При списании нематериальных активов используются формы
документов, установленные для списания объектов основных средств.
Аналитический учет по субсчету 031 ведется по объектам
нематериальных активов в инвентарной карточке ОС-6 бюдж.
Глава 2. Материальные запасы
58. На счетах материальных запасов учитываются
строительные материалы, оборудование к установке, материалы, продукты питания,
топливо и горючее, корма, фураж, тара, запасные части к машинам и оборудованию,
молодняк животных и животные на откорме, материалы для учебных, научных и
других целей, а также материалы длительного использования для научных исследований
и на лабораторном испытании, спецоборудование для научно-исследовательских
работ по договорам с заказчиками, специальные (военные) материалы.
Основными задачами учета материальных запасов
являются: обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным
использованием всех материальных ценностей; соблюдение установленных норм
запасов и расходов; своевременное выявление неиспользуемых материалов,
подлежащих реализации в установленном порядке; получение точных сведений об их
остатках, находящихся на складах учреждений.
В целях обеспечения сохранности и правильной
постановки учета материальных ценностей необходимо обеспечить надлежащую
организацию складского учета. Хранение материальных ценностей должно
производиться в специально приспособленных помещениях (складах). Порядок
размещения материальных ценностей в складских помещениях должен обеспечивать
быстроту операций по их приемке, выдаче и проведению инвентаризации.
Ответственность за приемку, хранение и отпуск материальных ценностей
возлагается на материально ответственных лиц, назначенных приказом руководителя
учреждения. Смена этих лиц должна сопровождаться инвентаризацией материальных
запасов на складах и составлением приемо-сдаточных актов, утверждаемых
руководителем учреждения .
Места хранения материальных ценностей должны быть
оснащены необходимым весовым оборудованием, измерительными приборами, мерной
тарой и другими контрольными приспособлениями.
Материальные запасы, не принадлежащие учреждению, но
находящиеся в его пользовании или распоряжении, на ответственном хранении в
соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на
забалансовые счета по стоимости, предусмотренной в договоре.
59. Материальные запасы отражаются в учете и
отчетности по фактической стоимости. Фактической стоимостью материальных
запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических расходов
учреждения на их приобретение.
Фактические расходы на приобретение материальных
запасов могут включать в себя:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором
поставщику (продавцу), в том числе налог на добавленную стоимость (кроме их
приобретения за счет средств от предпринимательской деятельности);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и
консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
- таможенные пошлины и иные платежи;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической
организации, через которую приобретены материальные запасы;
- расходы по заготовке и доставке материальных запасов
до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные расходы, в
частности, включают в себя: расходы по заготовке и доставке материальных
запасов, расходы за услуги транспорта по доставке материальных запасов до места
их использования, и т.п. расходы. В состав данных расходов учреждения могут
также относить и расходы по оплате процентов по заемным средствам, если они
связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования
материальных запасов на складах учреждения; иные расходы, непосредственно
связанные с приобретением материальных запасов.
Расходы на наем транспорта по доставке продуктов
питания, медикаментов, перевязочных средств, минеральных вод, сывороток и т.п.
для лечебно-профилактических, детских и других социально-культурных учреждений
относятся по смете доходов и расходов учреждения на прочие транспортные
расходы.
Материальные запасы, приобретаемые за иностранную
валюту, отражаются в учете в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу
Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.
Учет материальных запасов, приобретенных за счет
бюджетных средств, средств, полученных от предпринимательской деятельности,
целевых средств и безвозмездных поступлений, ведется в количественном и
суммовом выражении по наименованиям материалов и материально ответственным
лицам на карточках количественно-суммового учета материальных ценностей ф.296 и
раздельных оборотных ведомостях ф.М-44.
Учет материальных ценностей на складе ведется
материально ответственным лицом в книге складского учета материалов ф.М-17 только
по наименованиям, сортам и количеству.
Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за
поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а
также производит сверку данных по учету материалов с записями, ведущимися на
складе (кладовой).
60. Материалы и продукты питания в регистры
бухгалтерского учета по приходу записываются на основании первичных учетных
документов (счетов, актов и др.) тем числом, когда получены ценности. В
первичных учетных документах должны быть указаны следующие данные: от кого
поступили материалы или продукты питания, наименование, сорт, количество (вес),
цена, сумма, дата поступления на склад и расписка материально ответственного
лица, принявшего эти ценности.
В тех случаях, когда имеются расхождения с данными
документов поставщика, составляется акт приемки по ф.429. Акт составляется
приемочной комиссией в двух экземплярах с обязательным участием заведующего
складом и представителя от поставщика или незаинтересованной организации. Один
экземпляр акта используется для учета принятых материальных ценностей, другой -
для направления письма поставщику.
61. Выдача материалов со склада производится по
документам, утвержденным руководителем учреждения. Для выдачи материалов
применяются следующие документы:
а) накладная (требование) ф.434 применяется при выдаче
материалов со склада и при перемещении материалов внутри учреждения. Накладная
(требование) выписывается в двух экземплярах;
б) меню - требование на выдачу продуктов питания ф.299
применяется для выдачи продуктов питания со склада. Меню - требование
составляется ежедневно на основании норм раскладки продуктов питания и данных о
количестве довольствующихся.
Меню - требование с расписками лиц о выдаче и
получении продуктов питания передается в бухгалтерию в сроки, установленные
графиком, но не реже трех раз в месяц.
Выдача продуктов питания в лечебно-профилактических
учреждениях производится в порядке, установленном Министерством здравоохранения
Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской
Федерации;
в) ведомость на выдачу кормов и фуража ф.397. Корма и
фураж отпускаются со склада в пределах установленных норм;
г) ведомость выдачи материалов на нужды учреждения
ф.410 применяется для выдачи хозяйственных материалов, материалов для учебных и
других целей в течение месяца. При этом записи в ведомости следует производить
не в хронологическом порядке, а для каждого вида материалов необходимо
оставлять определенное количество строк, чтобы в конце месяца по каждому виду
материалов можно было получить общий итог;
д) заборная карта ф.431 применяется как при ежедневном
отпуске материалов и топлива, так и через определенные промежутки времени в
течение месяца.
Заборная карта выписывается на каждого получателя на
несколько наименований материалов для расходования по прямому назначению. Эта
карта выписывается в двух экземплярах, один из которых с распиской получателя
хранится на складе, второй - у получателя. При ежедневном отпуске материалов
заборная карта выписывается сроком на 15 дней, а при периодическом отпуске -
сроком на месяц.
Материалы и топливо выдаются в установленном порядке
при предъявлении получателем своего экземпляра заборной карты. Отпуск
материалов сверх установленного лимита производится по накладной (требованию)
ф.4 34.
В тех случаях, когда выдача топлива со склада по
накладной (требованию) или заборной карте является невозможной, списание
расхода топлива производится по актам обмера остатков;
е) путевой лист (ф.ф.3 (0345001), 3-спец. (0345002), 4
(0345003), 4-с (0345004), 4-п (0345005), 6-спец. (0345007) применяется для
списания в расход всех видов топлива. Топливо списывается по фактическому
расходу, но не выше норм расхода горюче-смазочных материалов на автомобильном
транспорте, утвержденных в установленном порядке. Регистрация путевых листов
производится в журнале учета движения путевых листов ф.8 (0345008);
ж) товарно-транспортная накладная ф.1-т (0345009)
межотраслевая применяется в учреждениях для перевозки и оформления грузов.
62. Списание материалов и продуктов питания производится
по ценам их приобретения или средним ценам, если аналогичные материалы или
продукты питания приобретались по разным ценам.
Списание материалов и продуктов питания производится в
соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами расходов на
основании документов, подтверждающих их количественный расход и утвержденных
руководителем учреждения (ф.ф.299, 397, 410, 431, 3, 3-спец., 4, 4-с, 4-п,
6-спец. или акта о списании материальных запасов ф.230).
Возвратная или обменная тара (бочки, бидоны, ящики,
бутылки и т.п.) как свободная (порожняя), так и находящаяся под материальными
ценностями, учитывается по соответствующим группам или видам по ценам,
указанным в счетах поставщиков.
При возврате или реализации тары разница между ценой
приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится по смете доходов и
расходов на прочие текущие расходы.
63. Для учета материальных запасов предназначены
следующие счета: 04 "Оборудование, строительные материалы и материалы для
научных исследований", 05 "Молодняк животных и животные на
откорме", 06 "Материалы и продукты питания".
Счет 04 "Оборудование, строительные материалы и
материалы
для научных исследований"
64. На этом счете учитываются оборудование, подлежащее
установке в строящихся (реконструируемых) объектах, строительные материалы,
конструкции, детали и другие материальные ценности, приобретаемые за счет
средств, выделенных из бюджета и средств, полученных за счет внебюджетных
источников, материалы длительного использования для научно-исследовательских работ,
а также специальное оборудование, приобретенное для выполнения
научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками.
Счет 04 "Оборудование, строительные материалы и
материалы для научных исследований" подразделяется на субсчета :
040 "Оборудование к установке";
041 "Строительные материалы для капитального
строительства";
043 "Материалы длительного использования для
научных исследований и на лабораторном испытании";
044 "Спецоборудование для
научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками".
65. На субсчете 040 "Оборудование к
установке" учитываются готовые к установке строительные конструкции и
детали. К ним относятся: металлические, железобетонные и деревянные
конструкции; блоки и сборные части зданий и сооружений; сборные элементы; оборудование
для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы (отопительные
котлы, радиаторы и т.п.).
На этом субсчете также учитывается отечественное и
импортное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К
оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть
введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту
или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого
оборудования. При этом в состав оборудования включается и
контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для
монтажа в составе установленного оборудования. На данном субсчете учитываются и
другие материальные ценности, необходимые для строительства.
Аналитический учет по этому субсчету ведется по видам
оборудования, конструкций и деталей, количеству, стоимости и материально
ответственным лицам на карточке ф.296.
66. На субсчете 041 "Строительные материалы для
капитального строительства" учитываются строительные материалы, приобретаемые
за счет средств, предназначенных для капитального строительства.
К строительным материалам относятся: силикатные
материалы (цемент, песок, гравий, известь, камень, кирпич, черепица); лесные
материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т.п.); строительный металл
(железо, жесть, сталь, цинк листовой и т.п.); металлоизделия (гвозди, гайки,
болты, скобяные изделия и т.п.); санитарно-технические материалы (краны, муфты,
тройники и т.п.); электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики,
шнур, провод, предохранители, изоляторы и т.п.); химико-москательные (краска,
олифа, толь и т.п.) и другие аналогичные материалы.
В подсобных сельских хозяйствах на этом субсчете
учитывается посадочный материал, приобретенный за счет средств, предназначенных
на закладку садов, ягодников, виноградников и т.п.
Аналитический учет строительных материалов ведется по
наименованиям материалов, количеству, стоимости и материально ответственным
лицам на карточке ф.296.
67. На субсчете 043 "Материалы длительного использования
для научных исследований и на лабораторном испытании" учитываются
материалы, полученные со склада в лабораторию или другие структурные
подразделения научно-исследовательского института, вуза для
научно-исследовательских работ, которые используются неоднократно или
длительное время, а также материалы, которые являются объектами научных
исследований.
В дебет субсчета 043 записываются материалы,
полученные со склада, при этом кредитуются соответствующие субсчета счета 06.
Материалы, полученные со склада для выполнения
указанных работ, должны находиться на ответственном хранении у лиц, назначенных
приказом руководителя учреждения. Эти лица обязаны учитывать материалы по
наименованиям и количеству в книге ф.М-17.
Списание материалов в расход производится на основании
актов или других документов, утвержденных руководителем учреждения. На сумму
израсходованных материалов кредитуется субсчет 043 и дебетуются соответствующие
субсчета счетов 20, 22.
Аналитический учет по субсчету 043 в бухгалтерии
ведется по наименованиям материалов, количеству, стоимости и материально
ответственным лицам на карточке ф.296.
68. На субсчете 044 "Спецоборудование для
научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками" в
научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях учитывается
спецоборудование, приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ
по конкретной теме заказчика до передачи его в научное подразделение.
В дебет субсчета 044 записывается приобретенное
оборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с
заказчиками по теме, при этом кредитуются субсчета 111, 178. При передаче
оборудования со склада в научное подразделение для выполнения работ по теме
(договору) кредитуется субсчет 044 и дебетуется субсчет 220 и учитываются эти
предметы на забалансовом счете 02 "Товарно-материальные ценности, принятые
на ответственное хранение".
Если после завершения работы по теме (договору)
спецоборудование не возвращается заказчику, то оно оценивается по рыночным
ценам на дату оприходования, а имущество, произведенное в самой организации, -
по стоимости его изготовления (фактические расходы, связанные с производством
объекта имуществу) и учитывается по дебету соответствующих субсчетов счетов:
01, 07 и кредиту субсчетов 020, 250, 260 или - по дебету соответствующего
субсчета счета 06 и кредиту субсчетов 241, 270, если эти предметы используются
в качестве материала. Стоимость этого оборудования списывается с забалансового
счета 02.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|