рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Доходы населения России, их структура и динамика

С 1 сентября 2007 года МРОТ в целом по России составляет 2300 руб.[4] Он применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Использование его для других целей не допускается[5].

В настоящее время региональные соглашения о минимальной заработной плате заключены в 30 субъектах Российской Федерации[6]. Размеры минимальных заработных плат установлены с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и колеблются в диапазоне от 2500 до 6300 руб. в месяц .

К сведению. На территории города Москвы в настоящее время действует Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В соответствии с ним на территории города Москвы минимальная заработная плата с 1 мая 2008 года будет установлена в размере 6800 руб., а с 1 сентября 2008 года– 7500 руб. До 1 мая 2008 года размером минимальной заработной платы в городе Москве является городской минимум оплаты труда, установленный с 1 сентября 2007 года ранее действовавшим в Москве соглашением–6100 руб.

По заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная заработная плата, которая достигает 68% национальной средней заработной платы. В развитых странах  этот принцип соблюдается, а в некоторых даже  превышается рекомендуемый норматив. Тем самым реализуется стимулирующая функция заработной платы. В России минимальная заработная плата периодически пересматривается, но ее отставание от прожиточного минимума возрастает. Её уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей.  На период III квартала 2007 года минимальная заработная плата в РФ была почти в 2 раза ниже прожиточного минимума и составляет всего 17-18 % средней зарплаты (Приложение 4 и 1). Она стала играть роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов. Своё же истинное назначение как показателя минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения утратила и перестала выполнять свои основные функции: воспроизводственную и стимулирующую.

Важной проблемой, вызывающей социальную напряжённость в обществе, остаётся задолженность по заработной плате.  По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2008 г. составила 2942 млн. рублей и снизилась по сравнению с 1 февраля 2008 г. на 0,7% . Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 марта 2008 г., составлял около 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры - 0,1%. На 1 марта 2008 г. просроченная задолженность по заработной плате снизилась по сравнению с 1 февраля 2008 г. в 40 субъектах Российской Федерации. Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 марта 2008 г. составила 226 млн.рублей, или 7,7% общего объема просроченной задолженности по заработной плате. Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 40,0% приходилось на федеральный бюджет, 15,6% - на бюджеты субъектов Российской Федерации и 44,4% - на местные бюджеты. При определении задолженности из федерального бюджета организациями учитываются невыплаченные своевременно средства федерального бюджета, относящиеся, в соответствии с бюджетной классификацией, к статье "оплата труда", а также суммы оплаты труда, предусмотренные за выполнение государственных заказов и целевых производственных программ, финансируемых из федерального бюджета. Из общей суммы просроченной задолженности 951 млн. рублей (32,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2007 г., 1125 млн.рублей (38,2%) - в 2006 г. и ранее.

2.2.    Безденежные доходы населения.

Основными источниками безденежных доходов населения являются общественные фонды потребления и личные подсобные хозяйства.

Общественные фонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.

Общественные фонды потребления  отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.

В средствах фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья.  Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для муниципальных учреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов.  Самыми распространёнными из них – бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.

Личное подсобное хозяйство  в России имеет сложную историю. Были периоды его ограничения и свёртывания, периоды его полного запрещения. В настоящее время политика по отношению к личным подсобным хозяйствам направлена на их развитие. В отношении населения к личным подсобным хозяйствам решающую роль могут играть и неэкономические факторы. Потребность в свободном времени, желание использовать его для удовлетворения культурных, а не материальных потребностей могут привести к отказу населения от ведения подсобного хозяйства. Для того чтобы оценить перспективы развития личных подсобных хозяйств, выявить тенденции изменения доходов из этого источника, необходимо рассмотреть те факторы, которые способствуют росту и сдерживают рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах.

Факторы роста:

ð ухудшение продовольственной ситуации в стране, возрастание дефицита на ряд продуктов питания, что связано с недостаточным развитием и низкой эффективностью сельского хозяйства;

ð политика государства в отношении развития форм собственности;

ð выгода от использования личных подсобных хозяйств: личные подсобные хозяйства занимают 3% земельных угодий, а производят 38% валовой продукции всего сельского хозяйства, практически не имеют потерь и отходов, предоставляют свободу экономического поведения;

ð оказание государством конкретной помощи этому сектору;

ð рост цен на продукцию личных подсобных хозяйств;

ð перераспределение трудовых ресурсов в результате высвобождения лиц, занятых в отраслях экономики;

Факторы,  сдерживающие рост:

ð уменьшение свободного времени членов семей, владеющих личными подсобными хозяйствами;

ð непопулярность работы на личных подсобных хозяйствах молодёжи из-за высокой доли ручного, физически тяжёлого труда;

ð повышение цен на транспорт, топливо, инструменты.

Значимость личных подсобных хозяйств определяется также тем местом, которое они занимают в структуре благосостояния населения, тем, как они влияют на рост доходов и потребления. Они оказывают существенное влияние на уровень жизни различных слоёв населения, так как произведённая в них продукция является доходом в натуральной и денежной форме. Получение доходов от личных подсобных хозяйств является необходимым условием повышения благосостояния значительной части сельских жителей, пенсионеров, безработных и частично занятых работников.

2.3.    Доходы неформального сектора экономики.

Неформальный сектор экономики оказывает заметное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом, уровень жизни населения, состояние рынка труда. Неформальный сектор – это фактически самостоятельный сегмент рынка труда со значительным числом занятых, определёнными сферами деятельности.

Границы между понятиями теневой экономики и неформального её сектора достаточно условны.

Неформальный сектор экономики рассматривается Международной организацией труда как совокупность очень мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги. Они состоят в основном из независимых, самостоятельно занятых производителей. Некоторые из них используют также труд членов своей семьи, нескольких наёмных работников. При этом хозяйственные единицы являются предприятиями домашних хозяйств.

Теневая экономика  - более широкое понятие. В неё включают всю экономическую деятельность, которая не регистрируется официальной статистикой и не  облагается налогами, то есть неформальный сектор и нелегальные виды деятельности.

Предполагается, что предприятия «теневой экономики» крупнее предприятий неформального сектора и не являются предприятиями домашних хозяйств.

Итак, к неформальному сектору относится не зарегистрированная экономическая деятельность, осуществляемая гражданами, самостоятельно или в рамках мелких производственных единиц за собственный счёт или с использованием средств труда предприятий формального сектора.

По некоторым расчётам, в настоящее время около 40%[7] доходов семей остаются неизвестными налоговому ведомству. В сумму неучтённых доходов наряду с доходами от неформальной занятости входят и скрытая  оплата труда в формальном секторе, доходы от «теневых» сделок, определить которые не представляется возможным. По самым общим расчётам, на долю собственно неформального сектора приходится около трёх четвертей всех неучтённых доходов населения.

Наиболее типичными видами неформальной деятельности являются: уличная торговля; услуги населению по строительству, ремонту, пошиву; частные услуги – уборка, приготовление пищи; репетиторство, частные уроки; а также брокерство и посредническая деятельность. Все эти виды деятельности в большинстве случаев осуществляются без патентов, контрактов, не декларируются в налоговой инспекции.

Для большинства людей доходы от неформальной занятости являются вторичными. Прежде всего, это касается тех, кто работает неполную рабочую неделю или находится в административных отпусках; тех, кто занят в отраслях с низким уровнем оплаты труда.

Можно предположить, что значительная часть людей, которые учитываются, как экономически неактивное население, на самом деле занята в неформальном секторе. Это вызвано либо сознательным переходом в неформальный сектор в поисках более высоких доходов, либо невозможностью найти работу в формальном секторе.

В наибольшей степени в неформальный сектор вовлечена молодёжь и в целом учащиеся. Имеющие дополнительный доход лица старших возрастов, особенно пенсионеры, как правило, получают его от неформальной занятости. Люди с высоким уровнем образования реже других имеют дополнительные доходы в неформальном секторе.

В неформальный сектор вовлечено значительно больше людей с высокими доходами, чем с низкими. Но это свидетельствует не о высоком уровне доходов в данном секторе, а о более высоких доходах лиц, вообще имеющих дополнительные заработки.

Масштабы неформальной занятости в России значительно выше, чем в большинстве развитых стран, и сопоставимы только с Италией, где до 30% ВНП производится «теневой экономикой». Общий уровень вовлечённости населения России в неформальную занятость сопоставим с развивающимися странами. В первую очередь с латиноамериканскими странами, где такая занятость составляет 25 – 45%.















3.            Дифференциация доходов.

3.1.    Основные показатели дифференциации доходов населения России

В течение 90-х годов в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие  доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация[8].

Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом.

Коэффициент Джини[9] вырос с 0.256 в 1991 году до 0.376 в 1998 году. Хотя в период с 94 по 98 год явно наблюдается улучшение ситуации. В 1999 году данный коэффициент ещё снизился до 0.341. В последние годы его величина составляет в среднем 39%  . За относительно короткий исторический период Россия по показателям социально-экономической дифференциации оказалась на одном из первых мест среди индустриальных стран.  Например, значение коэффициента Джини в США составляет 0,408, в Великобритании — 0,361, в Швеции — 0,250, в Японии — 0,249, в Зимбабве — 0,568, в Мексике — 0,537, в Чили — 0,565). По некоторым оценкам, одна шестая часть населения России сосредоточила в своих руках 57% всех денежных доходов и 92% доходов от собственности. Сложившаяся сегодня в России модель социальной стратификации характеризует в высшей степени дифференцированное общество.

Другим из наиболее часто употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

По официальным данным, в России он сейчас 15,3:1, что, по меркам стран “восьмерки”, куда мы входим, очень много. А в Москве, по экспертным данным, вообще не менее 50:1. К тому же от 30% до 40% доходов у нас до сих пор в тени, и основная часть этих теневых доходов идет в верхние децили. Значит, реально расслоение больше. По расчетам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, порядка 30:1. И это совсем не похоже на Европу. Это Бразилия, Колумбия, где есть очень узкий круг очень богатых людей, а основная масса людей бедная. И, даже по официальным данным, расслоение продолжает расти.

Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в  низко доходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 2007 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 280%  от среднего общероссийского уровня, органов управления – 123%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования – 63%, культуры – 56, 6%, здравоохранения – 76% (Приложение 6). Неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния.  Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.