рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Черноморское экономическое сотрудничество

Предпринимательское измерение в структуре ЧЭС представлено Деловым советом. Деловой Совет ЧЭС (ДС ЧЭС) является международной негосударственной неприбыльной организацией, созданной в 1992 году. Состоит из представителей деловых сообществ государств-членов ЧЭС. Основными целями Делового Совета являются: установление прямых связей и контактов между бизнесменами черноморского региона, представление интересов предпринимательских кругов в органах ЧЭС, выработка законодательных инициатив, способствующих развитию частного бизнеса, разработка проектов многостороннего сотрудничества, обеспечение информационной и консультационной поддержки, организация и проведение конференций и семинаров, помощь в поиске партнеров.

ДС осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

- разработка и реализация конкретных проектов;

- обеспечение прямой связи и информационного обмена;

- лоббирование интересов деловых кругов в структурах ЧЭС;

- предоставление информационно-консультативных услуг и помощи в поисках партнеров;

- содействие коммерческой деятельности;

- организация конференций, семинаров, выставок;

- привлечение к работе деловых людей разных стран, у которых существуют практические интересы в регионе ЧЭС.

Высшим органом ДС является Совет директоров, заседания которых проходят при   участии ассоциированных членов, участников-партнеров и наблюдателей.

Важным направлением деятельности Делового Совета ЧЭС является оказание в тесном сотрудничестве с Черноморским Банком Торговли и Развития практической помощи местным и иностранным инвесторам. После подписания Соглашения в 1998 году о преобразовании ЧЭС в международную экономическую региональную организацию в городе Ялта, ДС стал бизнес частью ЧЭС. ДС приобрел официальный статус наблюдателя в ЧЭС, которое предоставляет ему право принимать участие в работе всех структур от имени бизнес представителей региона.

На уровне местных властей стран-участниц ЧЭС действует Черноморский клуб.

Для решения текущих вопросов сотрудничества, а также для подготовки встреч министров собирается совещание старших должностных лиц.

Совет министров иностранных дел является действующим на регулярной основе органом, принимающим решения ЧЭС. Каждое такое заседание, как правило, организуется страной-участницей ЧЭС по окончанию ее полугодового руководства в этой организации. На своих заседаниях, которые проводятся каждые 6 месяцев, Совет рассматривает вопросы развития организации в соответствии с целями, зафиксированными в Уставе и соответствующих Декларациях. В компетенцию Совета Министров входят:

•  утверждение и смена Регламента (всех правил процедур);

•  формирование организационной структуры;

•  образование вспомогательных органов в рамках ЧЭС, предоставление им заданий, смена или аннулирование их мандатов;

•  рассмотрение дел, переданных вспомогательными органами, принятие соответствующих решений;

•  принятие решений относительно членства и статуса наблюдателей; " обсуждение других вопросов.

Действующий Председатель координирует все мероприятия, осуществляемые в рамках ЧЭС. Ротация должности Председателя проводится каждые 6 месяцев в соответствии с английским алфавитом. В случае отказа того или иного государства-члена от поста Председателя, его занимает следующее по алфавиту государство-член.

В рамках ЧЭС учрежден Координационный центр по обмену статистическими данными и экономической информацией (на базе Турецкого института статистики). В Варне (Болгария) при участии Комиссии ЕС создан Региональный энергетический центр. Достигнуто соглашение о распространении деятельности Балканского центра поддержки малого и среднего предпринимательства (Бухарест) на регион ЧЭС. Странами-участницами также одобрено предложение Греции о создании в Афинах международного Центра черноморских исследований при финансовом содействии ЕС. Болгария продвигает идею о создании в Софии транс регионального цен-фа по развитию транспортной инфраструктуры в черноморском регионе.

1.3 Цели.


К числу основных целей организации "Черноморского экономического сотрудничества" можно отнести следующие:

·  создание режима свободного движения товаров, услуг, капиталов, что стимулировало бы экономические контакты, расширило бы рамки производственной кооперации и совместных инвестиций в сферах взаимных интересов

·  формирование инфраструктуры бизнеса - сети банков и деловых центров для финансирования и информационной поддержки государственных и частных инвестиций в инфраструктурные проекты

·  сооружение совместными усилиями объектов инфраструктуры на транспорте -создание новых транспортных коммуникаций, переход па современные транспортно-погрузочные и складские технологии; создание транспортных коридоров;

·  организация паромного сообщения между портами Черного моря, в том числе между г. Ильичевск и рядом портов Турции; создание транспортно-экспедиторских фирм по обслуживанию в ЧЭС; обеспечение координации и загрузки судоремонтных заводов региона с целью осуществления ремонта судов стран ЧЭС;

·  развитие транспортно-экспедиторского сотрудничества в области автотранспорта, создание необходимой инфраструктуры; расширение железнодорожного сообщения между странами ЧЭС; включая строительство железнодорожных вокзалов; развитие портового хозяйства; налаживание авиационного сообщения между главными центрами стран ЧЭС;

·  комплексное использование и охрана ресурсов Черного моря - биологических, минеральных, водных, в том числе в области морского рыболовства и рыборазведения рек региона

·  сотрудничество в развитии топливно-сырьевой базы региона рациональном использовании энергии, в том числе совместно финансировании энергетических объектов, строительство газо- и нефтепроводов, модернизация нефтеперерабатывающих предприятий, строительстве терминалов на берегу Черного моря по приему нефти и газа, введение в действие новых и реконструкции действующих угольных предприятий с внедрением нового поколения горных машин, развитии по использованию нетрадиционных источников энергии;

·  сотрудничество в техническом перевооружении металлургических предприятий стран ЧЭС, внедрении новых мощностей, в том числе использовании нового поколения машин непрерывной разливки стали; модернизация прокатного оборудования с целью получения продукции соответствующей требованиям мирового рынка, компьютеризация и автоматизация производственных процессов целью улучшения экологии и условий труда металлургов, защиты водного и воздушного бассейнов;

·  развитие сотрудничества в агропромышленном комплексе стран ЧЭС, в том числе путем производства техники для оснащения фермерских хозяйств, сельхозмашин для агрегатирования с ними оборудования для первичной обработки сельскохозяйственного сырья, автомобилей малой грузоподъемности; переработка кожевного сырья; выращивание твердых сортов пшеницы, сои, бобов, подсолнечника;

·  сотрудничество в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности путем образования совместных предприятий по выпуску тароупаковочных материалов, продуктов детского питания; техническое переоснащение табачной, кондитерской и масложировой отрасли и организация серийного производства технологического оборудования для этих отраслей, включая производство запасных частей к нему, средств механизации и автоматизации;

·  участие в конверсии оборонной промышленности; перевод ее на массовое производство качественных товаров на базе разукрупнения, демонополизации и приватизации предприятий;

·  развитие современной системы телекоммуникаций, включая обеспечение надежной телефонной связи между странами Причерноморья; реализация проекта по строительству оптико-волоконной линии связи между Турцией, Болгарией,        | Румынией и Украиной;

·  кооперации в развитии унифицированной таможенной системы стран регионов; создание расчетов и возможной последующей организации Черноморского платежного союза;

·  сотрудничество стран Причерноморья в развитии процессов приватизации, предпринимательства, укрепление малого и среднего бизнеса.

Следует отметить, что участие в различных формах регионального сотрудничества в Европе, в том числе в субрегиональных союзах долговременного или краткосрочного характера, а особенно в причерноморской интеграции, ни в коей мере не противоречит экономическим интересам Украины, которая, по своему потенциалу и геополитическому положению в Европе, является важным партнером для любого европейского государства. Проблема заключается лишь в поиске соответствующих внешнеэкономических механизмов воздействия, в том числе на уровне региональных экономических союзов.


Возможности бизнеса в Черноморском регионе.    

 

Черноморский регион является одним из богатейших регионов мира, с одним из огромнейших рынков. Возможности бизнеса настолько широки, что они охватывают многочисленные сферы деятельности человека: начиная с производства продукции сельского хозяйства (Украина, Россия) и заканчивая многочисленными сферами услуг (Греция, Турция). По эффективность данного рынка не была проверена на практике, так в этот регион входят страны, у которых не всегда совпадают цели внешней политики. Организация "ЧЭС" может стать одним из поводов, из-за которого рынки одиннадцати стран смогут "объединиться". Перспективы будущего рынка налицо: это и огромное территориальное пространство (см. приложение №2), и выходы к стратегическим водам, и огромный рынок сбыта. Идея создания единого рынка является очень заманчивой, о чем и высказывается МИД РФ: "...ЧЭС отвечает интересам дальнейшей интеграции в экономических и социальных областях при новых возможностях и вызовах нашего времени..."*. Но это всего лишь мечты, которые можно осуществить, внеся коренные изменения в законодательство всех 11-й стран.


1. Сотрудничества в области пауки и технологий.                                                           

Идея кооперации в научных областях особенно эффективна тогда, когда в результатах научных исследований заинтересована каждая из стран. Одним из таких направлений исследований является проблема прогнозирования геофизических катастроф и, в частности, землетрясений.

На IV заседании Рабочей группы ЧЭС в области науки и технологий со специальными докладами по этому вопросу выступили ректор Кубанского государственного университета, академик В.А. Бабешко, член-корреспондент РАЕН Л.Е. Собисевич, профессор В. К. Паламарчук. В их сообщениях было отмечено, что изменение в 1993 году уровня оценки сейсмической опасности в Краснодарском крае и, в частности, в самом Краснодаре с 6 баллов до 8 баллов привело к удорожанию строительства примерно на 30-40%. Развитые в нашей стране методы сейсмического районирования позволяют давать локальные оценки сейсмичности, что может существенно снизить затраты на сейсмостойкое строительство. При Кубанском государственном университете совместно с Объединенным Институтом физики Земли РАН, Институтом вычислительной математики и прикладной геофизики СО РАН создана и уже сертифицирована лаборатория по сейсмологии, оборудование которой позволяет вести исследования на основе разработанной российскими учеными принципиально новой геотехнологии, основанной на методе активного вибросейсмического мониторинга. Крупные тектонические подразделения, отвечающие за изменение режима геологической, сейсмической, вулканической активности, не хотят вписываться в те государственные границы, которые установили политики. Долгие годы они изучались раздельно, разными группами ученых в разных странах. Разная изученность акваторий, отсутствие обмена текущей сейсмической информацией, затрудняет возможность предсказания сейсмической катастрофы.

Было принято решение о создании единой сети мониторинга сейсмической обстановки и прогнозирования землетрясений Причерноморского региона в целях развития сотрудничества в этой области.

Для организации обмена информацией в области образования, науки и технологий в рамках ЧЭС, Кубанский государственный университет, под руководством к.ф-м н. Левицкий Б.Е.. разработал проект для решения развития линий связи между странами ЧЭС.

Предлагаются следующие этапы реализации проекта:

Первый этап.

1.Создание информационного сервера ЧЭС на котором размещаются:

•    решения заседаний рабочей группы ЧЭС в области науки и технологий;

•    информация о предложенных и принятых к реализации проектах;

•    общедоступные базы данных:

•    информация о проводимых в рамках ЧЭС конференциях и совещаниях;

•    новости ЧЭС;

2.Распространение информации в страны ЧЭС:

•    организация сервера телеконференций;

•    организация авторизованного доступа к закрытым базам данных и документам.

Второй этап.

а) Разработка оптимальных решений для развития связи между странами ЧЭС.

б) Подготовка предложений по организации систем дистанционного обучения с участием ведущих вузов стран ЧЭС.

в) Информационная поддержка совместных научных исследований.

г) Организация обмена данными в области сейсмологии и экологии.

Но на этом соглашении останавливаться нельзя. Необходимо также сотрудничество и в других научных областях. Это необходимо для того, чтобы уравновесить научный уровень всех 11-й стран, чтобы можно было создать единый рынок товаров и услуг.

Необходимо создать ассоциацию высших учебных заведений данного региона. Ассоциация должна будет взять под контроль образовательный процесс ВУЗов: уровень образования, требования к специалистам. В регионе появится спрос на квалифицированную рабочую силу, снизится уровень "утечки мозгов", что позволит производить высокачественные и конкурентоспособные товары. Важным фактом будет являться то, что государства смогут обмениваться студентами, что дало бы возможность каждой стране воспитывать необходимых специалистов для работы в Черноморском регионе.


2. Энергетика и окружающая среда.


Сегодня проблема энергетики и охраны окружающей среды в Черноморском регионе является жизненной. Каспийская нефть будет транспортироваться на11

Черноморское побережье трубопроводом и далее на запад танкерами, проходящими через проливы Турции или проходящими вблизи них.

В следующие 10 лет объем перевозок сырой нефти по Черному морю может утроиться (с 44 до 127 млн. тонн в год)*. В связи с этим негосударственные организации из 6 стран Черноморского бассейна ежегодно собираются в Стамбуле для участия в "Протесте на воде", в котором принимают участие сотни судов и лодок.

Навигация в проливе Босфора затруднительна, поскольку этот узкий проход имеет сильные течения и множество крутых поворотов (до 80 градусов).

Согласно кодексу Международной Морской Организации кораблям длиннее 120 метров не может быть обеспечено безопасное плавание по узкому Стамбульскому проливу, который имеет крутые повороты. Суда вынуждены изменять курс не менее 12 раз во время прохождения пролива.

В этом переполненном проливе часты неблагоприятные погодные условия, такие как туман, дождь и дождь со снегом, которые уменьшают видимость до дистанции          

меньше полумили (926 метров), что увеличивает вероятность аварий в Босфоре, из-за чего срываются поставки нефти*.

Большинство судов, плавающих в Черном море и проходящих проливами, очень старые и во многом не соответствуют стандартам безопасности. Более того, кто сможет оплатить экономические последствия для стран Черноморского региона при закрытии проливов в случае аварии? К тому же эти страны во многом зависят от этих водных путей в своей растущей мировой торговле и необходимом импорте.

Будучи почти закрытым и высоко уязвимым для всех воздействий морем, черное море одно из самых загрязненных в мире. Оно более не должно быть путем перевозки опасных веществ на устаревших судах. Также Черное море не следует загружать транспортировкой больших объемов нефти, которые значительно превосходят потребности предприятий по переработке нефти, расположенных в регионе, поскольку это означает обработку нефти на двух дополнительных терминалах в бурном морс, операции в котором невозможны в течение 90 дней в году.

Принимая во внимание рост общественной осведомленности в вопросах экологии,   | прямая наземная транспортировка нефти по российской системе трубопроводов, кроме северного направления на Балтийское море и южного на Средиземное море (Баку - Сейхан), кажется оптимальным решением, сохраняющим Черное море.

Это решение так же оптимально и с коммерческой стороны, если учесть будущие повышенные страховые премии, расходы на ликвидацию последствий аварий и штрафы за аварии, обеспечение соответствующих стандартов безопасности и, соответственно, повышение стоимости фрахта.


3. Развитие сельского туризма.


Туризм на современном этапе развития экономики и культуры становится все более значимым явлением в социальной и культурной жизни людей, превращается в массовый процесс международного масштаба. Сегодняшний туризм - это отрасль общественного производства, оказывающая влияние на развитие и деятельность других отраслей народнохозяйственного комплекса. Туризм влияет на отраслевую структуру занятости населения, способствует формированию высоких нравственных качеств, культурному воспитанию людей. Туризм может и должен стать приоритетным направлением в экономике Черноморского региона.

Принимая во внимание то, что Черноморский регион издавна обладает большим и разнообразным спектром оздоровительных и туристско-экскурсионных услуг, поэтому здесь целесообразна организация, функционирование, развитие туризма. Поиск решений успешного развития и функционирования туризма в Черноморском регионе в условиях рыночной экономики сегодня очень актуален.

Декларация, принятая на конференции "Экополисы - поселения ускоренного развития", которая прошла в 1996 году под эгидой ООН в Стамбуле, утверждает, что будущая урбанизация будет развиваться в направлении перенесения стиля и стандарта городского способа жизни в сельскую местность. А это отвечает интересам организации в ближайшей перспективе именно таких видов туризма как экологический, сельский, зеленый и агротуризм, которые хоть и связаны между собой, но имеют некоторые отличия.

Сельский туризм - это туристическая деятельность на территории сельских поселений, где есть условия как для длительного, так и для кратковременного отдыха, кроме того, экологически чистый ландшафт, сельское жилье, быт, пригодное для приема туристов и необходимые объекты обслуживания. Сельский туризм относится к пассивной (а не активной) форме отдыха, по уровню своей организованности есть скорее самодеятельный (а не плановый), по цели - более социальный, а не чисто коммерческий.

Особо важным является то, что сельский туризм не требует государственных капиталовложений, а довольствуется пока что использованием существующего потенциала сельских регионов: уникальных природных ресурсов и исторических объектов - культурного значения; присутствием частного жилого фонда на селе; производимых в личных хозяйствах продуктов питания. В целом зарождение сельского зеленого туризма производится на средства населения, которое берет на себя содержание и обслуживание туристов и отдыхающих, естественно за денежное вознаграждение. Еще одна особенность сельского туризма заключается в том, что он не требует создания больших туристических фирм, а является объектом для добровольного объединения частных сельских хозяйств и собственников некоторых предприятий малого бизнеса для оказания отдельных туристических услуг.                                                                            |

Дальнейшее распространение и развитие сельского туризма будет способствовать:

•    Занятости освобожденных из других отраслей,

•    Увеличению доходов сельских семей за счет предоставления услуг и реализации, производимых в личном хозяйстве продуктов питания,

•    Улучшению благоустройства и инженерного оборудования жилья,

•    Сохранению местных памятников историке-архитектурного значения,

•    Возрождению народных обычаев и возобновлению промыслов.


4. Информационное сотрудничество.


Черноморское экономическое сотрудничество образовали страны, имеющие различный опыт экономического развития, использования природных ресурсов, развития промышленности и инноваций в технологии. В процессе своего исторического развития в каждой стране сформировала свое собственное информационное пространство. С образованием ЧЭС создалась благоприятная атмосфера для активизации процессов выработки общего взгляда на совместное решение проблем экономического развития. Наиболее рациональный и надежный путь достижения реального взаимопонимания

включение принципиально новых механизмов самоорганизации потоков информационных обменов.

Механизмы самоорганизации возникают в результате деятельности привычных на первый взгляд форм некоммерческих объединений. Их отличие от других типов объединений состоит в отказе от обычных методов управления и регулирования процессов информационных обменов. Сверхзадача таких объединений заключается в создании условий саморегулирования и тем самым стимулирования потенциала самоорганизации всех активных субъектов.

Позитивный образ партнера определяется не только доступностью к реальной информации. Не менее важна ее организация, которая позволяет ориентироваться в информационных потоках и использовать собственные критерии оценки результатов возможной деятельности. Именно здесь возникают условия для развития самоорганизации информационных процессов.

Регулирование информационных потоков внутри региона позволить не только повысить экономический рост, но также создаст благоприятный инвестиционный климат, так как, сегодня, международное сообщество не имеет реальной информации обо всех сферах жизни и возможностях экономической деятельности в странах ЧЭС. Такое положение приводит к тому, что:

•    уровень оценки рисков вложения капиталов в экономику стран ЧЭС завышается и не соответствует действительности;

•    эксперты, проявляя осторожность, завышают уровень сложности действующего законодательства.

В ЧЭС механизм самоорганизации целесообразно активизировать путем, предложенным Крымским координационным центром: на первом шаге создается некоммерческое объединение-координатор, которое активно привлекает все заинтересованные к сотрудничеству организации. Цель объединения создать благоприятную атмосферу и предоставить информацию максимально выгодную для партнеров в обмене передовым опытом. Это объединение, в отличие от всех существующих, не берет на себя задачу регулирования и управления информационных потоков существующими методами и способами.

Одновременно с активизацией объединения-координатора создаются благоприятные условия деятельности представителей международного сообщества. Через их неформальное объединение предоставляется вся необходимая информация о возможных партнерах Черноморского региона, об особенностях существующего законодательства стран-участниц, о психологических особенностях экономической активности населения, уровне его образования и квалификации. Возникает такое неформальное объединение, как международная контактная группа, которая действует исключительно в интересах международного сообщества и каждого из членов группы. Эта группа заинтересована в реальном неискаженном образе Черноморского региона, представленном в соответствии с международными стандартами организации и доступности информации.

На следующем этапе, в развитии механизма самоорганизации, при поддержке объединения координатора и международной контактной группы создается ассоциация предприятий Черноморского региона, объединений и организаций, работающих с инвесторами, кредиторами предприятиями и организациями. Ассоциация, как и международная контактная группа, также действует исключительно для достижения собственных интересов ее членов, которые составляют органичную часть экономики Крыма.

В результате возникает форум, в котором представлены интересы всех стран членов ЧЭС, интересы правительственных и неправительственных организаций, предприятий и ассоциаций, частных лиц. Форум создает необходимую атмосферу и условия реализации механизмов самоорганизации информационных обменов. В итоге каждый из партнеров, преследуя свои собственные цели, решая свои собственные задачи, действует по общим для всех правилам и достигает собственных запланированных экономических результатов.

"...Существуют страны, в которых уровень риска экономической деятельности значительно выше, чем в Черноморском регионе. Тем не менее, объемы инвестирования, приток капитала в их экономику значительно превышают аналогичные показатели стран ЧЭС..."*. Изменить такое положение, создать понятную и благоприятную картину состояния стран Черноморского региона для международного сообщества, позволит активизировать уже начавшееся реальное действие механизмов самоорганизации информационных обменов между партнерами ЧЭС и международным сообществом.

Заключение.


Б результате проведенной работы был собран и систематизирован материл относительно развития, функционирования и современного состояния организации Черноморского Экономического Сотрудничества.

Были выявлены 4 сферы для возможного ведения бизнеса в рамках организации. Сотрудничество в области развития науки и технологий актуально тем, что большинству стран организации в отдельности трудно поддерживать развитие науки и развивать технологии. В результате чего в этих странах наблюдается "интеллектуальный" спад в сфере экономики. Целесообразно развивать венчурные предприятия, которые бы способствовали развитию передовой науки и техники. Для привлечения капитала и компаньонов, было бы целесообразно организовать единый информационный портал ЧЭС, в котором бы полно освещались интересующие предпринимателей аспекты коммерческой деятельности: законодательство, политическая стабильность, налоговый режим и др. Главное, чтобы вся информация была подтверждена независимыми экспертами.

Для дальнейшего успешного развития ЧЭС как международной региональной организации, необходимо как можно больше сбалансировать экономическую, политическую и социальную обстановки стран-участниц ЧЭС. Сразу такого сходства между 11 странами достигнуть очень трудно, поэтому в работе было предложено поэтапное образование экономических союзов, развитие, сближение, всех стран-участниц ЧЭС.

Исходя из взаимной заинтересованности, следует развивать сотрудничество в совместной эксплуатации дунайских портов, и образования мощных пропускных пунктов на границах, совместное строительство железнодорожных и автомагистралей (в частности украинский участок кольцевой трассы вокруг Чорного моря).

Целесообразно привлечь в Еврорегионы консалтинговые и маркетинговые компании, которые бы контролировали потоки и состояние информации в приграничных регионах.

Таможенное законодательство тормозит не только развитие региональных отношений с соседними государствами, но и является серьезным препятствием для развития отношений с другими странами ЧЭС. Был показана выгода от географического месторасположения Украины странам Западной Европы, которые бы получали нефтепродукты, через украинский терминал. Стратегическим положение Украины является и по отношению к Турции. Российские нефтепродукты она могла бы также

получать через Украину. Украина за счет транзита энергоносителей смогла бы скомпенсировать внутреннюю потребность в энергоносителях.

Урегулирование "транзитного" вопроса способствовало бы не только решении, проблем функционирования Еврорегионов, "энергетического" вопроса, но и способствовало бы ускоренному вступлению Украины в ЕС как паритетной и стратегически важной страны.


* РИА "Новости", от 06.26.2002

* сайт Международной Морской Организации.

* Администрация информации по энергии США (Е1А), www.eia.org

* из доклада Крылова В.С., Яновой Н.П., Даниловой А.В.; Крымский координационный центр


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.