Бюджетным
кодексом РФ также определены полномочия органов местного самоуправления по
формированию доход местных бюджетов. При этом представительные органы местного
самоуправления могут вводить местные налоги и сборы устанавливать размеры
ставок по ним и устанавливать льготы и их уплате в пределах прав,
предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.
Органы местного
самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по
уплате налогов иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с
налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов
предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных
обязательных платежей, определенны правовыми актами. Однако органы местного
самоуправления могут определять порядок предоставления отсрочек по уплате налогов
и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, поступающих
в местные бюджеты только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам
местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской
Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера
муниципального долга, установленных Бюджетным кодексом.
Большое значение
в бюджетных правоотношениях имеет наличие прав у территориальных
представительных и исполнительных органов власти при рассмотрении разногласий
по отдельным показателям их бюджетов.
Не менее важными
в бюджетном процессе являются гарантии бюджетных прав территориальных органов
власти.
В случае
непредставления вышестоящим органам власти исходных данных, необходимых для
составления проекта бюджета в установленный срок, нижестоящий представительный
орган власти может утвердить свой бюджет исходя из нормативов отчислений от
регулирующих доходов, утвержденных на текущий год, и в пределах видов доходов,
предусмотренных законами Российской Федерации для поступления в соответствующий
бюджет.
Ответственность за
нарушение бюджетного законодательства установлена в Бюджетном кодексе РФ (ч. 5).
В ст. 283 перечислены основания для применения мер принуждения за нарушение
бюджетного законодательства.
За нарушение
бюджетного законодательства Бюджетным кодексом предусматриваются следующие
санкции:
• предупреждение
о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
• блокировка
расходов;
• изъятие
бюджетных средств;
• приостановление
операций по счетам в кредитных организациях;
• наложение
штрафа;
• начисление
пени;
• иные меры в
соответствии с Бюджетным кодексом и федеральными законами.
Правом применения
санкций обладают руководители органов Федерального казначейства. Они имеют
право:
• списывать в
бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;
• списывать в
бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок
возврата которых истек;
• списывать в
бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными
средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых
наступил;
• взыскивать в
бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств,
предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование
бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной
трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день
просрочки;
• выносить
предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного
самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении
бюджетного процесса;
• составлять
протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
• взыскивать в
бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение
платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере
одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день
просрочки;
•
приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного
месяца.
Действия органов
и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в
установленном порядке.
3.
Взаимоотношения звеньев бюджетной системы по доходам и расходам
Все бюджеты,
входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных
отношений.
Межбюджетные
отношения — это отношения между органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих
бюджетов.
Межбюджетные отношения
основываются на следующих принципах:
• распределения и
закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы
Российской Федерации;
• разграничения
(закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам)
регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• равенства
бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных
образований;
• выравнивания
уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований;
• равенства всех
бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом,
равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской
Федерации.
В соответствии с
этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из
федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в
местные бюджеты.
В основе процесса
распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен
принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным
бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает
использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на
предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета
финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты
федеральных и региональных налогов.
Бюджетным
кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по
уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны
составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.
Во второй
половине 90-х годов примерное распределение средств между отдельными звеньями
бюджетной системы в Российской Федерации характеризовалось следующими данными
(табл. 2).
Таблица 2.
Распределение средств между
звеньями бюджетной системы РФ (%)
Консолидированный бюджет РФ
|
100
|
Федеральный бюджет РФ
|
45-55
|
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
|
55-45
|
из них:
|
|
Бюджеты субъектов РФ (региональные
бюджеты)
|
20-25
|
Местные бюджеты
|
25-20
|
в том числе:
|
|
Городские бюджеты
|
16-20
|
Районные бюджеты
|
7,5-8
|
Поселковые бюджеты
|
05,07
|
Сельские бюджеты
|
1-1,3
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|