Сберегательные учреждения
Другое
название сберегательных учреждений – ссудо-сберегательные институты.
В 1984 году ссудо-сберегательные институты располагали активами, равными почти
двум третям активов коммерческих банков.
Ссудно-сберегательные
ассоциации и взаимно-сберегательные банки размещают сбережения домашних
хозяйств, которые затем используются, помимо прочего, для финансирования
жилищных ипотек. Кредитные союзы принимают вклады “членов” - обычно группы
людей, работающих в одной компании, - и представляют эти фонды для
финансирования покупок в рассрочку.
Различие
между ссудо-сберегательными институтами и банками в восьмидесятых годах стало
исчезать. Закон о контроле за денежным обращением, принятый в 1980 году, а
также ряд других Законов и постановлений, разрешил ссудо-сберегательным
институтам осуществлять многие операции, которые раньше входили в
исключительную компетенцию коммерческих банков. Ссудо-сберегательные институты
получили право выдавать коммерческие ссуды (в ограниченных масштабах) и
открывать чековые депозиты; последнее раньше было разрешено только коммерческим
банкам, и даже составляло их отличительную черту. В настоящее время
ссудо-сберегательные институты находятся в подчинении Федеральной Резервной
Системы во всём, что касается чековых депозитов; они получили право на
получение целого ряда услуг ФРС.
С
точки зрения денег, банки и ссудо-сберегательные институты в настоящее время
очень мало отличаются друг от друга.
Федеральная Резервная Система
Федеральная
Резервная система по своей сути эквивалентна центральным эмиссионным банкам
других стран, однако её организация отражает дух и букву федеральной
политической системы, характерной для любых проявлений
общественно-экономической жизни США.
В
качестве своей основной функции Федеральная Резервная Система формирует и
претворяет в жизнь денежно-кредитную политику, то есть регулирует рост
депозитов и кредитов коммерческих банков и ссудо-сберегательных институтов.
Контроль над денежно-кредитными отношениями даёт федеральному правительству США
мощный рычаг управления экономической активностью и уровнем цен. Кроме того,
спектр административной и контрольной деятельности ФРС на этом не замыкается.
Он весьма широк – от действия в качестве налогово-бюджетного (фискального)
агента Государственного Казначейства и управления банковскими
холдинг-компаниями до осуществления клиринга чеков и обеспечения необходимого
количества наличных денег.
Федеральная
Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней – Совет Управляющих
ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов
ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный
Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет.
Федеральная
резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по
прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе,
как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочии членов
Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления.
Совет
Управляющих ФРС
Совет
Управляющих состоит из семи постоянных членов, назначаемых Президентом США с
одобрения Сената. Обеспечивается равное представительство членов Совета
Управляющих от различных округов ФРС. Каждый гражданин США, занимающий пост в
Совете Управляющих ФРС, может исполнять свои обязанности полный срок,
составляющий 14 лет и не превышающий эту цифру, однако имеет право подать в
отставку ранее, доработать текущий двухлетний семестр, либо несколько продлить
своё пребывание на этой должности за счёт “дополнительных” семестров. В случае,
если члены Совета Управляющих исчерпали сроки своего пребывания в этом органе
(за исключением случаев смерти либо отставки кого-либо из них), Президент может
назначить лишь двух новых членов Совета за свой четырёхлетний срок пребывания у
власти.
Совет
Управляющих ФРС возглавляет председатель и его заместитель (вице-председатель).
Президент США утверждает кандидатов на эти посты на четырёхлетний срок.
Только
Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы обладает необходимыми
полномочиями для установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений,
а также, разделяет с Федеральными Резервными банками всю полноту
ответственности по проведению операций на открытом рынке ценных бумаг и
определению наиболее приемлемых банковских учётных ставок.
Федеральные
Резервные банки
Другая важная составляющая часть американской банковской
системы - это двенадцать федеральных резервных банков, которые являются
а) центральными банками,
б) квазиобщественными банками
в) банками банкиров.
Таким образом в
США двенадцать центральных банков. Это отражает географические масштабы,
экономическое разнообразие и наличие большого числа коммерческих банков в этой
стране. Через центральные банки осуществляются основные политические директивы
Совета Управляющих. Самый важный из них - Федеральный резервный банк города
Нью-Йорка.
Двенадцать
федеральных резервных банков являются квазиобщественными. Они отражают симбиоз
частной собственности и общественного контроля. Их собственник - коммерческие
банки соответствующего округа. Для вступления в Федеральную резервную систему
коммерческие банки обязаны приобрести долю участия в акционерном капитале
федерального резервного банка своего района. Но принципы политики, проводимой
федеральными резервными банками, устанавливаются государственным органом - Советом
управляющих. Центральные банки американской капиталистической экономики
находятся в частной собственности, но управляются государством. Они
руководствуются не стремлением к прибыли, а следуют политике, которая с точки
зрения Совета управляющих улучшает состояние экономики в целом.
Федеральные
резервные банки делают для депозитных учреждении тоже самое, что депозитные
учреждения делают для людей . Они принимают вклады банков и сберегательных
учреждении и предоставляют им ссуды. Таким образом федеральные резервные банки
являются “банками банкиров”.
Кроме
того у федеральных резервных банков есть функция, которую не выполняют
коммерческие банки и сберегательные учреждения: выпуск наличных денег. Конгресс
уполномочил их пускать в обращение банкноты федерального резервного банка,
которые образуют предложение бумажных денег в экономике.
Федеральный
Комитет Открытого Рынка
Федеральный
Комитет Открытого Рынка (ФКОР) определяет и направляет все процессы
купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США Федеральными
Резервными банками.
Федеральный
Комитет Открытого Рынка состоит из 12 постоянных членов: семь управляющих ФРС и
пять президентов Федеральных Резервных банков. Председатель Совета Управляющих
ФРС возглавляет этот орган, а президент Федерального Резервного банка
поддерживает в нём постоянное членство в качестве вицепредседателя. Все 12
президентов Резервных банков обязаны присутствовать на собраниях Комитета; они
принимают участие в обсуждении возникающих проблем, а семь президентов Федеральных
Резервных банков (не вошедшие в число постоянных членов ФКОР) обладают правом
совещательного голоса.
Федеральный
Комитет Открытого Рынка собирается на заседания восемь-девять раз в год для
обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей
денежно-кредитной политики. На каждой встрече разрабатывается определённая
стратегия текущих операций на открытом рынке ценных бумаг и директивой
доводится до управляющего Системой текущих операций на открытом рынке, совмещающего
этот пост с вице-президентом в Федеральном Резервном банке в Нью-Йорке. После
этого Федеральный Резервный банк Нью-Йорка проводит в соответствии с планом
реальные закупки, либо продажи ценных бумаг Федерального правительства США
через дилеров, специализирующихся в этой области и имеющих свои
представительства в Нью-Йорке.
Федеральный
Консультационный Совет
Федеральный
Консультационный Совет состоит из двенадцати членов, каждого из которых
выдвигает и избирает из своей среды соответствующий Федеральный Резервный банк.
Совет собирается 4 раза в год, на совместное заседание с управляющими
Федеральной Резервной Системы и обмениваются мнениями о широком спектре
финансово-экономических и денежно-кредитных отношений. Члены Федерального
Консультационного Совета доводят эту информацию до сведения Резервных банков в
своих округах. Совет Управляющих не обязан выполнять рекомендации этого органа.
Отчёты
Конгрессу США
Являясь
органом Конгресса США, Федеральная Резервная Система представляет в Конгресс
ежегодный отчёт о своей деятельности, а также, по требованию Конгресса США,
передаёт и иную информацию. В 1975 году контроль со стороны Конгресса за
деятельностью ФРС был усилен: председатель Совета Управляющих ФРС с этого
момента на регулярной основе начал консультации с соответствующими комиссиями
Конгресса для обсуждения текущих экономических проблем, тактических и
промежуточных целей денежно-кредитной политики и планов её воплощения в жизнь.
Эти мероприятия привели к более тесному контакту и сотрудничеству между
Конгрессом США и Федеральной Резервной Системой. Закон о реформе Федеральной
Резервной Системы 1977 года и Закон Хэмфи-Хоукинса 1978 года (Закон о Полной
Занятости и Сбалансированном Росте) обязали ФРС предоставлять отчётные
материалы Конгрессу США по ряду основных позиций и параметров денежно-кредитных
отношений каждое полугодие.
Денежно-кредитная система
Сейчас
приступим к рассмотрению вопросов спроса и предложения денег. Затем рассмотрим
взаимосвязь этих двух вопросов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|