рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономическая роль государства

А главное в этой концепции то, что для всех субъектов хозяйствования должны быть гарантированны основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская концепция как я уже отмечала выше, получила распространение в 30-е годы ХХ века после глубочайшего спада в экономике США.

Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на экономическую роль государства. Он говорил, что «…государственная власть не только регулирует внешние эффекты, но уже давно является «встроенным стабилизатором» экономики»[3].

Его теорию можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии.

Согласно его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

Он также рассматривал государство в качестве стабилизатора рынка, я имею в виду, что оно, по мнению Кейнса, должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.

Что касается инструментов влияния государства на экономику, то он предлагал следующие из них: использование гибкой денежно-кредитной политики, активной

 финансово-бюджетной политики и прямого создания государством рабочих мест.

Говоря о достоинствах этой модели, я хочу отметить тот факт, что она позволила ослабить циклические колебания в течение 4-х десятилетий, но объективное развитие экономической системы привело к тому, что зародилось несоответствие между возможностями государственного регулирования и развивающимися экономическими условиями. Дело в том, что кейнсианская модель может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, а кейнсианские пути входа из кризиса только раскручивали инфляционную спираль.

Под воздействием этого кризиса  произошла кардинальная перестройки системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Неоклассическая теория монетаристов заключается в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Теоретической основой этой концепции послужили концепции неоклассического направления экономической мысли.

Они уверенны в том, что государство может лишь косвенно влиять на экономику, а главная роль состоит в реализации экономического развития страны по средствам рыночных сил.

В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен, при этом сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Хочу заметить, что это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциальной зависимости скорости обращения денег от процентной ставки и обратно пропорционально зависимости от предложения денег.

Неокейнсианцы – сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Основателями такой теории были Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар, которые выступали за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Что ж, рассмотрев основные концепции экономической роли государства в эволюционном периоде, я могу сделать вывод, что ни одна из них не описывает целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях. Поэтому несостоятельными оказались как кейнсианские подходы по преодолению стагфляции путем вмешательства государства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения влияния государства на экономические процессы только методами монетаристской политики.

Если рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось три основных подхода к вопросу о роли государства в экономике переходного периода, как-то: концепция невмешательства, концепция «ограниченной интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства.

Первая своими корнями уходит в теорию классиков политической экономии; второй предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях; третий связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Марка и В.И. Ленина.

В целом замечено, что роль государства в экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран мира.

1.2.      Сущность и содержание государственного регулирования экономики.

Сегодня общепризнано, что развитая рыночная экономика не может существовать без постоянного государственного воздействия на нее. Экономическое регулирование – лишь часть общей проблемы экономической роли государства, так как последняя может быть очень значительной даже без прямого или косвенного вмешательства в процесс общественного воспроизводства.

Государство фактом своего существования (содержанием армии, полиции, тюрем, чиновничества) уже представляет собой мощный экономический фактор. Само же воздействие государства на экономику, то есть его активность, – несомненный экономический фактор развития современной экономики. Государство должно создавать рамочные условия для успешного функционирования любой модели экономического развития. А сверхзадача каждого государства – компенсировать недостатки, создавать искусственные регуляторы рынка. Я считаю, что госрегулирование должно выполнять именно эти задачи.

Врожденное присутствие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства уже само по себе определяет необходимость вмешательства государства в экономику. Но, если бы это была бы только одна причина вмешательства государства, то возможно, не возникали бы такие огромные трудности по определению степени влияния государства. Именно потому, что существуют еще и такие причины, как-то: необходимость эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах, необходимость выравнивания внешних эффектов, отсутствие в реальности совершенной конкуренции, отсутствие многих видов рынка в достаточно развитом виде (для России например, фьючерсных, страховых), недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия – государство сталкивается с выбором определения правильного направления экономической политики.

Если рыночный механизм частично не выполняет своих функций на макроэкономическом уровне, государственное регулирование становится необходимым прежде всего в следующих четырех сферах:

1.             Поддержка конкурентной среды. Действенная конкуренция не воспроизводится сама по себе, так как накопление капитала ведет к его концентрации, а современное поглощение и слияние – к его укрупнению, откуда следует возможность монополизации и «убийство» конкуренции.

2.             Обеспечение общеэкономической стабильности. В таком случае перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний.

3.             Социальная обеспеченность и сбалансированность. Необходима забота государства о тех слоях населения, которые по объективным причинам ничего не могут предложить на рынке: о больных, стариках, инвалидах, сиротах и т.д.

4.             Преодоление кризисов на микроуровне. Государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на местах. К примеру, недопустить закрытия угольных шахт в добывающий районах, даже если такая добыча убыточная, если это приведет к дисбалансу занятости в регионе.

В общем своем случае, государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

1.            Создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;

2.            Антимонопольное регулирование.

3.            Проведение политики макроэкономической стабилизации. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;

4.             Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений;

5.            Социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;

6.            Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться и на размещении ресурсов, и на распределении доходов.

Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и другие.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

- свои расходы;

- налогообложение;

- регулирование;

- государственное предпринимательство;

- социальная защита.

Мне хотелось бы подробней раскрыть суть каждого инструмента влияния государства на рыночную экономику, чтобы затем раскрыть механизм госрегулирования экономики по средствам вышеперечисленных инструментов.

Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. В данном случае можно привести пример наиболее крупных статей расходов государства на оборону, образование, социальное обеспечение.

Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как я уже раньше упоминала, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности,

 на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Правда, я не совсем уверенна в том, что в России налоговая система адекватно отражает закон перераспределения доходов. По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, – нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность, что повлекло за собой целый ряд негативных явлений, а именно: оказалась скованной предпринимательская активность; многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсекались от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать; нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны. Как бы там не было, сегодня мы можем наблюдать то, что в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики, последствия которой правительство старается ликвидировать по сей день.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.