Бюджет. Виды бюджетной политики государства
Реферат
по экономике на тему
«Бюджет.
Виды бюджетной
политики
государства»
Москва
2000
Бюджет (англ. budget – «денежная сумка») – роспись доходов
и расходов государства, учреждения, семьи на определенный срок. Государственный
бюджет обычно составляется на год. С одной стороны, бюджет – это совокупность,
масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический
субъект, будь то государство, территория, предприятие или семья. С другой
стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта,
баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступления и
расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе
говоря, бюджет определяет и содержимое «денежной сумки», наличие в ней денежных
средств или их дефицит, и динамику ее наполнения и опорожнения, каналы прихода
и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой
социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и
нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования,
утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В
особенности это касается государственного бюджета. В централизованной экономике
бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него
и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на
государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной
экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным
факторам и второстепенной – финансовым.
В период господства в России социалистической системы
хозяйствования ис тинное состояние государственного бюджета было известно
только аппарату центральных финансовых органов. Народ не имел о нем
представления. Партийно-государственная власть выносила на рассмотрение и
утверждение законодательных органов во многом фиктивные, неполные, нераскрытые
плановые и отчетные бюджеты, которые автоматически одобрялись и утверждались
законодательными органами. При этом система не только не вырабатывала, но
последовательно отбивала у людей интерес к тому, чтобы узнать, куда же идут
народные деньги, средства налогоплательщиков, попавшие в государственную
денежную сумку. Да и бюджет предприятий оставался для его работников за семью
печатями. Отсутствие глубокого интереса со стороны граждан к анализу
государственных, республиканских, местных бюджетов и бюджетов предприятий можно
объяснить нежеланием «считать деньги в чужом кармане». Ведь подавляющее число
граждан полагает «чужими» любые деньги, не попавшие в собственный или семейный
карман или изъятые из этих карманов посредством налогов и платежей. В
действительности это тоже кровные, «свои» деньги граждан, но направляемые по
государственным, территориальным, коллективным, производственным, социальным
каналам использования.
В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная.
Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов
уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне
территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового
планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях
рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию.
Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в
странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с
традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства. Принципиально
важен и тот несомненный факт, что в большинстве развитых стран установилась и
соблюдается демократическая процедура принятия бюджетов на общегосударственном
и муниципальном уровнях. Бюджеты обсуждаются в парламентах и их комиссиях самым
детальным образом, по всем расходным статьям. И даже по отдельным объектам. Тем
самым правительства лишены возможности тратить народные деньги направо и
налево, как им заблагорассудится.
В принципе бюджеты стали и у нас предметом рассмотрения и
утверждения. Но, утвердив бюджет, часто с запозданием, о нем обычно забывают и
принимают затем решения, его разрушающие.
Огромное значение для поддержания стабильности хозяйства,
предотвращения кризисных ситуаций, обеспечения пропорциональности и
сбалансированности, функционирования и развития разных секторов и сфер
экономики имеет контроль за финансовыми потоками, своевременная корректировка
доходных и расходных статей бюджета. Естественно, что реальные финансовые
соотношения отличаются от намеченных в проектах и планах. Обычно денежные
расходы превышают первоначальные наметки, а доходы оказываются ниже ожидаемых.
Отсюда возникает необходимость корректировки бюджетов, использования резервов с
тем, чтобы направить экономические процессы в нужное русло, согласовать их с
финансовыми возможностями.
Важно, что на бюджетном регулировании, осуществляемом
посредством формирования доходных и расходных статей государственного и
регионально бюджетов, сказывается степень демократизации финансового
управления. Одно дело, когда финансами через бюджет распоряжаются органы
народовластия. И совсем другое, когда содержимое «денежной сумки» распределяют
руководители государственного аппарата, чиновники из министерств и ведомств,
руководствующиеся узковедомственными, преходящими, личными интересами. В целом
в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в
образование, движение, распределение финансовых ресурсов предприятий и граждан
гораздо меньше, чем в экономике нерыночного типа. Вместе с тем
бюджетно-регулятивная функция государства в ряде стран с рыночной системой
достаточно высока и имеет тенденцию к возрастанию. Так что бюджетная система
представляет одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.
С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с
ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных
инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие
на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала,
рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы – это две стороны
медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных
средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные
заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять
тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность.
Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы
государственного регулирования в рыночной экономике.
Цели и задачи перераспределения финансовых ресурсов. Бюджетная система Российской Федерации, аккумулируя финансовые ресурсы
субъектов государственных правоотношений, обеспечивает их перераспределение в
соответствии с принятыми критериями и условиями финансирования производственной
и непроизводственной сфер. В силу объективных причин денежные средства,
перераспределяемые в производственную сферу, имеют ярко выраженный отраслевой
характер, тогда как финансирование социальной сферы в ряде регионов полностью
зависит от бюджетных трансфертов.
В целом представление о государственном бюджете может быть
получено из следующего варианта примерной схемы российского бюджета на 1996 год
|