рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Человеческий потенциал России

Количественное накопление знаний и данных ведет к совершенно различным результатам. Если накопление знаний сопровождается их универсализацией, то есть возможностью описать при помощи одного набора аксиом, гипотез и законов описать все возрастающий объем фактов, то накопление данных, во-первых, ведет к сложностям в их обработке, и, во-вторых, повышается вероятность того, что часть данных не сможет «втиснуться» в рамки существующих знаний. Поэтому рост объема информации в обществе сопровождается снижением экономической эффективности информации.

Необходимо также отметить, что с ростом сложности производства и с развитием разделения труда возрастает зависимость производства от знаний о механизмах функционирования общества. Социальные знания обладают специфическими свойствами, проистекающими из их интегрированности в  процесс принятия решений.

Важной практической функцией социального знания в процессе хозяйственной деятельности является помощь участникам хозяйственной деятельности в прогнозировании поведения своих партнеров, конкурентов и т.д. В информационной экономике способность социальных знаний выполнять прогностическую функцию снижается.

Ситуация неопределенности усугубляется попытками отдельных экономических агентов не просто предсказать, но и среагировать на прогнозируемые социальные изменения, результатом чего становится увеличение неопределенности у других субъектов и в экономической системе в целом. Примером подобного механизма является инфляция ожиданий, возникающая вследствие стремления избавиться от валюты, чье обесценение предполагается в будущем. В системе информационных зависимостей ситуация неопределенности порождает обратные связи, придающие динамике развития нелинейный характер.

Другим важным следствием роста неопределенности является устаревание информации, содержащейся в неявной форме в институтах. Возникает потребность в обработке информации там, где раньше возможно было использовать привычные способы хозяйствования.

В случае с человеческим капиталом, который в экономике, основанной на знаниях, становится основным, наиболее производительным активом, появляются дополнительные сложности, вызванные тем, что производительная способность человека не является его единственным «полезным» свойством. Поскольку человеческий капитал является специфическим активом, у его партнеров возникает стремление ограничить его мобильность, чтобы гарантировать себе будущий поток доходов от комбинации своих активов с человеческим капиталом. Следовательно, возникает тенденция к ограничению личной свободы человека. Прикрепленность человека к конкретному предприятию гарантируется оговорками в контракте  найма, предусматривающими выплату значительных неустоек в случае досрочного расторжения или нарушения контракта.

Наукоемкие производства являются одними из наиболее рискованных и чувствительных к уровню транзакционных издержек. Это наиболее заметно на примере России, в которой в период реформ резко возросли трансакционные издержки, что послужило причиной депрессии и фактического распада в первую очередь инновационных отраслей. Инновации были практически полностью выключены из воспроизводственного механизма российской экономики.  Последствия этого очевидны – российская экономическая система перестала быть самодостаточной, и, более того, потеряла способность к интенсивному расширенному воспроизводству.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

2.Роль человеческого капитала в реализации задач, стоящих перед       российской экономикой.

 

2.1Оценка человеческого капитала в современной России.

Стратегия социально-экономического развития России определяет воспроизводство человеческого капитала (Таблица 7) как одну из главных целей реформ. Качество национального человеческого капитала определят успехи социально-экономического развития государства, выступает важнейшим фактором национальной безопасности.[11]

 Человеческий потенциал России  Человеческий потенциал России

Таблица 7. Источники формирования национального человеческого капитала.

Можно определить национальный человеческий капитал как сложную совокупность созидательных производительных сил всех граждан, каждая из которых в отдельности представляет собой индивидуальный капитализированный запас знаний, умений и навыков, накопленный   посредством взаимодействия комплекса факторов и условий, связанных с разными уровнями жизнедеятельности общества и экономически реализуемый в производственном обороте, принося доход своему владельцу и формируя агрегированный поток дохода как часть национального дохода страны. [1]

Основным показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и человеческий капитал) – низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58 лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса – предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор качества труда. А именно высокое качество жизни населения – основная цель и задача развития экономики и общества. Россия находится на 105-м месте из 111 в рейтинге по показателю качества жизни населения.

Многочисленные примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и других сферах Российского государства есть прямое следствие сравнительно низкого уровня и качества российского человеческого капитала и, соответственно, его низкой отдачи. Законы РФ копируются с законов развитых стран мира, но они не работают в российской действительности, которая продолжает функционировать во многом «по понятиям», а не по законам.

Российская система государственного образования оказывается не способной обеспечить достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 4,5 % исследовательских работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является весьма скудным.[11]

Исследования аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует жизнь за счет продаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет населения.

Фактически, топливно-сырьевая специализация страны, приемлемая лишь на отдельном отрезке времени и при определенных условиях, в отечественной экономике не эволюционирует в более развитые формы, связанные с повышением глубины переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности вхождения России на выгодных для нее условиях в мировое сообщество. Сопоставление данных доклада ООН о развитии человеческого потенциала с данными общей макроэкономической ситуации в стране наглядно показывает, что на фоне внешнего благополучия и высоких темпов экономического роста в России деградирует реальный человеческий потенциал. Движущие факторы современного этапа экономического роста не способствует развитию человеческого капитала, модернизации экономики в целом.[2]

Крайне недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства привело к тому, что быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные во времена СССР, а новые накопления знаний незначительны. Существует тенденция переманивания отечественных специалистов за границу. Большинство талантливых и выдающихся ученых, инженеров, врачей и других специалистов уехало в период смены государственной власти в основном в США, Канаду, Германию. Уехали и уезжают физики, математики, программисты, химики, электронщики, специалисты по биотехнологиям и т.д. Работают российские специалисты также в Японии, Сингапуре и других азиатских странах. По примерным подсчетам уехало за границу более половины числа лучших специалистов.

Существенный вклад в снижение уровня и качества человеческого капитала внес и внутренний отток, выразившийся в уходе ученых инженеров в бизнес, в торговлю, в иные сферы. Ученые и инженеры, оставшиеся в научных организациях за малым исключением деградировали без приемлемой для выживания зарплаты, оборудования, бюджетного финансирования, заказов и работы. Есть примеры и положительные, особенно в Сибири, в академических городках, но они лишь подтверждают общую безрадостную картину.

В составе стартового человеческого капитала России при переходе к рынку почти отсутствовала такая составляющая человеческого капитала  как предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и т.д.[11]

Увеличение инвестиций в человеческий капитал и поддержание их на должном уровне в долях от ВВП является стратегически необходимым и, возможно, достаточным условием вхождения России в число передовых стран мира (если таковую задачу перед страной ставить),пусть и в отдаленной перспективе.

 

2.2  Возможности активизации человеческого капитала в России.

Развитие человеческого капитала напрямую связано с ростом качества жизни населения и улучшения предпринимательского климата. В то же время рост качества жизни населения определяет потребительский спрос как фактор развития, а инвестиционный или предпринимательский климат определяют инвестиционный спрос (Таблица 8).

 Человеческий потенциал России  

 

 

 

 

 


 Человеческий потенциал России                                                                                     

 

Таблица 8. Связь человеческого капитала с факторами роста экономики.

Человеческий капитал развивается по следующим составляющим:

¾   ментальность населения;

¾    качество и этика труда, связанные с ментальностью;

¾   качество и этика предпринимательства;

¾   качество, созидательная активность и эффективность элиты;

¾   образовательный потенциал;

¾   креативность и элиты и народа;

¾   здоровье народа;

¾   накопленные знания и их качество;

¾   инновационный потенциал;

¾   качество жизни и условия реализации личности;

¾   приток и отток человеческого капитала;

¾   тип, стратегия и отношения государства народа.[12]

Базой роста уровня и качества человеческого капитала (его конкурентоспособности на мировом уровне) является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее влияние оказывала основная национальная религия. Ментальность отражает влияние накопленного веками человеческого капитала на характер народа, на отношение к труду, определяет внутреннюю энергию нации.

Главное богатство России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий – сегодня все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги.

С людьми сложнее. По многим показателям население России –уникальный ресурс. Уровень грамотности у нас – самый высокий в мире. Уровень охвата среднего образования – самый высокий в мире. Образование выше среднего имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе уникальная – почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии – стране с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании  – 76%, в Испании и вовсе заметно меньше – 50%. Средний уровень квалификации рабочих и специалистов – один из самых высоких в мире. Причем, в том числе и в тех сегментах экономики, которые принято называть постиндустриальными.

       Стратегия развития национального человеческого капитала (Таблица 9) сформулирована и представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в области образования, здравоохранения, обеспечения жильём населения, а также развития агропромышленного комплекса. Целью реализации приоритетных национальных проектов объявлено развитие человеческого капитала и повышение качества жизни граждан РФ. 

 Человеческий потенциал России  Человеческий потенциал России

Таблица 9. Стратегия развития национального человеческого капитала.

          Долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России  должна осуществляться в рамках следующих принципов:

– комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;

– опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста: высокий имидж интеллектуального труда, его огромное значение для новой экономики, экономики знаний порождает мощные синтетические эффекты усиления совокупного интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге, совокупного капитала страны;

– признание основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве национального человеческого капитала.

           Важнейшей сферой формирования и развития человеческого капитала является реальный сектор экономики. В теории человеческого капитала предприятие, наряду с семьёй и государством, признаётся основным источником инвестиций в индивидуальный человеческий капитал. В литературе человеческий капитал фирмы рассматривается преимущественно в рамках концепции нематериальных активов организации. Человеческий капитал сотрудников признаётся основной частью нематериальных активов предприятия, генерирующей силой инновационного развития.[11]

   Экономика РФ относится по своему типу к индустриально-сырьевой экономике. Переход к экономике нового качества вызван фактической неконкурентоспособностью данного типа экономического развития. Для перехода к постиндустриальной экономике, к инновационной экономике или экономике знаний необходим соответствующий человеческий капитал высокого качества и в достаточном количестве. Наличие человеческого капитала высокого качества его рыночных составляющих, является необходимым и достаточным условием для создания эффективной инновационной экономики.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

             Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в повышение уровня жизни и качества жизни населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, науку), предпринимательские способность и климат, информационное обеспечение, формирование элиты, приток человеческого капитала из других стран, безопасность и экономическую свободу, а также в культуру и искусство (Таблица 10).

Как интенсивный фактор развития человеческий капитал определяет технический прогресс или инновационный фактор развития (новые технологии, инновации, науку, образование, знания). Инновационный фактор развития, в сущности, является фактором развития, функционально зависящим от человеческого капитала, производным от человеческого капитала.

Подводя итоги нужно сказать, что необходимыми и достаточными условиями для успешного развития страны являются качественный человеческий капитал в достаточном количестве и благоприятные внутренние и внешние условия. Качественный человеческий капитал как основной фактор развития государства, общества и экономики должен обеспечить оптимизацию этих показателей для обеспечения оптимальных темпов прироста ВВП.

         Развитие человеческого потенциала России невозможно без расширения возможностей выбора – круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Элементарными предпосылками для человеческого развития, по мнению экспертов Всемирного банка, являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни, обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в жизни общества. Общий доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от объёма произведённых вложений и их норм отдачи. Тезис состоит в том, что различия в общих объёмах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с различиями в их индивидуальных нормах отдачи.

 

 Человеческий потенциал России  Человеческий потенциал России

Таблица 10. Взаимосвязь развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны в блоке «Обучение – знания – эффективность труда – национальное богатство».

 

               

 

 

 

Список литературы.

1.Капелюшников Р.И. Теории человеческого капитала.- Казань: Форум Стратегии регионального развития, 2003:http:regionforum.ru

2.Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?- Воронеж: ЦИРЭ,2005

3.Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.:Дело,2002.

4.Самуэльсон П. Экономика,т.2.- М.:- Алгон,1992

5.Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: «Издательство «Элит»,2006.

6.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. – М.:Юнити,2002

7.Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.:ИНФРА-М,2000.

8.Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой.- М.:ЮНИТИ,2004.

             9.Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство БЕК,1999.

10. Александрова Е.Н., Аретова Е.В., Пономаренко Е.Е., Шевченко К.И. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект.// Финансы и кредит.2007,28

11.Клочков В.В. Человеческий капитал и его развитие. В кн.: Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ,2004.

12.Черняковский И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса.// Экономист.2007,10

 

 

 

 

                          

                                                 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.