Бизнес и предпринимательство в рыночной экономике
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. Даля
Экономический факультет
Кафедра
экономики предприятия
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему:
«Бизнес и предпринимательство
в рыночной экономике»
Выполнила: студентка
гр. ЕК-153
Короленко В.А.
Проверила:
ас. Манченко Р.В.
Луганск · 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…...
1.1.
Основные
определения и термины, классификация………...
1.2.
Предпринимательство.………….…………………………….
1.3.
Теории и
функции предпринимательства……………………
2.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В
УСЛОВИЯХ РЫНЧНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ ……………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ВВЕДЕНИЕ
В условиях любой
экономической системы есть силы, которые являются ведущими в реализации
основной экономической стратегии данной системы. В плановом хозяйстве – это государственные
предприятия, в условиях рынка – это бизнес и предпринимательство различных форм
собственности, дифференцируемые также по объемам производства на малый, средний
и крупный виды бизнеса. Ведущую роль здесь играют малые формы бизнеса по причине
их многочисленности и высокоэффективности.
Бизнес и
предпринимательство - важнейшие элементы рыночной экономики, без которых не
может гармонично развиваться государство, ступившее на путь рыночных преобразований
в экономике. Бизнес и предпринимательство во многом определяет темпы
экономического роста, структуру и качество валового национального продукта
страны, их участие в народнохозяйственной деятельности велико.
Актуальность
тематики бизнеса и предпринимательства на сегодняшний день очень велика. В
условиях формирования рыночного хозяйства, институциональных изменений в
экономике Украины, радикальных изменений в отношениях собственности, проблема
становления и развития бизнеса и предпринимательства приобретает особое
значение по причине того, что эти формы деятельности в Украине еще не приобрели
должного уровня развития и степени влияния на экономику страны. Актуальность
проблемы бизнеса и предпринимательства усиливается также и тем, что тихое и
противоречивое продвижение Украины путем рыночных реформ в значительной мере
обусловлено именно недооценкой роли и значения предпринимательства как
структурного элемента рыночной экономики со стороны государства и общества.
Поэтому бизнес и предпринимательство находятся в тени естественных
государственных монополий.
Степень
изученности и освещенности тематики бизнеса и предпринимательства в мировой
экономической литературе очень велика, что объясняется их ролью в рыночной
системе хозяйствования. В последнее время эта тема стала популярной и у
украинских экономистов. Результатом этого явилось большое количество печатных
трудов научного и публицистического толка касательно данной проблемы. Однако
проблемы бизнеса и предпринимательства продолжают существовать и требуют
своего дальнейшего анализа и проработки.
Цель данной курсовой работы
состоит в изучении и анализе бизнеса и предпринимательства в условиях рыночной
экономике.
Данную цель можно достичь
путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести
следующие:
-
изучение
и анализ общетеоретических основ бизнеса и предпринимательства, как
экономических категорий;
-
рассмотрение взаимоотношений предпринимательства и государства в
аспекте его государственного регулирования;
-
освещение
проблем и перспектив развития бизнеса и предпринимательства в Украине.
Объектом изучения
в рамках данной проблемы является бизнес и предпринимательство в целом, а
предметов – их отдельные свойства и качества.
В качестве
используемой методологии изучения данного явления примем системный анализ и
синтез.
Данная курсовая работа
содержит введение, три раздела основной части, заключение с выводами о
проделанной работе, а также список используемых литературных источников.
1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКЕ
1.1. Основные
определения и термины, классификация
Понятия «бизнес» и «предпринимательство» стали в
последнее время настолько расхожими в экономической научной и публицистической литературе, что несколько утратили свой
первоначальный смысл.
Одно из самых распространенных на сегодняшний день
определений говорит, что бизнес - это любая деятельность, направленная на
получение прибыли путем предоставления другим необходимых товаров и услуг.
Существует и другое определение, более адаптированное
к реальным условиям: бизнес – это предпринимательская деятельность,
осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных
законами, государственными органами или другими представительными организациями
критериях [1, c.14].
Объединив оба этих определения, получим наиболее
полную формулировку данного понятия, которая будет звучать следующим образом:
Бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая за счет
собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность,
ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела, и
осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных
законами, государственными органами или другими представительными организациями
условиях.
Неразрывно с понятием «бизнес», связано понятие «предпринимательство»
(предпринимательская деятельность), определяемое как самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная
на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом
качестве в установленном законом порядке, основанном на нормах гражданского
права [3, c.27].
Проводя сравнительный анализ понятий
«предпринимательство» и «бизнес», можно сделать вывод, что это практически
тождественные в экономической интерпретации понятия, поэтому имеет смысл далее
не разделять их в смысловом аспекте, ибо любое реализованное
предпринимательство есть бизнес, а любой бизнесмен – состоявшийся
предприниматель. Таким образом, предприниматель – это человек, который, оценив
выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией
нового предприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг,
предлагаемых обществу (потребителям).
Понятие бизнес (или предпринимательская деятельность)
дифференцируется (классифицируется) по размерам своей реализации на крупный,
средний и малый виды бизнеса. Сравнительная характеристика видов бизнеса
указывает на то, что они имеют существенные различия не только в объемах производства,
размерах основных фондов, трудовых и финансовых ресурсах, но, и что главное, в
отношении экономики всей страны. И если крупный бизнес – это остов, ось
современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего
предпринимательства – это мышцы, живая ткань хозяйственного организма страны.
1.2. Предпринимательство.
Предпринимательство является основой бизнеса, т.к.
предприниматель – это человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя
риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или
разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемых обществу
(потребителям).
Предпринимательство предполагает создание собственного
дела, а это всегда связано с риском и преодолением сопротивления, возникающего
при рождении всего нового.
Для успешного развития предпринимательства необходимы
определенные условия и факторы активизации, к которым можно отнести:
-
личные
интересы и выгоду;
-
надежность
защитного механизма;
-
существование
ниши на рынке или вероятность увеличения доли рынка;
-
наличие
предпринимательской ренты или возможностей роста прибыли;
-
способность
перераспределять ресурсы и управлять нововведениями;
-
возможность
снижения степени неопределенности и риска [13, c.21].
Прежде чем начать
свой бизнес, необходимо предварительно провести определенную аналитическую
работу:
-
выбрать
основное направление деятельности с учетом собственного опыта и имеющегося
потенциала, степень конкуренции и предполагаемый спрос;
-
определить
деловую (торговую) зону, размер коммерческих возможностей, а также сформировать
профессиональный коллектив исполнителей (команду);
-
оценить
финансовые возможности, т.е. определить необходимый уровень затрат для
функционирования фирмы, величину оборотных (прежде всего денежных) средств для
начала бизнес-цикла, а также размер уставного капитала и возможные источники
финансирования [13, c.23].
Предприниматель,
являясь собственником и представляя фирму в инстанциях, взаимодействует с
различными элементами внешней среды.
К элементам
внешней среды относятся: покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды,
группы интересов, местные органы власти, законодательные и образовательные
учреждения, сотрудники фирмы и т.д.
Каждый и
вышеперечисленных элементов требует от предпринимателя выработки
соответствующей тактики поведения (стратегического, тактического,
оперативного), от которого будет зависеть как краткосрочный, так и долгосрочный
успех фирмы.
Предпринимательство
предполагает создание собственного дела, а это всегда связано с риском и
преодолением сопротивления, возникающего при рождении всего нового, а рождение
предпринимательской деятельности в условиях государства с постплановой
экономикой и есть это новое. Однако для успешного развития предпринимательства
необходимы определенные условия и факторы деятельной активизации, рождение и
становление которых есть длительный и сложный процесс.
Специфика
успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной
деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес и готового
отвечать за результаты своей деятельности. Предприниматель (он же собственник)
является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом,
производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с
учетом каждой из перечисленных ролей. Поэтому актуальной становится задача:
подготовить квалифицированных специалистов, готовых отстаивать интересы
предпринимательства и малого бизнеса в Украине, а также создать в среде малого
предпринимательства работоспособную информационную систему, которая могла бы способствовать
развитию малого бизнеса.
Таким образом
можно сделать вывод, что динамика развития малого бизнеса зависит от многих
факторов, в том числе уровня подготовленности предпринимателей к ведению
бизнеса, так как недостаточная их профессиональная подготовка является одной из
важных причин интенсивного банкротства многих фирм.
1.3.Теории и функции
предпринимательства .
Предпринимательство —
неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого
— свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков,
современное его понимание сложилось в период становления и развития
капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и
источника своего процветания.
В докапиталистическую эпоху
место предпринимателя в обществе и отношение к нему сограждан были неоднозначными.
В экономической теории
понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с
понятием «собственник».
Теория предпринимательства
развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком
в области предпринимательства был Ричард Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель»
в экономическую теорию, работы которого относятся к началу XVIII века. . По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными
доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он
покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему
пока неизвестной. Отсюда следует, что риск — главная отличительная черта
предпринимателя, а его основная экономическая функция состоит в приведении
предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.
Ричард Кантильон первый
обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного
равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он
отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного
поведения, нестандартность принимаемых решений.
Около 1800 года крупный французский экономист Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя:
"Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более
низкой в область с более высокой производительностью и результативностью".
Адам Смит
считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для
извлечения дохода. А. Смит также характеризовал
предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения
прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его
результатами
Основатели классической
политической экономии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, по
их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа
"невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать в качестве
либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за
предпринимателем они не признавали.
Взгляды классиков явились
одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс
видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой
капитал в собственное предприятие и на разнице между стоимостью созданной
наемными работниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет
прибыль, это, по мнению К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сущности предпринимательства,
его социального паразитизма, и поэтому оно должно быть ликвидировано наряду с
другими устоями капиталистической системы хозяйства.
Страницы: 1, 2
|