучению рынка, стимулированию продаж, ценообразованию и т.п.;
q
оценить финансовое положение фирмы и соответствие
имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных
целей и т.д.
Бизнес – план выполняет следующие основные функции, а именно:[4]
q
является
инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты
деятельности за определенный период;
q
может
быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
q
является
инструментом добывания финансовых ресурсов;
q
представляет собой инструмент реализации стратегии
предприятия.
Таким образом, бизнес – план позволяет проанализировать возможности
деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить
стратегию функционирования фирмы.
1.3
Виды бизнес-планов
В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес – планы
могут быть различны.
Вследствие этого бизнес – планы по объектам бизнеса можно классифицировать
в соответствии со схемой 1.[5]
Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости
от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические
решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план
может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое
оздоровление. Также может планироваться деятельность всего предприятия или его
отдельного подразделения.
1.5 Структура и содержание
бизнес-плана
Необходимо отметить, что
различные экономисты выделяют несколько разные структуры бизнес – планов,
однако все они имеют приблизительно одинаковое строение. Такая структура
представлена в табл. 1.[6]
Концепция бизнеса (резюме) – это сжатый,
быстро читаемый обзор информации о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит
перед собой предприятие, начиная свое дело или развивая имеющееся.
По сути, концепция является сокращенной версией самого бизнес – плана.
В резюме должны
быть отражены следующие основные моменты:
·
возможности
для бизнеса;
·
привлекательность
бизнеса;
·
важность
для предприятия и региона;
·
необходимые
финансовые ресурсы (собственные или заемные);
·
срок
окупаемости проекта;
·
возможный
срок возврата заемных средств;
·
условия
инвестирования;
·
ожидаемая
прибыль и ее распределение
и т.д.
Порядок изложения
концепции является достаточно свободным, однако ее необходимо начинать с
главной цели предлагаемого бизнеса (как правило получение прибыли) и назначения
разрабатываемого бизнес – плана.
Концепция бизнеса
(резюме) составляется в конце написания бизнес – плана, однако находится в
начале.
В разделе,
описывающем ситуацию в настоящее время и дающем краткую информацию о
предприятии, отражаются следующие моменты:
·
главные
события, повлиявшие на появление идей по бизнес – плану;
·
главные
обстоятельства и проблемы стоящие перед менеджерами;
·
состояние
на рынке и положение, которого необходимо добиться
·
и пр.
Далее в сжатой форме приводится основная информация о предприятии –
дата основания, организационно – правовая форма, учредители, юридический адрес
и т.п.
В разделе, характеризующем объект бизнеса, необходимо отметить направленность
бизнес – плана ( продукция, работы, услуги , создание нового предприятия,
развитие действующего, финансовое оздоровление).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|