Дефицит и профицит бюджета
Федеральное
агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
ресторанно-гостиничного бизнеса и услуг
Кафедра
«Финансы и кредит»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По
дисциплине «Финансы и кредит»
Выполнила:
Онищук О.Б.
Студентка 3 курса
Заоч. формы обучения
Группа №31
Тел: 8-909-927-75-65
Проверил:
Доц. Тюрина А.В.
Москва
2007г.
Содержание
Тема: «Дефицит и профицит бюджета»
ВВЕДЕНИЕ
1. Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие
2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета
России и большинства стран мира?
3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита,
возможные и реальные в России и в мировой практике?
4. Как финансировался и финансируется бюджетный
дефицит в РФ в 90-х годах?.
5. Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в
бюджете текущего года?
6. Профицит бюджета, проблемы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Ещё на лекциях
предмета «Финансы и кредит» я заинтересовалась темой моей к/р. Во-первых, мне
было интересно узнать о таком понятии как «профицит», во-вторых, меня всегда
интересовало, почему вообще в стране возникает дефицит бюджета.
Впервые
доходы российского бюджета превысили расходы в 2000 году - в первый год
премьерства Михаила Касьянова. Все последующие годы правительство составляло
профицитные бюджеты и особенно гордилось этим. Критики, правда, утверждают, что
заслуги кабинета в этом нет. Ему просто повезло с мировыми ценами на нефть. В
проекте бюджета-2003 тоже, был заложен профицит. Очень небольшой - 77 млрд.
рублей (0,6% валового внутреннего продукта). Но цены на нефть уже не столь
высоки и еще менее предсказуемы, к тому же правительству, взявшему курс на
снижение налогов, было бы странно ожидать особого роста доходов казны.
Тогда
Касьянов объявил, что в ближайшие годы Россия вообще может перейти к
беспрофицитному бюджету. "Профицит не самоцель, а необходимость
определенного периода развития экономики", - сказал премьер, добавив, что
как только будет пройден этап пиковых выплат по внешнему долгу, появится
возможность еще снизить налоги и оставить дополнительные средства в
распоряжении частного сектора. "Создание профицита говорит о том, что
государство изымает из экономики больше, чем ему требуется"[1],
- пояснил Касьянов. При этом государство, считал он, не в состоянии грамотно
этими средствами распорядиться.
Слова
премьера могли означать поворот в долговой политике. До сих пор ее главной
целью правительство объявляло снижение госдолга. По закону процентные платежи
по внешнему долгу закладываются в расходах бюджета, в то время как выплаты по
основной части должны быть обеспечены из других источников: за счет профицита
либо внешних заимствований.
От
кредитов Международного валютного фонда и бюджетозамещающих займов Всемирного
банка Россия отказалась. Мировые цены на нефть опять начали расти, а
соответственно и ключевые для казны доходы экспортеров...
Профицит,
помимо решения долговой проблемы имеет другие полезные функции. Он создает
резерв на случай падения цен на нефть и помогает правительству справиться с не
менее насущной задачей - снижением инфляции.
Сосредоточение
финансовых ресурсов государства необходимо для финансовой политики государства.
В бюджете концентрируется часть национального дохода, что позволяет
осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение
необходимой социальной экономической политики. Через движение бюджетных
ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность
использования его расходной части. Бюджеты делятся на виды: бюджет с дефицитом,
бюджет с профицитом и сбалансированный бюджет.[2]
1. Бюджетный
дефицит, показатели, его характеризующие
Доходы и расходы
органов государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в
реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит
Бюджет с
дефицитом представляет собой бюджет, у которого расходы превышают доходы. Это
состояние бюджета свидетельствует о недостаточно эффективном государственном
управлении, поскольку в стране отсутствует инфраструктура, призванная
обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.
Дефицит
государственного бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой
доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с
установленными принципами формирования финансов органов власти и квалификации
доходов и расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет
определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои
расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за
счёт доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее
выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения
объёма ликвидных средств. Исходя из этого принципа дефицит равен расходам на
товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус
официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято
показывать с положительным знаком, а дефицит – с отрицательным. Дефицит
покрывается за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет
противоположный знак.[3]
Дефицит бюджетов
возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита
бюджетов являются войны и спады производства.
Войны требуют
использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение
возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на
военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за
счёт увеличения налогов, денежные эмиссии и выпуска государственных долговых
обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение
налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия
новых денег ведёт к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с
возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что продажа
государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита
бюджета.
Другим важным
фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии
производства. В годы, когда ВВП и национальный доход сокращаются, автоматически
сокращаются также налоговые поступления. В то же время расходы сохраняют
тенденции оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается
разрыв между расходами и доходами, растёт дефицит.
2. Каково
соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?
Доходы
бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с
предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного
фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей
предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.
Доходы
бюджета
– это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для
выполнений его функций. Основными методами образования бюджетных поступлений
являются:
- налоги
- неналоговые
поступления
- займы
- эмиссия денег
Сущность
бюджетных доходов проявляется в том, что бюджетные доходы являются результатом
распределения стоимости общественного продукта и одновременно служат объектом
дальнейшего распределения сосредоточенных в руках государства ресурсов.
В основе
формирования структуры доходов государственного бюджета лежит чёткое
разграничение доходов центрального (федерального) бюджета и бюджетов других
уровней, которое соответствует типу государственного устройства страны.
Например, в унитарных государствах – Великобритании, Франции, Швеции, Италии и др.
– существуют два уровня управления – центральный и местный,
которым соответствуют два уровня бюджетов – центральные и местные. В
государствах с федеральным управлением, к которым относятся Россия, США,
Канада, Германия и ряд других стран, существуют три уровня бюджетов –
федеральный, региональные и местные.
Расходы
государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с
распределением централизованных органов фондов денежных средств и их
использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В
процессе использования бюджетных средств происходит разделение
централизованного фонда на отдельные части и формирование денежных фондов
целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального
производства и непроизводственной сферы, являющихся получателями бюджетных
ассигнований.
Расходы
государственных финансов отражают отношения между государством и получателями
бюджетных средств. Часть этих отношений имеют непосредственно денежное
выражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты
и т.д.), в то же время значительная часть услуг, предоставляемых органами
власти их получателям, не имеет для них непосредственно денежное выражение
(расходы на здравоохранение, поддержание общественного порядка, оборону и др.).
Бюджетные
расходы классифицируются по следующим признакам:
- по роли в
общественном производстве;
- по
общественному назначению;
- по отраслевой
структуре.
Бюджетный кодекс
РФ, введенный в действие в 2000г., в отношении бюджетной системы Российской
Федерации определяет, что она состоит из 3-х уровней бюджетов: федерального,
субъектов Федераций и местных.[4]
3. Каковы
источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в
мировой практике?
Источники
финансирования дефицита утверждают органы законодательной (представительной) власти
в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых
средств. Кредиты Центрального банка России, а также приобретение им долговых
обязательств РФ и субъектов Федерации при их первичном размещении не могут быть
источниками покрытия дефицита бюджета.
К источникам
финансирования федерального бюджета относят:
1) внутренние источники
в следующих формах:
v
кредиты,
полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;
v
государственные
займы, осуществляемые путём эмиссии ценных бумаг в валюте РФ;
v
бюджетные
кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
v
поступления
от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
v
суммы
превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
v
изменения
остатка средств на счетах по учёту средств федерального бюджета;
2) внешние
источники в следующих формах:
v
государственные
займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени
Российской Федерации;
v
привлечённые
Россией кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний,
международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.
Источниками
покрытия дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в
следующих формах:
§
государственные
займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской
Федерации;
§
бюджетные
кредиты, полученные от бюджетов других уровней;
§
кредиты,
полученные от кредитных организаций;
§
поступления
от реализации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
§
изменения
остатка средств на счетах по учёту средств бюджета субъекта РФ. [5]
Дефицитом
бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по её
обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям,
обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских
концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения
государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в
европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают
в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором
экономического роста. В 70 – 90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для
европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям
Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в
размере 3% к ВВП.
Следует отметить,
что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также
хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического
положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически
отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М.
Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости
рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом,
безусловно, есть рациональное звено. С 1990-х годов в ряде развитых стран
бюджетный дефицит сокращается, а в США практически он преодолён.[6]
«Согласно отчету,
представленному министерством финансов США 11 октября, дефицит бюджета в 2007
финансовом году, который закончился 30 сентября, сократился на $85 млрд. по
сравнению с прошлогодним показателем и составил $163 млрд. Дефицит бюджета
практически совпал c прогнозом Бюджетного управления Конгресса США, которое
оценивало этот показатель в $161 млрд. Как сообщило министерство финансов США в
своем отчете, сумма налоговых поступлений в 2007 финансовом году составила
$2,568 трлн., а расходы бюджета достигли $2,731 трлн. В целом, дефицит бюджета
по итогам года составил 1,2% ВВП страны. В прошлом финансовом году он был равен
1,9% ВВП.
[13.10.2007]»[7]
Среди других
способов сокращения бюджетного дефицита следует упомянуть, что в мировой
практике широко используется привлечение в страну иностранного капитала в виде
инвестиций. С его помощью решается сразу несколько задач экономического
характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование
капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг,
появляются новые налогоплательщики, улучшается состояние платежного баланса.
Размер дефицита
бюджета субъекта РФ, утверждённый законом субъекта РФ о бюджете на
соответствующий год, не может превышать 15% объёма доходов регионального
бюджета.
Страницы: 1, 2
|