В
международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки
наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал
исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME - London Metal Ехспапgе),Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-
Йоркская биржа хлопка
(NYCE -New York Cotton Exchange).
Цены аукционов - показывают цены, полученные в результате торгов. Это
реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период.
Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах,
например, продается и покупается пушнина, животные. предметы искусства.
Статистические внешнеторговые цены - публикуются в различных национальных и международных статистических
справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются
путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или
поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного
товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания
общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических
расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования
цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о
положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие
уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно
большое количество различных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены
с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов,
существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее
распространенным относятся следующие:
· скидка продавца, когда за объем
единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в
процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном
рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;
· скидка для эксклюзивного
импортера, фирма- импортер является единственным поставщиком товара в страну
или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу
помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от
первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;
· скидка «сконто», в случае осуществления
импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как
правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода
денег при оформлении товарных накладных;
·
скидка
традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру,
длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном
случае экспортер уверен в своем партнере покупателе с точки зрения
правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка
предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в
первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;
·
скидки
за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках
сельхозпродукции, одежды, обуви и др.
·
дилерская
скидка, предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам.
Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать
им определенный размер прибыли.
Размеры
скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило,
размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены.
Безусловно, достигаются и более существенные скидки.
4. НЕКОТОРЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ,
СВЯЗАННЫЕ С ВЭД
В
период существования в СССР, в России централизованной плановой экономики
проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно мало интересовали
конкретного производителя. Все операции - торговые и платежные - производились
специализированными учреждениями внешнеторговыми объединениями и
Внешторгбанком. Сразу после появления соответствующих законодательных актов о
выходе предприятий самостоятельно на международный рынок появилось большое
число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков, например,
Магнитка или Газпром и его структуры, так и маломощных, но многочисленных
«челноков».
Приблизительно
до 1992-93 гг. внутренние цены на производимую в России продукцию были ниже
мировых в расчетах на конвертируемую валюту. Кроме того, другие составляющие
цены товара, как-то: транспортные расходы, портовые услуги, расходы на
энергозатраты и некоторые другие, - в общей структуре цены не занимали
значительную долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с
отсутствием в тот период квалифицированного персонала для внешнеторговой деятельности
приводило к выбросу товара на мировой рынок по ценам, гораздо ниже мировых. В
этой связи не случайно против России только ЕС открыл 15 антидемпинговых процедур
расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны на большое
количество товарных позиций.
В
настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые товары
(нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много. Кризис в российской
экономике привел к падению объемов производства, что незамедлительно сказалось
на себестоимости продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило
обветшание производственных фондов, отсутствию новых технологий. Большое и,
вероятно, негативное влияние оказывает наличие в России нескольких крупнейших
монополистов, в руках которых сосредоточены практически все рычаги по
установлению цен и тарифов на услуги, и от которых в условиях нашей страны
зависят все. Речь идет о РАО «Газпром», РАО «ЕЭС», о транспортниках (не
случайно, именно транспортные тарифы выросли беспрецедентно).
В
настоящее время крупные фирмы и предприятия России, экспортирующие и
импортирующие продукцию, как правило, имеют в своем составе специализированные
компании, работающие преимущественно в сфере внешней торговли. Хотя их немного,
но они достаточно четко отслеживают ситуацию на товарных и финансовых рынках,
не допускают грубых ошибок. Ими четко избраны рынки и каналы, по которым они
работают, заведена своя клиентура, и попасть в число поставщиков или
покупателей, например, «Норильского никеля», в условиях мощной конкуренции
новичкам практически невозможно. Здесь явная тенденция к монополизации.
Что
касается системы ценообразования, то российские компании придерживаются
общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует
отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с
чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт не
выгоден, что в свою очередь, ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка
гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском
рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к примитивным бартерным
сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей, либо
других «ценных» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию
деньги от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке.
Отрицательная разница в ценах затем «перебрасывается» на внутреннюю цену
товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной
сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.
Отдельным
важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования, связанным с
ВЭД, является формирование цен на импортируемые товары и услуги. Здесь на
смену «изобретениям» советских времен, жестко привязывавшим цены на импорт к
ценам соответствующей отечественной продукции, что нередко порождало всякие
несуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная мировая
практика. Это тем более важно, что, как отмечалось выше, значение импорта для
экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового
потребителя. С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние
цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е.
совокупности валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной
границы, фиксируемых в декларации таможенной стоимости ввозимого товара, или
рассчитываемых определенными способами, предусмотренными в разделе IV Закона
Российской Федерации «О таможенном тарифе». Он предписывает последовательное
применение шести следующих методов, если предшествующий невозможен:
·
по цене
сделки с ввозимыми товарами;
·
по цене
сделки с идентичными товарами;
·
по цене
сделки с однородными товарами;
·
вычитание
стоимости;
·
сложение
стоимости и, наконец, резервный. Эта величина пересчитывается в рубли по
валютному курсу и после добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по
перевозке, хранению т.д.) и с учетом прибыли формируют внутреннюю цену.
В
России принимаются меры по рационализации импортного тарифа. Основные его
положения сводятся к устранению ставок выше 30%. На сегодняшний день
средний уровень ставок составляет 14% , а средний уровень на подавляющее большинство
товаров находится в пределах от 5 до 30%. Сейчас импортный тариф России в
среднем почти в три раза выше, чем в промышленно развитых странах-членах
ГАТТ/ВТО, но по многим позициям он ниже. В целом же протекционизм, особенно в
области тарифов, его искусственное поддержание ведет к развитию монополизма,
снижению эффективности производства и завышению потребительских цен.
Безусловно,
с восстановлением потенциала российской промышленности, с укреплением
финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростом управляемости и контроля
за происходящими в экономике процессами ценообразование будет более
предсказуемым и будет отвечать общей экономической логике.
5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТЫ
Одной
из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются
международные валютные отношения, которые возникают при использовании денег в
мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических
отношений. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами
хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты
осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят
денежные единицы других стран. Пока национальные деньги остаются в пределах
границ страны, в которой они имеют хождение, они остаются национальными
денежными единицами. Когда же в силу различных обстоятельств они выходят за
национальные границы, то приобретают новое качество - становятся валютой.
Использование денежных единиц в различных сферах является причиной
многозначности термина «валюта», которым обозначаются:
·
денежные
единицы данной страны;
·
денежные
знаки иностранных государств;
·
международные
счетные валютные единицы (европейская валютная единица ЭКЮ).
Для
российского гражданина понятие «валюта» психологически связано не с рублем, а
с денежными единицами других стран, такими, как американский доллар, немецкая
марка, японская иена и др. Между тем, для жителей других государств рубль также
является иностранной валютой.
Хотя
валютные отношения вызваны к жизни прежде всего развитием международной
торговли (перемещением через национальные границы товаров и услуг), а также
международным движением капитала, они обладают относительной самостоятельностью,
которая в условиях глобальной экономики имеет тенденцию к возрастанию.
Воздействие валютных отношений на воспроизводство становится все более осязаемым.
В
значительной степени это является результатом дальнейшей интернационализации
хозяйственной жизни, углубления интеграционных тенденций в различных регионах
земного шара, существенного повышения роли внешних факторов в национальном
воспроизводственном процессе, огромного увеличения объемов мировой торговли
валютой, появления и быстрого распространения новых финансовых инструментов.
Валютный курс. Национальные денежные единицы приравниваются друг к другу
в определенных пропорциях. Соотношение между двумя валютами, своеобразная
«цена» одной валюты, выраженная в денежных единицах другой страны, которое
устанавливается в законодательном порядке или складывается на рынке под
влиянием спроса и предложения, называется валютным курсом.
Курс
национальной валюты может выражаться в денежной единице другой страны, том или
ином наборе валют («валютной корзине») или в международных счетных единицах.
Формирование
валютного курса испытывает на себе воздействие многочисленных факторов. Общей
его основой является покупательная способность валюты, в которой отражаются
средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Однако его
конкретная величина зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях
процентных ставок, состояния платежного баланса. Большое влияние на валютный
курс оказывает деятельность валютных спекулянтов и валютные интервенции
(вмешательство центрального банка в операции на валютном рынке). В отдельные
моменты резко возрастает значение такого фактора, как степень доверия к национальной
и иностранной валюте. Весьма сильное воздействие нередко оказывают ожидания
тех или иных изменений в экономической политике страны. В условиях переходной
экономики России для формирования валютного курса имеет значение и неодинаковая
вовлеченность различных сфер народного хозяйства в мирохозяйственные связи.
Различаются
номинальный и реальный валютный курс. Номинальный курс - это определенная
конкретная «цена» национальной валюты при обмене на иностранную, и наоборот.
Публикуемые ежедневно в печати курсы валют являются, если не оговорено особо,
номинальными. Так, 6 января 1998 г. официальный (номинальный) курс российского
рубля по отношению к доллару составил 5 руб.. 97 коп. за 1 доллар. Реальный
валютный курс рассчитывается умножением номинального курса на соотношение
уровней цен в двух странах. Можно также рассчитать реальный валютный курс на
базе средних цен в странах, являющихся основными торговыми партнерами данного
государства. В этом случае реальный валютный курс будет в известной мере
показателем конкурентоспособности национальных товаров по отношению к
импортным.
Валютный
курс оказывает большое воздействие на международные экономические отношения.
Во-первых, он позволяет производителям данной страны сравнивать издержки производства
товаров с ценами мирового рынка. Тем самым он является одним из ориентиров при
осуществлении внешнеэкономических связей, позволяет прогнозировать финансовые
результаты экономической деятельности. Во-вторых, уровень валютного курса
непосредственно влияет на экономическое положение страны, что проявляется, в
частности, в состоянии ее платежного баланса. В-третьих, валютный курс влияет
на перераспределение мирового валового продукта между странами.
В
неразвитой форме обмен одной национальной денежной единицы на денежную единицу
другой страны существовал несколько столетий в виде меняльного дела, однако в
развитой экономике обмен валют происходит на валютных рынках. В конце XX
столетия объем ежедневной торговли валютой превысил 1,2 трлн. долларов. Разумеется,
столь большой объем не может быть объяснен только потребностями международной
торговли и движения инвестиций. Большое значение имеет валютная спекуляция, то
есть желание заработать прибыль на правильно угаданном будущем движении валютного
курса. Прибыль или убытки могут составлять сотни миллионов долларов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|