Кассовые документы передаются
непосредственно в кассу. Выдача их на руки лицам, получающим денежные средства,
запрещена. Прием и выдача денег производится кассиром только в день составления
документов. Кассир обязан проверить правильность документов. Деньги выдаются
лицу только после опознания личности. При выдаче лицам, не состоящим в
списочном составе на предприятии, в кассовых документах указываются данные
паспорта. При выдачи денег по доверенности указываются данные паспорта,
инициалы. Перед распиской в получении денег кассир делает надпись “по
доверенности”. После выдачи, получения денег кассовые ордера подписываются
кассиром, а приложенные документы погашаются штампами “получено”, “оплачено” с
указанием даты.
Все кассовые операции по каждому приходному
или расходному кассовому ордеру или заменяющим их документам отражаются в
кассовой книге. Кассовая книга — это учетный регистр для отражения движения наличных
денежных средств в кассе предприятия и операций по их поступлению и выдаче.
Предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть
пронумерована, прошита, опечатана сургучной печатью и заверена надлежащим
образом.
Записи в кассовой книге производятся
кассиром. Кассир производит эти записи сразу же после получения или выдачи
денег по каждому кассовому ордеру или другому документу. В конце рабочего дня
подсчитываются итоги операций и выводится остаток денег в книге.
Кассовую книгу кассир ведет в 2-х
экземплярах под копирку. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге, а
вторые, отрывные, служат отчетом кассира и передаются в бухгалтерию предприятия
вместе с приходными и расходными кассовыми ордерами под расписку в кассовой
книге (на первом листе). Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге
не допускаются. Исправления, сделанные корректным способом, подписываются
кассиром и главным бухгалтером. Контроль за правильностью ведения кассовой
книги возлагается на главного бухгалтера предприятия.
При приеме отчета кассира бухгалтерия,
осуществляющая контроль за кассовыми операциями, тщательно проверяет отчет и
все приложенные документы, расписки, правильность сумм. Выдача денег из кассы
без расписки не допускается. Эта сумма считается недостачей. Наличные деньги,
неоправданные приходными ордерами отправляют в доход бюджета. Отчет кассира
после проверки является основанием для учета кассовых операций. На предприятии
при обеспечении полной сохранности кассовых документов можно вести кассовую
книгу на ЭВМ (также по 2 экземпляра), в хронологическом порядке. В конце месяца
должно печататься количество страниц за месяц, в конце года — за год. Кассир
после получения машинограмм проверяет их правильность, подписывает и отдает в
бухгалтерию. По окончании календарного года машинограммы брошюруются, общее
количество листов заверяется главным бухгалтером, книга опечатывается(18, с
137).
Рисунок 2
Схема
ведения кассовых операций.
Согласно закона РФ «О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении расчетов с населением» от 18 июня
1993 года №5215-1 прием денег предприятиями при осуществлении денежных расчетов
должен проводиться с применением кассовых аппаратов. Это не распространяется на
частных предпринимателей без образования юридического лица. Если машины не используются,
то прием денег должен проводиться с использованием бланков строгой
отчетности(2).
Помимо кассовых машин ведутся книги
операциониста, в которых ведутся записи за весь день. На предприятии,
использующем несколько кассовых аппаратов, на каждый аппарат должна быть
заведена книга операциониста. Контроль за использованием кассовых машин и
правильностью денежных операций осуществляется налоговыми органами(12, с.71).
Для
обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе организации,
а также денежных документов (почтовых марок, вексельных марок, путевок,
оплаченных авиабилетов и пр.) предназначен счет 50 «Касса».
К
счету 50 «Касса» могут быть открыты следующие субсчета:
50-1
«Касса организации»
50-2
«Операционная касса»
50-3
«Денежные документы» и др.
На субсчете 50-1 «Касса организации»
учитываются денежные средства в кассе организации. Когда организация производит
кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть
открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой
наличной иностранной валюты.
На субсчете 50-2 «Операционная касса»
учитывается наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор
(пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ,
судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения
билетов, кассах отделений связи и т.п. Он открывается организациями (в
частности, организациями транспорта и связи) при необходимости.
На субсчете 50-3 «Денежные документы»
учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки
государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие
денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме
фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов
ведется по их видам.
По дебету отражаются операции, связанные с
поступлением денег, а по кредиту – с расходованием наличных денег(4).
В случае если предприятие не имеет валютного
счета, оно может для командировки приобрести наличную валюту в уполномоченных
банках. Банк России телеграммой от 6 мая 1997 года № 445 «О покупке валюты для
командировочных расходов» определил, что юридические лица – резиденты вправе
без ограничений и без специальных разрешений Банка России покупать иностранную
валюту за рубли на внутреннем валютном рынке РФ для оплаты расходов, связанных
с командированием сотрудников указанных юридических лиц – резидентов в
иностранные государства, с обязательным зачислением приобретенной иностранной
валюты на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.
В том случае, если у организации не имеется
валютного счета, к счету 50 «Касса» открывается специальный субсчет «Валютная
касса».
Все операции по дебету счета
"Касса" при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета учитываются
ведомости №1 на основе проверенных отчетов кассира за один или несколько дней
с группировкой по корреспондирующим счетам.
Выдача наличных денег – кредит счета
"Касса".
Все такие операции при журнально-ордерной
форме учета отражаются в журнале-ордере №1; записи также производятся на
основании отчетов кассира с соответствующей группировкой.
По окончании месяца в журнале-ордере
подсчитываются обороты и выводятся сальдо на начало следующего месяца. Сальдо
сверяются с остатком кассовой книги и Главной книги.
Контроль за ценностями осуществляется с
помощью ревизий, ревизии могут проводиться руководителем предприятия, при смене
кассира, также может быть проведена ведомственная/судебная ревизия.
При ревизии производится полный пересчет
денег и ценностей в кассе. Результаты ревизии оформляются актом. Недостача
подлежит возмещению кассиром.
Если обнаружены излишки, то их зачисляют в
доход бюджета.
За несоблюдение порядка ведения кассовых
операций, условий ведения работы с денежной наличностью в соответствии с указом
президента РФ от 23 августа 1994 года с предприятий взимается штраф.
–
двукратный
размер произведенного платежа за расчет наличными деньгами с другими предприятиями;
–
трехкратный
размер неоприходованной суммы (также за неполное оприходование)
–
в
трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности
На руководителей предприятия, допустившего
эти нарушения, налагается административная штраф в размере 50-кратной величины
минимального размера оплаты труда.
За нарушение закона о применении контрольно-кассовых
машин – от 10 до 350 минимальных размеров оплаты труда в зависимости от характера
нарушения(21, с 315).
3.3.
Бухгалтерский учет операций по расчетным счетам.
Денежные средства предприятия за исключением
переходящих остатков в кассе должны храниться на счетах в банках.
Согласно совместному письму Государственной
налоговой службы, Министерства Финансов РФ и Центрального Банка РФ юридические
лица могут иметь текущие счета, расчетные счета, валютные счета, депозитные
счета, счета по капитальным вложениям и др.
Наличие расчетного счета у предприятия –
признак его самостоятельности.
Текущие счета открываются несамостоятельными
предприятиями, подразделениями, находящимися в другом месте.
В случае если предприятие имеет несколько
расчетных счетов, необходимо вести аналитический учет в разрезе расчетных
счетов.
Для открытия счета предприятие предоставляет
в учреждение банка следующие документы:
♦ заявление об открытии счета
♦ документ, удостоверяющий факт
создания предприятия
♦ нотариально заверенная копия устава
♦ карточка с образцами подписей лиц,
которые могут подписывать платежные документы (руководитель, заместитель
руководителя, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера)
♦ оттиски печати
♦ справка о регистрации предприятия в
Пенсионном Фонде и других органах
♦ справка из налоговых органов о том,
что предприятие является налогоплательщиком
♦ документ налогового органа,
подтверждающий постановку данного предприятия на учет в налоговых органах.
В случае отсутствия собственной
бухгалтерской службы на предприятии в карточке присутствуют только образец
подписи руководителя.
Порядок совершения и оформления
операций по расчетным и текущим счетам устанавливается Центральным банком
РФ(25, с.138).
Расчетные и текущие счета предназначены и
используются для записи выручки от реализованной продукции, полученных кредитов
и займов, для осуществления плат в бюджет, поставщикам, кредиторам; с расчетного
счета выдаются деньги для выплаты зарплаты работникам предприятия и текущие
расходы.
Операции производятся банком на основании
документов, оформленным самим предприятием-владельцем счета или по его
согласию.
Основные документы для таких операций:
♦ объявление о взносе денег –
оформляется сдача наличности денежных средств из кассы предприятия
♦ чеки – оформляется получение денег с
расчетного счета, на обратной стороне указывается целевое назначение данной
суммы; чеки выписываются на сумму, не превышающую остаток средств на расчетном
счете
♦ платежное поручение выписываются
самим предприятием – распоряжение банку на перечисление соответствующей суммы
на счет другого предприятия.
♦ платежное требование-поручение –
требование поставщика к покупателю оплатить полученные товары или услуги
согласно соответствующим документам
Все документы составляются без помарок и исправлений;
подписать их могут только те лица, образцы подписей которых есть на карточке в
банке.
В бухгалтерии предприятия операции
производятся на основании расчетных документов вместе с выпиской из банка.
Все платежи производятся в пределах
имеющегося свободного остатка на счете.
Без согласия предприятия банк производит
списание средств со счетов только по следующим случаям, предусмотренным
законом:
♦ по судебным требованиям
♦ по арбитражным требованиям
♦ по распоряжению государственных
органов из-за просрочки платежа в бюджет
♦ другими уполномоченными органами
В случае нехватки денег на счете
соответствующие требования хранятся банком в картотеке №2. Устанавливается
календарная очередность платежей: в порядке календарных поступлений
(наступлений даты платежа).
Очередность платежей предприятия,
которое объявлено неплатежеспособным устанавливается руководителем банка(19, с.
311).
Периодически в установленные с владельцем
счета сроки банк выдает предприятию выписки с расчетного счета – копии лицевых
счетов, в которых указывается дата совершения операции, номер
документа-основания, сумма поступления/списания, остаток. К выписке банк
прилагает все документы, подтверждающие операции.
Бухгалтерия предприятия после проверки
выписки отражает операции на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Для отражения операций на расчетных счетах
применяется активных счет №51 "Расчетный счет", по дебету которого
отражаются операции по поступлению, а кредиту – расходования денежных средств.
Все операции по дебету расчетного счета при
журнально-ордерной форме учета отражаются в ведомости №2, итогами за день или
за время, указанное в выписке.
Для
отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2. Основанием для
заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из
расчетного счета(11, с.362)
Суммы
с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и
записываются в журнал-ордер и в ведомость итогами.
Обязательное
условие для заполнения регистров - использование одной строки для каждой
выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых
строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и
равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале
ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих
счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный
день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления
денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое
использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими
хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых
платежей(10, с.534)
Таблица 2.7
Схема бухгалтерских проводок по учету денежных средств.
|