§
военная.
Исходя
из них и в расходах бюджета основное место занимают четыре группы:
§ экономического назначения (на
финансирование народного хозяйства);
§ расходы на социально -
культурные мероприятия, финансирование отраслей, обслуживающих население, в
основном, путем предоставления бесплатных услуг в здравоохранении, образовании;
расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям
населения;
§ расходы на управление -
связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти,
осуществляющих управление страной;
§ военные расходы;
§ в условиях госкредита
появляются расходы на обслуживание государственного долга.
Кроме
того, можно произвести классификацию по отраслевому признаку (строительство,
сельское хозяйство и т.д.); по целевому назначению (расходы на капитальные
вложения, на выплату заработной платы, капитальный ремонт, приобретение
инвентаря); по уровням звеньев бюджетной системы или уровням управления
(федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местных бюджетов).
Несколько
лет назад Правительство перешло на новую бюджетную классификацию, в которой
расходы стали сортироваться по функциональному признаку (объединяет несколько
признаков).
Статьи
расходов:
§
государственное управление
- 1,9% - (2/3 обеспечивается за счет бюджетов Субъектов Федерации)
финансирование Парламента, администрации Президента, Правительства, других
органов исполнительной власти без отраслевых министерств и ведомств, Счетной
палаты - 20-25%, оставшиеся средства расходуются на финансирование фискальных
органов - милиции, таможни, ГНС;
§
международная деятельность
- 2,6% (полностью на Федеральном бюджете). Представляет собой расходы на
реализацию международных договоров, международное сотрудничество
(предоставление кредитов другим странам, лимит, до недавнего времени, был около
2,7 трлн. руб.); расходы на содержание дипломатических представительств,
посольств за рубежом (примерно 1 трлн.); взносы в международные организации
(ООН, ЮНЕСКО - 3,3 трлн., до недавнего времени); предоставление предприятиям
кредитных ресурсов, полученных от иностранных представительств, банков,
организаций около 14 трлн. руб.; выделение валютных средств по решению
Правительства - 3 трлн, неторговые операции - 2,6 трлн.
§
национальная оборона -
10,6% (за счет Федерального бюджета) - содержание мощной армии -1,7 млн. чел.,
примерно половина средств идет на текущее содержание ВС (денежное довольствие);
20% - покупка вооружения и техники; военные НИОКР - около 7%; капитальное
строительство - 8%; пенсии военнослужащим - 14% (Федеральный бюджет их
перечисляет в Пенсионный Фонд). (Следует отметить некоторую нехватку
расшифровки показателей - всего 7 в России, для сравнения - в США - около 1200
показателей).
§
расходы на
правоохранительные органы - 6,2% (20% - Субъекты Федерации на содержание
муниципальной милиции 80% обеспечивает Федеральный бюджет). Треть всех расходов
поступает на содержание МВД, 10%- на внутренние войска; 20% - на
уголовно-исправительные учреждения; 20% - госбезопасность, также включаются
расходы на пограничные и противопожарные службы.
§
Федеральная судебная
система - 0,3% (полностью за счет Федерального бюджета)
§
фундаментальные
исследования и содействие НТП - 1,6% (5% за счет бюджета Субъектов Федерации) -
финансирование РАН, государственных научно-технических программ;
§
финансирование
промышленности, энергетики, строительства - 6,1% (треть – расходы БСС РФ) -
дотации, федеральная помощь важнейшим отраслям этих сфер (основная часть -
угольная промышленность - 15% всех расходов); 15% - на воспроизводство
минерально-сырьевой базы (в настоящее время остро обозначилась проблема - сократилась
геологоразведка); госинвестиции из федерального бюджета (из которых 40% -
социальные инвестиции на жилищное строительство, военнослужащим, программы
“Свой дом”, Метрострой - 3 трлн, конверсия оборонных отраслей);
§
финансирование сельского
хозяйства - 3,7% (2/3 финансирует бюджеты Субъектов Федерации) - льготное
кредитование за счет бюджета с/х предприятий - закупка семян, топлива,
запчастей; на землеустройство (охрана, рекультивация, мелиорация); целевые
дотации с/х предприятиям (в виде компенсации разницы в ценах или предоставления
различных надбавок к ценам на комбикорма, топливо, семена, дотации, на
племенное животноводство, компенсация части страховых взносов; закупка за счет
государства с/х техники, передача в аренду с последующим выкупом; финансовый
лизинг - закупка с/х техники;
§
охрана окружающей среды -
0,4% (половина – БСС РФ);
§
финансирование транспорта,
связи, информатики - 1,5% (больше 90% обеспечивается расходами бюджетов
Субъектов Федерации и местными бюджетами), речной транспорт;
§
ЖКХ - 11,1% - все 100% за
счет Субъектов Федерации и местных бюджетов, включает дотации, так как
население оплачивает лишь около 27% услуг;
§
финансирование рыночной
инфраструктуры - 0,05%;
§
предупреждение и
ликвидация стихийных бедствий и ЧС - 1% всех расходов (только 1% - расходы БСС
РФ).
§
расходы на образование -
11,2% (85% - бюджет Субъектов Федерации - Вузы и ПТУ на балансе бюджета,
остальное - из федерального бюджета - финансирование Вузов и ПТУ в федеральной
собственности, местные бюджеты - общеобразовательные школы и дошкольные
учреждения);
§
культура и искусство; СМИ
- 6,8% (2/3 - за счет Субъектов Федерации и местных бюджетов). Федеральный
бюджет предоставляет средства в основном на СМИ - телевидение, радио, некоторые
центральные печатные издания; местные бюджеты - ДК, клубы, библиотеки
(городские);
§
здравоохранение и
физическая культура - 6,8% (85% - расходы БСС РФ). Хотя и есть Система
медицинского страхования, но из бюджета все равно выделяются большие средства,
так как у нас бюджетно-страховая медицина. Также финансируются
исследовательские центры, РАМН, СЭС (Федеральный бюджет), иногда скорая помощь;
§
социальная политика -5,1%,
из них 2/3 за счет бюджета Субъектов Федерации- расходы на социальное
обеспечение, предоставление помощи, пособий, компенсаций различным слоям
населения (помимо внебюджетной системы); пособия беженцам; программа «Дети
России», социальная помощь матерям, детским домам, предоставление социальных
пенсий (деньги для ПФ из Федерального бюджета); доплаты к пенсиям госслужащих.
§
обслуживание государственного
долга –к сожалению, растет в % отношении из года в год и составляет 8,6% - все
100% финансируются из Федерального бюджета (хочется отметить, что существует
такой показатель – отношение процентов по государственному долгу к годовому
приросту ВНП в процентах, существует определенный рубеж, за которым страна
просто не в состоянии выплатить внешний долг, т.е. попадает в постоянную
всевозрастающую зависимость от кредитующих институтов (МВФ и т.п.), в таком
состоянии находится большинство т.н. развивающихся стран (которые так и
останутся развивающимися);
§
пополнение государственных
запасов и резервов - закупка золота -1,3% - вся сумма из Федерального бюджета;
§
прочие расходы - 14,9%
(половина – БСС РФ). 70% - финансовая помощь Субъектам Федерации и нижестоящим
бюджетам, Фонд трансфертов; объекты социально-культурной сферы, переданные на
баланс (местные бюджеты); резервный фонд (Президента, Правительства),
государственная поддержка Крайнего Севера.
§
Есть еще расходы целевых
бюджетных фондов - 3,4% (образовавшиеся в результате консолидации части
внебюджетных фондов - дорожный фонд, фонд экономического стимулирования).
Диаграмма 1.
Сравнительный анализ статей расходов
|
|
|