рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Чистая монополия и монопольная власть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Чистая монополия и монопольная власть  Чистая монополия и монопольная власть  Чистая монополия и монопольная власть Рисунок 10

цена  и

издержки

 

 

 

 

 Чистая монополия и монопольная власть                       Pm 

 

 

 

 

                                                                                                                           

                          

 

                                                                                                                                          

 Чистая монополия и монопольная власть  Чистая монополия и монопольная власть                        Pr                                                                                                                      

 

                                                                                       MR                                                         D

 

 Чистая монополия и монопольная власть
 


                                  0                                       Qm                                  Qf             Qr                 выпуск

 

 

 

 

Рисунок 11

цена и MR

 Чистая монополия и монопольная власть  

 

 

 

 

 

 

 


                     Pm

 Чистая монополия и монопольная власть
 

 


          MR2 =  Pr    A                                                                     B

 Чистая монополия и монопольная власть  

 

 

 

                                             

                                                                                  MR1                                                        D   

 

 

 Чистая монополия и монопольная власть
 


                                0                                               Qm  Q2                 Qd                             выпуск

 

 

 

 

 

 

Естественно, со стороны монополии возникает вопрос об издержках после введения общественно оптимальной цены. Возможна ситуация, когда цена, которая равняется предельным издержкам, будет так низка, что не сможет покрыть издержки монополии. Тогда фирма будет нести убытки, что в свою очередь заставит ее уйти с рынка.

На рисунке 10. видно,  что общественно оптимальная цена никогда не будет превосходить ( находится выше ) АС.  Принятие такой цены означает для монополиста, что в краткосрочном периоде он будет нести убытки, а в долгосрочном -  ему грозит банкротство.

Из данной ситуации для регулирующего органа есть три  возможных выхода:

·  покрывать издержки монополиста, субсидируя его;

·  оправдать ценовую дискриминацию со стороны монополиста;

·  установить другую, более высокую цену.

Как правило,  регулирующие органы отступают в некоторой степени от цели достижения эффективного распределения ресурсов и идут именно по - третьему пути. Цена, устанавливаемая в таком случае называется  ценой, обеспечивающей справедливую прибыль.

Поскольку  валовые издержки включают  в себя нормальную прибыль, то  из рисунка 10. видно, что цена, обеспечивающая справедливую прибыль будет равна Pf, так как кривая спроса пересекает кривую средних издержек только при такой цене. Соответственно, выпуск при данной цене будет равен Qf . 

РЕАКЦИЯ МОНОПОЛИИ НА НАЛОГИ.

 

 Чистая монополия и монопольная власть  Чистая монополия и монопольная власть Рисунок 12          цена

                         85             

 Чистая монополия и монопольная власть  Чистая монополия и монопольная власть  Чистая монополия и монопольная власть                                 80    

 Чистая монополия и монопольная власть                          70                                                                                           LRAC’ =   

                                                                                                                                                LRMC’ 

 Чистая монополия и монопольная власть  


 D

 

 

                                                                                                          MR

 

 

 

 

 

 

                               0

 Чистая монополия и монопольная власть                              0                             Qm2        Qm1     Qc2             Qc1       

 

Вопрос реакции монополии на обложение ее продукции налогом рассмотрим на конкретном примере. Пусть существует фирма - монополист, производящая сигареты. Сделаем следующее  предположение, пусть долгосрочные издержки монополиста остаются неизменными. Таким образом,  цены на факторы производства не зависят от уровня выпуска фирмы.

Рисунок 12. отображает воздействие налогообложения на продукт монополиста. Пусть монопольная цена составляет 80  центов за пачку. Долгосрочные предельные и средние издержки составляют 60 центов с одной пачки сигарет.  Теперь пусть вводится налог в десять центов.  Тогда издержки на производство  вырастут также на  десять центов и составят 70 центов с пачки. Из графика видно, что монопольный выпуск сократится с Qm1  до Qm2 . Цена после введения налога составит  85 центов за одну пачку сигарет.

Если бы данная фирма работала в совершенно конкурентной отрасли, ее первоначальный выпуск составлял бы Qc1 .  Налог в такой отрасли полностью отразился бы на цене данного товара и был бы оплачен потребителями. Выпуск падал до тех пор, пока цена не установилась бы на уровне 70 центов за одну пачку и составил бы Qc2. 

 Таким образом, можно сделать вывод, что хотя при конкуренции на рынке цены всегда ниже, чем в монополизированной отрасли,  доля налога, оплачиваемая потребителями при конкуренции выше, чем,  опять же,  у монополиста.

Причина, почему монополист перекладывает на плечи потребителя лишь часть налога, а не полностью весь, как это делает конкурентная фирма, заключается в том, что монополист  старается приспособить свой выпуск к приростам своих предельных издержек вдоль кривой предельного дохода,  а  не кривой спроса на его продукт. Кривая предельного дохода всегда наклонена круче, чем кривая спроса на продукт,  это обуславливает  то, что  увеличение предельных   затрат,  вызванное введением налога, приводит к сокращению выпуска, но это сокращение вдвое меньше, чем  то, которое было бы в совершенно конкурентной отрасли. Соответственно,  при монополизации отрасли лишь часть налога отображается в  повышении цены после введения налога на товар фирмы.

РЕАКЦИЯ МОНОПОЛИИ НА СУБСИДИИ.

 

Для рассмотрения реакции монополии на субсидирование ее государством воспользуемся тем же примером и теми же предположениями ,что и в предыдущем  случае.

 

 

 Чистая монополия и монопольная власть Рисунок 13

 Чистая монополия и монопольная власть            цена

 

 

 

 Чистая монополия и монопольная власть  Чистая монополия и монопольная власть                       70

 Чистая монополия и монопольная власть                       65

 

 

 

 Чистая монополия и монопольная власть                      50                                                                                                                     LRMC      

 

 Чистая монополия и монопольная власть
 


 Чистая монополия и монопольная власть                       40                                                                                                                LRMC - 10 центов                    

 

                                                                                    MR                                                    D

 

 

 

 

 

 Чистая монополия и монопольная власть                                    

                               0                           Qm1    Qm2                      Qc1                  Qc2   выпуск

  

 

 

 

 

В случае совершенной конкуренции при неизменных LRAC субсидия полностью отразится в понижении цены. Но в случае чистой монополии этого не произойдет. Влияние субсидирования монополиста государством показано на рисунке 13. 

Для начала предположим, что текущая монопольная цена составляет 70 центов за одну пачку сигарет. Данной цене соответствует выпуск равный Qm1,  Этот выпуск максимизирует прибыли монополиста, так как при нем  MR =  LRMC ( LRMC =  LRAC =  50 центам  ).

Пусть государство дает монополисту субсидию в 10 центов на одну пачку сигарет. Это снизит долгосрочные предельные и средние издержки соответственно на те же 10 центов до 40 центов за пачку. тогда монополист устанавливает новый выпуск, при котором  предельный доход равен 40 центам  ( Qm2  ).  На графике видно, что цена снизится до 65 центов за одну пачку. Таким образом, только пять центов из субсидии в 10 центов переходит в понижение цены.

Объяснение данной ситуации аналогично объяснению, приведенному в случае с введением налога на продукцию монополиста. Предельный доход падает быстрее, чем снижается цена. По мере снижения субсидией предельных издержек, монополия приспосабливает свой выпуск к новому равновесию вдоль кривой своего предельного дохода,  а не вдоль кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый монополистом.

Если бы отрасль была совершенно конкурентной рыночная цена ( без субсидии ) составила бы 50 центов за одну пачку сигарет. Субсидия, уменьшив долгосрочные средние издержки конкурентной фирмы до 40 центов, увеличила бы общий выпуск с Qc1 до Qc2. При  этом цена на рынке упала бы до 40 центов, так как рыночная  цена при субсидировании конкурентной отрасли падает на величину, равную величине субсидии. Монополия же менее чувствительна к субсидированию.

Таким образом, можно сделать вывод:

монополия перекладывает на потребителей только часть налогов и субсидий, чем это делает конкурентный продавец.

Этот вывод основывается на том, что предельный доход падает быстрее, чем снижается цена на товар монополиста  

 

ценовая дискриминация.

Монополист получает возможность проводить ценновую дискриминацию       только в том случае, когда потребители не могут перепродать продукт монополиста. Термин ценовая дискриминация означает тот факт, что монополист имеет возможность назначать различные цены для разных групп потребителей  на товар одного и того же качества.

Наиболее часто ценовой дискриминацией пользуется фирмы, обеспечивающие какие - либо коммунальные услуги. Например, цены  на коммунальные услуги для предприятий всегда выше, чем для индивидуального потребителя.  Практика ценовой дискриминации также очень широко распространена в  различных авиакомпаниях, которые назначают совершенно различные цены на один и тот же рейс разным группам пассажиров.

Для возникновения ценовой дискриминации на рынке необходимо выполнение двух условий:

  Отрасль должна быть монополизирована.  У конкурентной фирмы нет контроля над ценой, поэтому она не может проводить ценовую дискриминацию в отрасли. Фирма должна полностью контролировать  цену на свой товар, чтобы заниматься ценовой дискриминацией. Монополия начинает  заниматься ценовой дискриминацией, когда с ее помощью она имеет возможность увеличить свои прибыли.

   Нельзя перепродать товар, который производит монополист, занимающийся ценовой дискриминацией.  Если возможно легко перепродать данный товар и получить за это прибыль, то люди, купившие этот товар по более низкой цене, смогут преподать его другим, это в долгосрочном аспекте приведет к тому, что  на рынке установиться определенная единая для всех потребителей цена, то есть монополист уже не сможет контролировать свою цену  и должен будет   отказаться от применения ценовой дискриминации на данный товар.Рисунок 14  Совершенная ценовая дискриминация.

 Чистая монополия и монопольная власть          цена

                                    А

 Чистая монополия и монопольная власть  

 

 

 


 Чистая монополия и монопольная власть  Чистая монополия и монопольная власть                       Рм                                                         В

 

 

 

 

                                                                                  C                                                            MC =  AC

 Чистая монополия и монопольная власть                         Pl                                                       

                                                                                                                                        E                   D

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          MR 

 

 Чистая монополия и монопольная власть
 


                                0                                        Qm                                                         Qd      выпуск

 

 

 

Рассмотрим пример ценовой дискриминации.  Пусть в мире есть только один врач, который способен   выполнить определенную операцию.  То есть он является монополистом на рынке данной операции, любой нуждающийся в ней человек   вынужден идти к нему,

График на рисунке 14. отображает ситуацию на данном рынке. 

Сделаем несколько упрощений. Пусть каждый человек может сделать только одну операцию за всю свою жизнь.  В долгосрочном плане предельные и средние издержки постоянны и равны 40, 000 долларов  с одной операции.

Если бы хирург не мог проводить ценовую дискриминацию на рынке установилась бы цена равная Рм  ( 50, 000 $ ) и делалось бы  Qm операций в год ( 20 ).  При такой ситуации на рынке этот хирург получал бы 200, 000 долларов экономической прибыли в год.

Очевидно, что данный врач - монополист имеет возможность проводить политику ценовой дискриминации, так как услугу, которую он предлагает на рынок перепродать нельзя.

Предположим, что данный врач имеет возможность получить вид кривой спроса на этом рынке и  информацию о финансовых возможностях каждого отдельного потребителя его услуги. Таким образом, хирург сможет значительно увеличить свои прибыли, назначая каждому пациенту максимальную цену, которую тот готов заплатить за эту операцию. Причем безусловно эта максимальная цена должна превышать предельные издержки на операцию.

Хирург, назначая каждому пациенту  свою цену, проводил бы сорок операций в год. Его прибыль при использовании ценовой дискриминации  равнялась бы  площади треугольника АЕРl.

Можно сделать вывод, что максимизирующий прибыль монополист предпочтет заниматься ценовой дискриминацией, так как это увеличивает  его  прибыли. Монополист забирает себе весь выигрыш  потребителя от данного товара. Общая экономическая прибыль равняется сумме всех потребительских выигрышей, которые  были бы получены потребителями при совершенной конкуренции.

Необходимо отметить, что при совершенной ценовой дискриминации    кривая предельного продукта  совпадает с кривой спроса  на продукт монополиста. Равновесие достигается в точке Е, в которой максимальная цена, уплачиваемая последним покупателем, равняется  предельным  издержкам.  Выпуск становится значительно больше того, который был бы, если бы монополист не  занимался бы ценовой дискриминацией, достигая значения выпуска на полностью конкурентном рынке при цене равной цене в точке Е, хотя потребители ( все, кроме последнего ) платят более высокие цены, нежели те, которые были бы на совершенно конкурентном рынке.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 [НАВ1]

 [НАВ2]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.