Доходы бюджетной системы Российской Федерации
Министерство экономического развития
РФ.
Российский
государственный торгово-
экономический
университет.
Челябинский
институт (филиал).
Контрольная работа
По
курсу «Бюджетная система Российской Федерации».
Тема:
Доходы бюджетной системы Российской Федерации.
Работу
выполнил студент 3 курса:
группы
№ ФШ-02 Степанов Д.Ю.
«Финансы
и кредит»
зачётная
книжка № ФШ 02-21
Работу
проверил: Тишина В.Н.
Озёрск
2005г.
План.
1. В чем экономическая сущность
доходов бюджетов и как они классифицируются согласно Бюджетному кодексу
РФ?
стр.1
1.1. Сущность и функции
налогов
стр.1
1.2. Налоговая система и
классификация
налогов стр.2
2. Налоговые и неналоговые доходы
бюджетов стр.5
3. Какие изменения произошли в структуре
налоговых доходов стр.7
4. Как осуществляется
распределение доходов между бюджетами разных уровней. Что относится к
собственным и регулируемым доходам стр.11
5. Формы финансовой поддержки
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов
стр.15
Список
литературы стр.18
1. В чем экономическая сущность доходов бюджетов и как они
классифицируются согласно Бюджетному кодексу РФ?
1.1. Сущность и функции
налогов.
Налоги возникли с появлением государства как один из этапов
мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они
взимались с населения и имели либеральную форму, либо форму трудовых
повинностей. Доходами в виде дани, контрибуции (т. е. неналоговыми милостынями)
государство покрывало налогами свои расходы. Но с течением территорий, ростом
экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих
подданных развитием товарно-денежных отношений налоги приняли преимущественно
денежную форму.
Таким образом, налоги как экономическая категория имеют
исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное
государство, экономически основано прежде всего на рыночных отношениях,
обеспечивать те интересы общества, решение которых регулируется рынком или
находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:
·
необходимость удовлетворения общественных потребностей
(управление, оборона, обеспечение правовой безопасности, социальные расходы и
т.п.);
·
необходимость регулирования экономической деятельности субъектов
хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
·
долгосрочные капиталовложения и переложение рисков с экономических
субъектов на государство (например, освоение космоса).
Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение. Под
налогом понимается обязательный, индивидуальный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для
финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Таким образом, к признакам налогов относят:
· легитимность
(налоги взимаются только с законных операций);
·
индивидуальную безвозмездность для налогоплательщика;
·
принудительность.
Элемент налога — понятие, используемое
при изучении конкретных налогов. Различают следующие элементы налога, без
которых налог не может считаться установленным.
Налогоплательщик — организация или
физическое лицо, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.
Объект налогообложения — имущество, прибыль,
доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)
либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или
физическую характеристики, с наличием которой у налогоплательщика
законодательно связано возникновение обязательств по уплате налога.
Налоговая база — стоимостная, физическая
или иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период — календарный год или
иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговая ставка — величина налоговых
начислений на единицу измерения налоговой базы.
Порядок исчисления налога.
Порядок и сроки уплаты налога.
Функция налога — это проявление его
сущности в действии, способ выражения его свойств.
Фискальная функция — основная функция
налогов. Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют
доходную часть бюджетов разных уровней. Регулирующая функция заключается в
воздействии налогов на многие стороны общественно-экономических отношений. На
и способны оказывать влияние на платежеспособный спрос, предложение,
инвестиции, ресурсосбережение. Налоги в состоянии создавать или разрушать экономические
условия для деловой активности, охраны окружающей среды и т. д. Развитые
рыночные государства сознательно используют регулирующую функцию налогов в
качестве одного из элементов экономической политики.
Поскольку налоги являются основным источником формирования
бюджетных доходов, проблемы налогообложения всегда были в центре внимания
государственных органов и работающих по их заданию экономистов — ученых и
практиков.
1.2. Налоговая система и классификация налогов.
Прямые и косвенные налоги. Систему налогов, поступающих в бюджеты
разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам
обложения, по характеру строения налоговых ставок, по использованию и т. д.
Исходя из объектов обложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством
непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный
налог с физических лиц, налог на прибыль с организации и налог на имущество.
Исторически прямое налогообложение возникло как на лее ранняя
форма изъятия в доход государства части дохода налогоплательщиков. Прямые
налоги подразделяются на реальные и личные.
Реальные налоги уплачиваются с отдельных
видов имущества, товаров или деятельности независимо от финансового положения
налогоплательщика.
Личные налоги учитывают финансовое
положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.
Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене
товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы,
НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.
Универсальным косвенным налогом
является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и
услуги.
Индивидуальными акцизами облагаются
отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства
(например, налог с продаж).
Фискальная монополия — специфический вид
косвенного налога на товары, производство или реализация которых являются
исключительной монополией государства. Как правило, государство монополизирует
производство и реализацию товаров массового потребления — табак, спички, соль и
т. п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии
государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при
частичной — монополизирует или только производство, или только реализацию
какого-то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым
косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание
товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В
Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется.
Таможенные пошлины — косвенные налоги,
применяемые во внешнеэкономической деятельности. Во всех странах налоговые
доходы бюджетов построены на основе разумного сочетания прямых и косвенных
налогов. Формирование рыночных отношений в России потребовало коренного и
быстрого изменения форм мобилизации доходов бюджетов разных уровней.
2. Налоговые и
неналоговые доходы бюджетов.
Доходы
бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых
и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем
поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих
бюджетах.
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным
кодексом РФ и включает:
1. Доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
■
средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за
сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование
имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
■
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных
средств на счетах в кредитных организациях;
■
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное
управление;
■
средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов
и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и
другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных
ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам
исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам
бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям; а плата за
пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам,
иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
■
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах
хозяйственных товариществ и обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим
Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным
образованиям;
■
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных
предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;
■
другие доходы от использования имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности.
2. Доходы от
продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в
государственной или муниципальной собственности, в том числе:
■
средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в
государственной или муниципальной собственности;
■
средства от продажи акций, находящихся в собственности
государства;
■
доходы от реализации государственных запасов и резервов;
■
доходы от продажи государственных производственных и
непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;
■
иные доходы.
3. Доходы от платных услуг, оказываемых
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящими в ведении
соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления.
4. Средства, полученные в результате применения мер
гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение
вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации,
муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от
бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
6. Иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют
существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления,
исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов.
Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации
государственного или муниципального имущества, определяется законодательством
Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций — Гражданским
и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить
обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и
принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты,
льготы и другие чисто налоговые элементы.
Как правило, большинство неналоговых доходов
зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их
собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической
деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль
Банка России по нормативам, установленным Федеральными законами.
3. Какие изменения произошли в структуре налоговых доходов?
Преодолев финансовый кризис конца
1998 года в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции,
впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные
изменения в отечественной налоговой системе произошли с постепенной
кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января
1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ),
регулирующего все стадии налоговых правоотношений.
Во-первых, было законодательно установлены особые
требования, предъявляемые к актам законодательства
о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной
власти издают нормативные правовые акты по
вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях. В связи с этим приказы,
инструкции и методические указания
органов исполнительной власти по
вопросам налогообложения не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязательны только
для своих соответствующих подразделений. Во-вторых,
был установлен исчерпывающий перечень налогов
и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства стало установление на
федеральном уровне основных элементов
налогообложения по региональным и местным налогам, что призвано оградить хозяйствующих субъектов от
необоснованного повышения налоговой
нагрузки. С другой стороны,
региональные и местные власти могут самостоятельно устанавливать по региональным и местным налогам отдельные
элементы налогообложения для проведения
собственной налоговой политики. Эти положения НК РФ призваны гарантировать стабильность условий предпринимательской деятельности. В-третьих,
достаточно подробно были прописаны
общие правила исполнения обязанности
по уплате налогов и сборов, регламентирован процесс налогового
администрирования - комплекса форм и методов
осуществления налогового контроля, предусмотрен закрытый перечень видов налоговых правонарушений, в целом, с учетом
требований соразмерности и справедливости, значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
Страницы: 1, 2
|