рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ценные бумаги в системе объектов гражданских прав. Понятие, классификация и виды ценных бумаг

Пунктом 1. Ст. 149 ГК РФ установлено, что на БЦБ распространяется правовой режим соответствующих документарных ценных бумаг, если этому не препятствуют  присущие им особенности. Используемый здесь правовой прием следует рассматривать как юридическую фикцию. Главной особенностью бездокументарных облигаций, например, является то, что они не могут существовать вне соответствующего счета депо, их нельзя снять со счета (как деньги) и унести домой. Пунктом 2.5  Генеральных условий выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г.  №458[21], прямо предусмотрено, что владельцы облигаций федеральных займов не имеют права требовать выдачи на руки облигаций. На БЦБ распространяются следующие правила режима документарных ценных бумаг:

1. Хотя БЦБ и не являются предметами материального мира, т.е. вещью (res corporalis) на них распространяются некоторые положения права собственности. Право собственности на БЦБ принадлежит в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг – владельцу лицевого счета, открытого у держателя реестра; в системе учета прав у депозитария – владельцу счета депо (ст. 28 Закона РФ «О рынке ценных бумаг»).

2. Хотя БЦБ невозможно передать из рук в руки ввиду их бестелесной  формы, законодательство приравнивает к передаче этих ценных бумаг их перевод как по счетам депо, так и по лицевым счетам в системе ведения реестра. Последний влечет за собой передачу права собственности от продавца к покупателю (ст. 29 Закона РФ «О рынке ценных бумаг»). Поскольку БЦБ не могут существовать непосредственно в хозяйстве их собственника, т.е. вне соответствующего счета, их следует рассматривать как имущество, находящееся у третьего лица. Реестродержатель и депозитарий обязаны по требованию клиентов предоставлять им выписки по соответствующим счетам, которые являются подтверждением их прав на БЦБ. Так, в соответствии со ст. 8 Закона РФ «О рынке ценных бумаг» держатель реестра обязан предоставить  такую выписку в течение 5 рабочих дней с момента получения требования владельца счета или его представителя, уполномоченного лица. Выпиской из системы ведения реестра является документ,  выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам. Сделки с БЦБ могут совершаться по особым, крайне специфическим правилам. П. 2 ст. 149 ГК РФ предусматривает, что на лицо, ведущее учет прав на БЦБ, возлагается обязанность фиксировать все совершенные ими сделки. Эту деятельность не следует рассматривать просто как разновидность государственной регистрации соответствующих договоров. Скорее всего, она является одним из этапов процедуры их заключения или исполнения. Правовой режим бездокументарных ценных бумаг, главным образом облигаций, обращающихся на  организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), т.е. на бирже, характеризуется различными ограничениями прав его участников. Эти ограничения устанавливаются ЦБ РФ не только в нормативных актах, но и в договорах с участниками ОРЦБ. В результате на сегодняшний день бездокументарные облигации могут быть предметом следующего ограниченного круга сделок:

1)      на первичном рынке: размещение (продажа облигаций первым приобретателям) и погашение (платеж по наступлению срока);

2)      на вторичном рынке: купля-продажа и залог.[22]

Купля продажа облигаций, совершаемая на бирже, может предполагать ее исполнение в течение ближайших двух-трех дней. В этом случае такая сделка будет называться кассовой. Если же договором предусмотрена отсрочка исполнения, то такая сделка будет называться форвардной.

Таким образом, бездокументарные ценные бумаги являются объектами обязательственных, а не вещных прав, в отличие от других ценных бумаг, имеющих двойственную суть.

 

Глава 3   ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


3.1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


Регулирование рынка ценных бумаг (р.ц.б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование р.ц.б. охватывает всех его участников:

ü      эмитентов;

ü      инвесторов;

ü      профессиональных фондовых посредников;

ü      организаций инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников. 

Регулирование р.ц.б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

ü      эмиссионные;

ü      посреднические;

ü      инвестиционные;

ü      спекулятивные;

ü      залоговые;

ü      трастовые и т.п.

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

ü      государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

ü      регулирование со стороны профессиональных участников р.ц.б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р.ц.б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

ü      общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение;  конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

ü      поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

ü      защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

ü      обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

ü      создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

ü      в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

ü      воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

ü      создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

ü      отбор профессиональных участников рынка; современный рынок ценных бумаг, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

ü      контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;

ü      систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.


3.2. ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг, во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основные принципы:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

2. Выделение из всех видов ценных бумаг, так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

5. При разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность;

7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р.ц.б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным.  Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями).

3.3. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Фондовый рынок в России начал свое формирование по существу с начала 90-х годов. Ранее оборот ценных бумаг был чрезвычайно скуден и ограничивался в основном государственными ценными бумагами. Динамичное развитие последних лет изменило ситуацию. Сегодня можно говорить о таких сегментах российского фондового рынка как рынок акций и облигаций приватизированных предприятий, рынок ценных бумаг, эмитированных коммерческими банками, рынок муниципальных и региональных облигаций и займов, рынок ценных бумаг частных эмитентов, созданных вне процесса приватизации. На новую ступень начинает выходить рынок государственных  ценных бумаг, постепенно приобретая необходимые черты и приближаясь к выполнению функций, характерных для аналогичных секторов развитых фондовых рынков. Параллельно и достаточно энергично шел процесс накопления законодательного материала в этой новой и важной для экономики сфере. На сегодняшний день действует более 500 нормативных актов. Это Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, инструкции и иные нормативные документы Центрального банка РФ, Министерства Финансов РФ, Государственной налоговой службы РФ, Государственного комитета РФ по статистике и других министерств и ведомств РФ. Они регулируют выпуск и обращение акций, облигаций, векселей, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов, банковских сберегательных книжек на предъявителя, коносаментов, приватизационных и иных ценных бумаг.

Нельзя не выделить ряд важнейших законодательных актов – Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О рынке ценных бумаг»[23], Закон  РФ «Об акционерным обществах»[24]., и др.  В них раскрываются такие понятия, как эмиссия ценных бумаг, их размещение, подписка на ценные бумаги, конвертация и т.д., содержатся требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг (брокерам, дилерам, клиринговым организациям, депозитариям, регистраторам, номинальным держателям ценных бумаг и т.д.), определяются условия рекламы ценных бумаг и решаются другие вопросы, связанные с ценными бумагами. Так, основные положения о выпуске государственных ценных бумаг определяются Законом  РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13 ноября 1992 г.[25].

Основными правовыми актами, регламентирующими вексельное обращение на территории РФ, в настоящее время являются постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. «О введении в действие Положения о переводном и простом векселе»[26] и Закон РФ «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г.[27]

Условия выпуска и обращения сертификатов определяются Правилами по выпуску и оформлению депозитных и сберегательных сертификатов, утвержденными Центральным банком РФ 10 февраля 1992 г.[28]

Реквизиты и основные правила обращения коносаментов закреплены ст. 123-126 КТМ СССР.

Особое место среди органов, уполномоченных регулировать отношения в рассматриваемой сфере занимает Федеральная комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, образованная Указом Президента РФ от 4.11.1994 г. №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в РФ»[29], на которую возлагается контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.