2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат
объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов.
Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по
величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать
какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным.
Почему?
Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до
100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а
показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных
расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И
одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100
единиц. Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение
располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75
(0,75 * 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на
товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за
увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за
увеличения налогов). Итак, при исходном уровне
доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц.
Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска
продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста
спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.
На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных
расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую
АД вверх, в положение АД1
Схема 2.
Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.
|
|
Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100
единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая
кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы
координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов
теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов
и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25).
Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня
доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора:
мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.
Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной
политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и
правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае
мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного
бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост
правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом
налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.
Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо
того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных
расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину
этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что могли видеть в
приведенном примере, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо
меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению
совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.
При неизменном данном уровне инвестицией результат
действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен.
Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора
сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это
означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину
прироста правительственных расходов.
Глава III. Современное состояние государственного
бюджета Республики Казахстан.
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета
Функционирование бюджета, связанное с
формированием и использованием централизованного фонда денежных средств
государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и
расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения.
Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное
назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами,
расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с
общегосударственными потребностями.
Состав и структура доходов и расходов
зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики
государства, осуществляемой в конкретных социально-экономических и исторических
условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях
формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.
Как правило, источником доходов являются налоги или
платежи, адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета
Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и
поступлениями неналоговых средств относительно нестабильного характера.
Структура государственного бюджета строится на
основе бюджетной классификации и включает семь частей:
I. Доходы.
II. Полученные официальные
трансферты (гранты).
III. Погашение кредитов,
выданных из бюджета.
IV. Расходы.
V. Кредитование.
VI. Дефицита (профицита)
бюджета.
VII. Финансирование
(дефицита (использование профицита) бюджета).
В спою очередь доходы
подразделяются на:
- налоговые поступления;
- неналоговые поступления;
- доходы от операции с капиталом.
Эти три основные категории бюджетных поступлений
дополняются частью (и одновременно категорией) полученные официальные
трансферты, то есть средств, полученных как от нижестоящих органов
государственного управления (текущие и капитальные), субвенции и бюджетные
изъятия, так и средств из-за границы на безвозвратной основе (гранты).
Категория погашение кредитов, выданных из бюджета представляет
собой поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих
субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе -
кредитования в предыдущие периоды (годы).
Во второй части - расходы отражаются
расходы по основным функциональным группам: государственные услуги общего характера;
оборона; общественный порядок и безопасность; образование; здравоохранение;
социальное обеспечение и социальная помощь; жилищно-коммунальное хозяйство;
культура; спорт и информационное пространство; отрасли экономики: прочие
расходы; обслуживание долга; официальные трансферты нижестоящим бюджетам.
Расходы по обслуживанию государственного долга
проводятся по функциональной группе – «обслуживание долга» с выделением
государственных учреждений администраторов бюджетных программ - аппарата акимов
и Министерства финансов по подпрограммам - выплата вознаграждений (интересов)
по займам и выплаты комиссионных за размещение займов.
Средства, предназначенные для кредитования других
экономических единиц, подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде
погашений, показываются в соответствующей части - кредитовании, являющейся
функциональной группой.
Шестая часть - дефицит бюджета - представляет
собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая
кредитование: положительная разница между этими величинами означает профицит
бюджета.
Седьмая часть (и одновременно функциональная группа) финансирование
дефицита (использование профицита) бюджета отражает расходы на погашение
внутреннего и внешнего государственного долга. Она имеет двойное
назначение:
1) в случае дефицита -
привлечение средств из внутренних источников (от Национального банка, коммерческих
банков, реализации ценных бумаг, по зачету, остатки бюджетных средств назначало
года, обращаемые на покрытие расходов) и от внешних займов;
2) при профиците -
использование сверхплановых поступлений, в первую очередь на погашение государственных
обязательств или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных
программ.
Подробный перечень и группировка доходов и расходов
определяются бюджетной классификацией. Бюджетная классификация - это
систематизированная группировка доходов и расходов
бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной
деятельности финансовых органов государства.
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь
бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального
развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций
и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые
планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и
бюджетной росписью.
До 1996 г. бюджетная классификация содержала следующие
структурные подразделения: раздел, параграф, статью, главу.
Однако применяемая долгое время классификация перестала
отвечать современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных
средств, а также осуществления бюджетного процесса.
Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую
международным стандартам. Поступления в бюджет классифицируются по
четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории
включают: налоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные
официальные трансферты; погашение кредитов, выданных из бюджета; общее
финансирование; движение остатков бюджетных средств.
Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников.
Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс –
вид налога, специфика - конкретного плательщика или объекта налога.
В расходах предусмотрена функциональная,
экономическая и ведомственная классификации.
Согласно функциональной классификации расходы
подразделяются на пять разделов: функциональная группа, подфункция, государственное
учреждение - администратор программ, программа, подпрограмма. Сочетание
названных уровней образует код функциональной классификации расходов.
Функциональная классификация представляет развернутую
характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных
отношений.
Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по
четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфики. Категория
включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов,
финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер
расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная
плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.
При исполнении бюджет используется сочетание
функциональной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации,
включающей основные подразделения обеих классификаций.
Исполнение расходов и кредитование бюджета по ведомственной
классификации означают группировку по администраторам бюджетных программ,
например Администрация Президента Республики Казахстан, хозяйственное
управление Парламента, Канцелярия Премьер-министра, акимы областей и городов
Алматы и Астаны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и службы
Республики Казахстан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|