Количественное
накопление знаний и данных ведет к совершенно различным
результатам. Если накопление знаний сопровождается их универсализацией, то есть
возможностью описать при помощи одного набора аксиом, гипотез и законов описать
все возрастающий объем фактов, то накопление данных, во-первых, ведет к
сложностям в их обработке, и, во-вторых, повышается вероятность того, что часть
данных не сможет «втиснуться» в рамки существующих знаний. Поэтому рост объема
информации в обществе сопровождается снижением экономической эффективности
информации.
Необходимо также
отметить, что с ростом сложности производства и с развитием разделения труда
возрастает зависимость производства от знаний о механизмах функционирования
общества. Социальные знания обладают специфическими свойствами, проистекающими
из их интегрированности в процесс принятия решений.
Важной
практической функцией социального знания в процессе хозяйственной деятельности
является помощь участникам хозяйственной деятельности в прогнозировании
поведения своих партнеров, конкурентов и т.д. В информационной экономике
способность социальных знаний выполнять прогностическую функцию снижается.
Ситуация
неопределенности усугубляется попытками отдельных экономических агентов не
просто предсказать, но и среагировать на прогнозируемые социальные изменения,
результатом чего становится увеличение неопределенности у других субъектов и в
экономической системе в целом. Примером подобного механизма является инфляция
ожиданий, возникающая вследствие стремления избавиться от валюты, чье
обесценение предполагается в будущем. В системе информационных зависимостей
ситуация неопределенности порождает обратные связи, придающие динамике развития
нелинейный характер.
Другим важным
следствием роста неопределенности является устаревание информации, содержащейся
в неявной форме в институтах. Возникает потребность в обработке информации там,
где раньше возможно было использовать привычные способы хозяйствования.
В случае с
человеческим капиталом, который в экономике, основанной на знаниях, становится
основным, наиболее производительным активом, появляются дополнительные
сложности, вызванные тем, что производительная способность человека не является
его единственным «полезным» свойством. Поскольку человеческий капитал является
специфическим активом, у его партнеров возникает стремление ограничить его
мобильность, чтобы гарантировать себе будущий поток доходов от комбинации своих
активов с человеческим капиталом. Следовательно, возникает тенденция к
ограничению личной свободы человека. Прикрепленность
человека к конкретному предприятию гарантируется оговорками в контракте найма,
предусматривающими выплату значительных неустоек в случае досрочного
расторжения или нарушения контракта.
Наукоемкие
производства являются одними из наиболее рискованных и чувствительных к уровню транзакционных издержек. Это наиболее заметно на примере
России, в которой в период реформ резко возросли трансакционные
издержки, что послужило причиной депрессии и фактического распада в первую
очередь инновационных отраслей. Инновации были практически полностью выключены
из воспроизводственного механизма российской экономики. Последствия этого
очевидны – российская экономическая система перестала быть самодостаточной,
и, более того, потеряла способность к интенсивному расширенному
воспроизводству.[3]
2.Роль человеческого капитала в
реализации задач, стоящих перед российской экономикой.
2.1Оценка
человеческого капитала в современной России.
Стратегия
социально-экономического развития России определяет воспроизводство
человеческого капитала (Таблица 7) как одну из главных целей реформ. Качество
национального человеческого капитала определят успехи социально-экономического
развития государства, выступает важнейшим фактором национальной безопасности.[11]
Таблица 7. Источники
формирования национального человеческого капитала.
Можно определить
национальный человеческий капитал как сложную совокупность созидательных
производительных сил всех граждан, каждая из которых в отдельности представляет
собой индивидуальный капитализированный запас знаний, умений и навыков,
накопленный посредством взаимодействия комплекса факторов и условий,
связанных с разными уровнями жизнедеятельности общества и экономически
реализуемый в производственном обороте, принося доход своему владельцу и
формируя агрегированный поток дохода как часть национального дохода страны. [1]
Основным
показателем, который снижает индекс развития человеческого потенциала России (и
человеческий капитал) – низкая продолжительность жизни, особенно мужчин (58
лет), а также сравнительно низкий ВВП на душу населения. Продолжительность
жизни населения – индикатор «воли к жизни», индикатор уровня и качества
предприимчивости населения (важнейшего экономического ресурса –
предпринимательской способности), творческого потенциала страны, индикатор
качества труда. А именно высокое качество жизни населения – основная цель и
задача развития экономики и общества. Россия находится на 105-м месте из 111 в
рейтинге по показателю качества жизни населения.
Многочисленные
примеры неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и
других сферах Российского государства есть прямое следствие сравнительно
низкого уровня и качества российского человеческого капитала и, соответственно,
его низкой отдачи. Законы РФ копируются с законов развитых стран мира, но они
не работают в российской действительности, которая продолжает функционировать
во многом «по понятиям», а не по законам.
Российская
система государственного образования оказывается не способной обеспечить
достаточный уровень подготовки специалистов. В высшей школе практически
отсутствует связь с реальным производством, нет подготовки сотрудников для
конкретных предприятий. В российских вузах ведется всего 4,5 % исследовательских
работ, производимых в стране. Государственное финансирование системы высшего и
специального образования осуществляется не на конкурсной основе и является
весьма скудным.[11]
Исследования
аналитиков ООН привели к пессимистическому выводу: человеческий потенциал в
России быстро деградирует. Деградации, по мнению аналитиков ООН, способствует
жизнь за счет продаж природных ресурсов, крайне медленное развитие отраслей с
высокой добавленной стоимостью, деградация науки, культуры, недоступность качественного
медицинского обслуживания населения, антирыночный менталитет населения.
Фактически,
топливно-сырьевая специализация страны, приемлемая лишь на отдельном отрезке
времени и при определенных условиях, в отечественной экономике не
эволюционирует в более развитые формы, связанные с повышением глубины
переработки природных ресурсов, что серьезно ограничивает возможности вхождения
России на выгодных для нее условиях в мировое сообщество. Сопоставление данных
доклада ООН о развитии человеческого потенциала с данными общей
макроэкономической ситуации в стране наглядно показывает, что на фоне внешнего
благополучия и высоких темпов экономического роста в России деградирует реальный
человеческий потенциал. Движущие факторы современного этапа экономического роста
не способствует развитию человеческого капитала, модернизации экономики в
целом.[2]
Крайне
недостаточное финансирование науки и образования со стороны государства привело
к тому, что быстро стареют и теряют свою ценность знания, накопленные во
времена СССР, а новые накопления знаний незначительны. Существует тенденция
переманивания отечественных специалистов за границу. Большинство талантливых и
выдающихся ученых, инженеров, врачей и других специалистов уехало в период
смены государственной власти в основном в США, Канаду, Германию. Уехали и
уезжают физики, математики, программисты, химики, электронщики, специалисты по
биотехнологиям и т.д. Работают российские специалисты также в Японии, Сингапуре
и других азиатских странах. По примерным подсчетам уехало за границу более
половины числа лучших специалистов.
Существенный
вклад в снижение уровня и качества человеческого капитала внес и внутренний
отток, выразившийся в уходе ученых инженеров в бизнес, в торговлю, в иные
сферы. Ученые и инженеры, оставшиеся в научных организациях за малым
исключением деградировали без приемлемой для выживания зарплаты, оборудования,
бюджетного финансирования, заказов и работы. Есть примеры и положительные,
особенно в Сибири, в академических городках, но они лишь подтверждают общую
безрадостную картину.
В составе
стартового человеческого капитала России при переходе к рынку почти
отсутствовала такая составляющая человеческого капитала как
предпринимательская способность – важнейший экономический ресурс, без которого
невозможно эффективное функционирование рыночной экономики. Не было в России и
экономической науки как таковой по причине отсутствия экономистов-рыночников и
управленцев-рыночников. В наследство России достался также низкого качества
труд, неважное здоровье населения, отсутствие современной образовательной
системы по гуманитарным наукам, экономике, менеджменту, сельскому хозяйству и
т.д.[11]
Увеличение
инвестиций в человеческий капитал и поддержание их на должном уровне в долях от
ВВП является стратегически необходимым и, возможно, достаточным условием
вхождения России в число передовых стран мира (если таковую задачу перед
страной ставить),пусть и в отдаленной перспективе.
2.2 Возможности активизации
человеческого капитала в России.
Развитие
человеческого капитала напрямую связано с ростом качества жизни населения и
улучшения предпринимательского климата. В то же время рост качества жизни
населения определяет потребительский спрос как фактор развития, а
инвестиционный или предпринимательский климат определяют инвестиционный спрос
(Таблица 8).
Таблица
8. Связь человеческого капитала с факторами роста экономики.
Человеческий
капитал развивается по следующим составляющим:
¾
ментальность
населения;
¾
качество
и этика труда, связанные с ментальностью;
¾
качество
и этика предпринимательства;
¾
качество,
созидательная активность и эффективность элиты;
¾
образовательный
потенциал;
¾
креативность
и элиты и народа;
¾
здоровье
народа;
¾
накопленные
знания и их качество;
¾
инновационный
потенциал;
¾
качество
жизни и условия реализации личности;
¾
приток и
отток человеческого капитала;
¾
тип,
стратегия и отношения государства народа.[12]
Базой роста
уровня и качества человеческого капитала (его конкурентоспособности на мировом
уровне) является культура и менталитет нации, на формирование которых решающее
влияние оказывала основная национальная религия. Ментальность отражает влияние
накопленного веками человеческого капитала на характер народа, на отношение к
труду, определяет внутреннюю энергию нации.
Главное богатство
России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными
ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий – сегодня
все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги.
С людьми
сложнее. По многим показателям население России –уникальный ресурс.
Уровень грамотности у нас – самый высокий в мире. Уровень охвата
среднего образования – самый высокий в мире. Образование выше среднего
имеют около 85% населения (а если смотреть на показатели среди
экономически активного населения, младше 60 лет, тут картина и вовсе
уникальная – почти 95%). Для сравнения: данный показатель в Германии – стране
с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%,
в Великобритании – 76%, в Испании и вовсе заметно меньше – 50%.
Средний уровень квалификации рабочих и специалистов – один из самых
высоких в мире. Причем, в том числе и в тех сегментах
экономики, которые принято называть постиндустриальными.
Стратегия
развития национального человеческого капитала (Таблица 9) сформулирована и
представлена Правительством РФ в рамках приоритетных национальных проектов в
области образования, здравоохранения, обеспечения жильём населения, а также
развития агропромышленного комплекса. Целью реализации приоритетных
национальных проектов объявлено развитие человеческого капитала и повышение
качества жизни граждан РФ.
Таблица 9. Стратегия развития
национального человеческого капитала.
Долгосрочная стратегия
развития национального человеческого капитала в России должна осуществляться в
рамках следующих принципов:
– комплексное
решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;
– опережающее
развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими
элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста: высокий
имидж интеллектуального труда, его огромное значение для новой экономики,
экономики знаний порождает мощные синтетические эффекты усиления совокупного
интеллекта страны, отраслей промышленности, корпораций, в конечном итоге,
совокупного капитала страны;
– признание
основополагающей роли государства в формировании и воспроизводстве
национального человеческого капитала.
Важнейшей
сферой формирования и развития человеческого капитала является реальный сектор
экономики. В теории человеческого капитала предприятие, наряду с семьёй и
государством, признаётся основным источником инвестиций в индивидуальный
человеческий капитал. В литературе человеческий капитал фирмы рассматривается
преимущественно в рамках концепции нематериальных активов организации.
Человеческий капитал сотрудников признаётся основной частью нематериальных
активов предприятия, генерирующей силой инновационного развития.[11]
Экономика РФ
относится по своему типу к индустриально-сырьевой экономике. Переход к
экономике нового качества вызван фактической неконкурентоспособностью данного
типа экономического развития. Для перехода к постиндустриальной экономике, к
инновационной экономике или экономике знаний необходим соответствующий
человеческий капитал высокого качества и в достаточном количестве. Наличие
человеческого капитала высокого качества его рыночных составляющих, является
необходимым и достаточным условием для создания эффективной инновационной
экономики.
Заключение.
Человеческий капитал
формируется за счет инвестиций в повышение уровня жизни и качества жизни
населения, в том числе в воспитание, образование, здоровье, знания, науку),
предпринимательские способность и климат, информационное обеспечение,
формирование элиты, приток человеческого капитала из других стран, безопасность
и экономическую свободу, а также в культуру и искусство (Таблица 10).
Как интенсивный
фактор развития человеческий капитал определяет технический прогресс или
инновационный фактор развития (новые технологии, инновации, науку, образование,
знания). Инновационный фактор развития, в сущности, является фактором развития,
функционально зависящим от человеческого капитала, производным от человеческого
капитала.
Подводя итоги
нужно сказать, что необходимыми и достаточными условиями для успешного развития
страны являются качественный человеческий капитал в достаточном количестве и
благоприятные внутренние и внешние условия. Качественный человеческий капитал
как основной фактор развития государства, общества и экономики должен
обеспечить оптимизацию этих показателей для обеспечения оптимальных темпов
прироста ВВП.
Развитие
человеческого потенциала России невозможно без расширения возможностей выбора –
круга вероятных сценариев самореализации человека как личности. Элементарными
предпосылками для человеческого развития, по мнению экспертов Всемирного банка,
являются долгая и здоровая жизнь, образование, достойный уровень жизни,
обладание политическими и гражданскими свободами, необходимыми для участия в
жизни общества. Общий доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от
объёма произведённых вложений и их норм отдачи. Тезис состоит в том, что
различия в общих объёмах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с
различиями в их индивидуальных нормах отдачи.
Таблица 10. Взаимосвязь
развития человеческого капитала и экономики и уровня развития страны в блоке
«Обучение – знания – эффективность труда – национальное богатство».
Список
литературы.
1.Капелюшников
Р.И. Теории человеческого капитала.- Казань: Форум Стратегии регионального
развития, 2003:http:regionforum.ru
2.Корчагин Ю.А.
Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?- Воронеж:
ЦИРЭ,2005
3.Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. – М.:Дело,2002.
4.Самуэльсон П.
Экономика,т.2.- М.:- Алгон,1992
5.Сидоров В.А.
Общая экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: «Издательство «Элит»,2006.
6.Фишер С.,
Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономическая теория. – М.:Юнити,2002
7.Экономическая
теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П.
Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.:ИНФРА-М,2000.
8.Экономическая
теория. Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой.-
М.:ЮНИТИ,2004.
9.Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство БЕК,1999.
10. Александрова
Е.Н., Аретова Е.В., Пономаренко Е.Е., Шевченко К.И. Ключевые проблемы развития
социальной сферы России: организационно-экономический аспект.// Финансы и
кредит.2007,28
11.Клочков В.В.
Человеческий капитал и его развитие. В кн.: Экономическая теория.
Трансформирующаяся экономика. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.:ЮНИТИ,2004.
12.Черняковский
И. Активизация человеческого потенциала как условие прогресса.//
Экономист.2007,10
Страницы: 1, 2, 3, 4
|