рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Эффективность инновационной деятельности

Следовательно, на изменение средних затрат по изготовлению одного образца влияют внутрипроизводственные и структурные факторы.

Средние затраты () на изготовление образцов можно выразить следующим образом:

.                   (8)

Для дальнейшего анализа воспользуемся системой индексов переменного состава (), фиксированного состава () и влияния структурных сдвигов ().

Расчет индексов представим в таблице 2 (с использованием таблицы 1).


Таблица 2 - Расчет индексов затрат на изготовление образцов



Базовый период

Текущий период

Расчетные показатели

Образцы

Средние затраты на один образец,

Доля изготовленных образцов в общем числе,

Средние затраты на один образец,

Доля изготовленных образцов в общем числе,




1

1613

0,6

1755

0,8

968

1404

1290

2

3080

0,4

3780

0,2

1232

756

616

Итого

2200

1,0

2160

1,0

2200

2160

1906


Нетрудно убедится, что итог группы 1 и 3 соответствует итогу групп 5 и 6, то есть результат расчета индекса переменного состава с разложением на внутрипроизводственные и структурные факторы совпадает с расчетом по выше приведенной методике.

Индекс фиксированного состава покажет влияние изменения затрат по отдельным образцам на изменение общих средних затрат:

 или 113,3%.

Изменение затрат на изготовление одного образца при их структуре на уровне отчетного периода могло бы привести к повышению общих средних затрат на 254 тыс. руб. Однако, в текущем периоде снизилась доля образцов с более высокими затратами на изготовление одного образца.

Изменение структуры числа изготовленных образцов следующим образом повлияло на изменение общих средних затрат:

 или .

В нашем примере:

 или 86,6%.

Это значит, что за счет структурных сдвигов общие средние затраты снизились на 294 тыс. руб.

Таким образом, изменение общих средних на изготовление одного образца составляет

(+ 254) + (- 294) = - 40 тыс. руб.

Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшеств, их транспортировкой, освоением и др.

Эффективностью затрат на использование новшеств можно управлять, анализируя следующие показатели:

¨  затраты на освоение новшеств;

¨  общие затраты на производство и реализацию продукции;

¨  выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;

¨  прибыль от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;

¨  выручка от реализации всей продукции;

¨  стоимость нематериальных активов (средняя за период);

¨  стоимость основных фондов (средняя за период);

¨  чистая прибыль;

¨  средняя списочная численность персонала.

Приведенные показатели позволяют построить систему взаимосвязанных факторов - сомножителей для проведения факторного индексного анализа:

¨  затрат на единицу объема реализации;

¨  прибыли от реализации продукции;

¨  чистой прибыли.

Введем следующие условные обозначения:

З – затраты на производство реализованной продукции;

ВР – выручка от реализации всей продукции;

ЗОН – затраты на освоение новшеств;

ВРН – выручка от реализации продукции, произведенной с применением новшеств;

ПР – прибыль от реализации продукции;

ПРН – прибыль от реализации новой продукции;

НА – стоимость нематериальных активов;

 – коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов;

 – затраты на единицу объема реализации;

П – чистая прибыль.

Эффективность затрат на освоение новшеств проявляется в:

¨  снижении себестоимости продукции;

¨  росте фондовооруженности труда;

¨  росте производительности труда;

¨  увеличении объема реализации продукции или объема продаж;

¨  повышении рентабельности продаж и других производственных и финансовых показателей.

Для анализа влияния освоения новшеств на себестоимость продукции примем в качестве результативного показателя затраты на единицу объема реализации (). Влияние затрат на освоение новшеств на единицу объема реализации позволяет проанализировать модель:

,                                    (8)


где

 

Затраты по освоению новшеств на единицу объема     реализации продукции, произведенной с их применением;

 

Коэффициент увеличения затрат за счет других затрат, включаемых в себестоимость продукции;


 

доля выручки от реализации новой продукции в общей выручке от реализации.

Для освоения новшеств необходимы знания, опыт и другие нематериальные активы.

Отношение прибыли от реализации продукции, произведенной с применением новой техники или технологии к средней годовой стоимости нематериальных активов, характеризует рентабельность нематериальных активов:

               (9)

где

 –

рентабельность нематериальных активов при освоении новшеств.


Влияние рентабельности нематериальных активов на прибыль от реализации продукции отражает модель:

,                      (10)

где

 –

потребность в нематериальных активах на единицу объема выручки от реализации продукции;

 –

коэффициент увеличения прибыли от реализации всей продукции


Сопоставив стоимость нематериальных активов со средней списочной численностью персонала, получим показатель "вооруженность нематериальными активами". Отношение стоимости основных фондов к численности персонала является традиционным показателем фондовооруженности.

Взаимосвязь показателей вооруженности нематериальными активами и основными фондами отражает модель:

,                              (11)

где

Фондовооруженность (стоимость основных фондов на одного работника);

       – вооруженность работников нематериальными активами;

 

   N       – средняя списочная численность персонала;



коэффициент соотношения основных фондов и нематериальных активов


Показателем эффективности работы персонала является выручка от реализации на одного работающего ().

Модель (12) позволяет оценить влияние вооруженности нематериальными активами и основными фондами на эффективность работы персонала:

,                     (12)

где

 – выручка от реализации на единицу стоимости основных фондов.

Модель (13) отражает влияние факторов на изменение прибыли:

,               (13)

где

 – рентабельность продукции или рентабельность продаж;

 – коэффициент оборачиваемости нематериальных активов;

         –

коэффициент соотношения нематериальных активов и стоимости основных фондов;

средняя годовая стоимость основных фондов.

Для оценки влияния факторов на результативный показатель в приведенных выше моделях используем взаимосвязанные факторные индексы и покажем методику их применения на примере модели (13).

Перед непосредственной иллюстрацией методики применения взаимосвязанных факторных индексов целесообразно кратко остановиться на логике их построения.

Сущность метода взаимосвязанных факторных индексов (в литературе по анализу хозяйственной деятельности их называют цепными подстановками) состоит в том, что влияние каждого отдельного фактора на результативный показатель рассматривается во взаимодействии с другими факторами.

Например, имеем трехфакторную модель (в которой факторы обозначим условно "а", "б", "в")

у = а * б * в.

Индекс результативного показателя (Iy):

.

Абсолютное изменение результативного показателя равно разности числителя и знаменателя:

Dу = а1 * б1 * в1 - а0 * б0 * в0.

Дальнейшие рассуждения следующие:

1. Оцениваем влияние фактора "а" на результативный показатель. Изменение фактора "а" происходит во взаимодействии с факторами "б" и "в", то есть

,             Dа = (а1 - a0) * б1 * в1.

2. При построении каждого следующего факторного индекса от уже изученного фактора абстрагируются. Так, при построении индекса фактора "б" имеем

,             Dб = a0 * (б1 - б0) * в1.

3. Следовательно

,             Dв = a0 * б0 * (в1 - в0).

Взаимосвязь индексов

.

Общее изменение результативного показателя с учетом влияния факторов:

Dy = Da + Dб + Dв.


Вернемся к модели (13) (исходные данные для расчетов приведены в таблице - 3).

Индекс изменения чистой прибыли

 или 100,3%.

Прибыль увеличилась на 0,3%, что в абсолютном выражении равно разности числителя и знаменателя:

DП = 12090 - 12050 = 40 млн. руб.

Индекс рентабельности продукции (фактор "а"):

.

В нашем примере (таблице - 4) 1,043 или 104,3%.

Для упрощения дальнейших расчетов используем алгоритм:

Dа = (а1 - a0) * б1 * в1 * г1 * д1.

Имеем

(0,27) * 2,26 * 0,31 * 0,465 * 26 000 = 2 286,97.

Индекс рентабельности нематериальных активов (фактор "б"):

.


Dб = a0 * (б1 - б0) * в1 * г1 * д1 = 0,625 * (0,22) * 0,31 * 0,465 * 26 000 = 515,33.

Таблица 3 - Показатели работы фирмы за два года (в сопоставимых ценах, млн. руб.)



Показатели

Базовый год

Текущий год

11

Выручка от реализации (без НДС и акцизов)

16 365

18 548

22

Средняя годовая стоимость основных фондов

25 000

26 000

33

Средняя годовая стоимость нематериальных активов

8 000

8 200

4

Чистая прибыль

10 200

11 877


По данным таблице - 3 произведем расчеты показателей рентабельности, использования основных фондов и нематериальных активов (таблице - 4).

Итак, индекс изменения чистой прибыли (результативный показатель)

 или +16,5%.

а абсолютное изменение

DП = +1 677 млн. руб.




Таблица 4 – Показатели рентабельности продукции, основных фондов

и нематериальных активов




Показатели

Условное обозначе-ние

Базовыгод

Теку

Щий год

Абсолютноизменение

Коэф-фициент динамики

11

Рентабельность продукции (руб/руб)

А

0,625

0,652

+0,027

1,043

12

Рентабельность нематериальных активов

Б

2,04

2,26

+0,22

1,108

23

Коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов

В

0,32

0,31

-0,01

0,969

34

Рентабельность основных фондов

Rф=а*б*в





55

Средняя годовая стоимость основных фондов, млн. руб.

Г

25 000

26 000

+1 000

1,040

66

Чистая прибыль, млн. руб.

П=а*б*в*г

10 200

11 877

+ 1 677

1,165


Индекс рентабельности продукции (фактор "а"):

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.