Среди внутренних
факторов можно выделить неденежные и денежные – монетарные. Неденежные – это нарушение
диспропорций хозяйства, цикличное развитие экономики, монополизация
производства, несбалансированность инвестиций, государственно-монополистическое
ценообразование, кредитная экспансия, экстраординарные обстоятельства
социально-политического характера и другие. Денежные – кризис государственных
финансов: дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, а также
увеличение кредитных орудий обращения в результате расширения кредитной
системы, увеличения скорости обращения денег и другие.
Внутренние
причины: рассмотрим их на примере России:
во-первых, как
правило, одним из истоков инфляционных процессов служит деформация
народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей
потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой
индустрии, и особенно военного машиностроения.
Во-вторых, неспособность
преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В
условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь,
не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать
соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных
ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно.
Измерение
инфляции: Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют
тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются
более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее
наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является
показатель индекса цен.
Цена -
многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория.
Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а
также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной
информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения
заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые
службы. С другой стороны, цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара,
эквивалент обмена товара на деньги. Цены, процессы их образования и изменения
представляют собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный
блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в
социально - экономическую статистику. Поэтому в органах государственной
статистики сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сущность цены,
ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на
рынке. Она выступает как:
- индикатор,
отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения,
торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень
конкурентоспособности на рынке и т. д.);
- маркетинговый
регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и
предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля,
оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют
ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Рыночная цена
выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров
на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры
и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства.
Цена – инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор
налогообложения.
Цена - это
главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную
политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена
- мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и
структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И
наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
Рассматривая
статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция - повышение общего
уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной
массой и товарным покрытием.
Диспропорцию
вызывает ряд взаимозависимых причин:
- инфляционный
спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного
бюджета; непроизводительные расходы государства);
- рост уровня издержек
(например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными
катаклизмами).
Показатели
инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Индексы -
это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они
рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Темп инфляции для
данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего
года из индекса этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а
затем умножить на 100. Например, если в 1994 г. индекс цен на потребительские
товары был равен 113,6, а в 1995г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для
1995 г. вычисляется следующим образом:
темп инфляции =
118,З - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%
Итак, инфляция
как многофакторный процесс – это проявление диспропорциональности в развитии
общественного воспроизводства, которое обусловлено нарушением закона денежного
обращения.
Формы проявления
инфляции:
·
Снижение
покупательной способности денег.
·
Понижение
курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной.
·
Рост цен
на товары и услуги, причем неравномерный, что приводит к обесцениванию денег.
·
Увеличение
цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Основные виды
инфляции:
Существует
несколько видов инфляции. Прежде всего, те, которые выделяют с позиции темпа
роста цен (первый критерий), т.е. количественно:
Ползучая
(умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста
цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция
присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не
представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США,
Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей
инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил
за последние годы около 3-3,5%;
Галопирующая
инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг.
наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной
Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в
нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%.
Гиперинфляция -
цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится
катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев
общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за
гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).
Так, в Аргентине
на апрель 1990 г. зафиксирован рост цен в 200 раз (темп роста инфляции - 2000
%). Спасло аргентинцев лишь то, что у них преобладает натуральное сельское
хозяйство и без рыночных отношений можно прожить некоторое время.
Недавний рекорд
принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост цен
достигала 33000%.
Наиболее
ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в 1946 г., когда
довоенный форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов
(единила с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022 форинтов.
Вести успешный
бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о
стратегии выживания. Рецепт выживания таков: автономность и самодостаточность,
упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых
элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям
приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции,
усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях.
Теперь рассмотрим
виды инфляции с точки зрения второго критерия - соотносительности роста цен по
различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста:
а) сбалансированная
инфляция;
б) несбалансированная
инфляция.
При
сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг
друга, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются
по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная
инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены
товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей
конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям,
которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило,
производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных
связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней
кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции
конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих
фирм лучше не приобретать.
В России и СНГ
преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен
на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего
сложного прибора и т.п.
Несбалансированность
инфляции - большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на
будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен
останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год. Невозможно
рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность
вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может,
индустриальное возрождение России нереально. Возможны лишь короткие
спекулятивно-посреднические операции, удобренные стихийными,
несбалансированными скачками относительных цен, как в отраслевом, так и в
территориальном аспектах.
С точки зрения
третьего критерия (ожидаемость или предсказуемость инфляции) выделяют: а)
ожидаемую; б) неожидаемую.
Ожидаемая
инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной
степенью надежности; неожидаемая - возникает стихийно, спорадически, прогноз
невозможен.
Фактор
ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на
стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка,
что в следующем году цены возрастут, скажем, в 100 раз, то в условиях
идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к
спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100
раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.).
Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в
случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная
инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение
доходности соответствующих предприятий.
Инфляция
спроса и издержек.
Выше говорилось,
что инфляция является результатом нарушения равновесия между спросом и
предложением. Равновесие может нарушаться, прежде всего, со стороны спроса. В
этом случае возникает инфляция спроса. Другая ситуация создается, когда растут
издержки производства, т.е. поднимается цена предложения, возникает инфляция
предложения. Глубина несоответствия спроса и предложения в немалой степени
зависит от степени развития и глубины трех видов монополизма в экономике:
- монополизм
государства (на эмиссию бумажных денег, внешнюю торговлю, налоги; на рост
непроизводственных, прежде всего военных и прочих расходов, связанных с
функциями современного государства);
- монополизм
профсоюзов, задающих размер и продолжительность того или иного уровня
заработной платы, прежде всего через договоры с предпринимателями на 3- 5 лет
или иной срок;
- монополизм
крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Все три отмеченные
монополии взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на динамику спроса и
предложения, смещая точку их равновесия вверх по оси цен.
Инфляция
спроса.
Рассмотрим более
подробно инфляцию спроса. В результате инфляции спроса возникает избыток денег
по отношению к количеству товаров, растут цены. Характерно, что занятость в
такой ситуации полная, ибо стимулируемая высокой ценой промышленность
максимально должна загружать производственные мощности. В СНГ это не так,
поскольку нет конкуренции и демонополизации: дефицитный спрос нарастает,
незагруженность мощностей увеличивается, номинальная доходность операций
растет. Предприятиям выгоднее меньше произвести и дороже продать каждую единицу
продукции. В такой ситуации вероятнее прогноз на снижение занятости.
Инфляция спроса
вызывается следующими денежными факторами:
- Милитаризация
экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее
приспособленной для использования в гражданский отраслях, в результате чего
денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор,
излишний для обращения.
- Дефицит
государственного бюджета и рост внутреннего долга. Например, реальный дефицит
госбюджета Российской Федерации по итогам 1992 г. составил 11% ВВП, а в 1994 г.
не должен превысить 9,4% объема ВВП (или 70 трлн. руб.). Покрытие дефицита
происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи
дополнительной эмиссии неразменных банкнот центрального банка. Первый путь
характерен для США, а второй - для России. Однако с мая 1993 г. началось
покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных
краткосрочных обязательств (ГКО); к середине 1994 г. их было выпущено на сумму
в 3 020,8 млрд. руб.
- Кредитная
экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июня 1994 г. объем кредитов,
предоставленных Банком России правительству, составил 27 655 млрд. руб., или
38,9% его сводного баланса.
- Импортируемая
инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при
покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом.
- Чрезмерные
инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются
элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает
дополнительный денежный эквивалент.
Инфляция
издержек производства
Причинами такой
инфляции являются:
-снижение роста
производительности труда, вызванное циклическими колебаниями или структурными
изменениями в производстве, что ведет к увеличению издержек на единицу
продукции, а следовательно, к уменьшению прибыли. В конечном итоге это скажется
на снижении объема производства, сокращении предложения товаров и росте цен;
- расширение
сферы услуг, появление новых видов с большим удельным весом зарплаты и
относительно низкой по сравнению с производством производительности труда.
Отсюда общий рост цен на услуги;
- высокие
косвенные налоги, характерные для многих государств, которые включаются в цену
товаров, и общий уровень издержек растет.
1.4.
Последствия и меры преодоления инфляции
Инфляция
оказывает отрицательное влияние на общество в целом.
1. Ухудшается
экономическое положение:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|