экономической
теории под названием «вуаль неведения» (veil of ignorance). «Вуаль неведения» означает,
что при формировании принципов справедливого распределения нужно
абстрагироваться от возможных последствий для своего личного благосостояния.
Другими словами, если бы была возможность устранить все, что является
результатом случая или традиции, какое бы общество мы бы выбрали, если бы были
свободны выбирать все, что угодно? И если бы мы осуществляли свой выбор во
взаимодействии с другими, такими же свободными и равными людьми? Например,
принимая решение о правилах справедливого распределения доходов, вы лично
должны, набросить на себя «вуаль неведения» и не принимать в расчет, кем вы
станете в результате принятия таких правил: нефтяным магнатом, кинозвездой,
почтальоном, учителем, бомжем и т. д. Что предпочел бы в таком случае каждый
член общества? Роулс утверждает, что в условиях «вуали неведения» каждый
предпочел бы застраховаться от возможного падения в пропасть бедности, и потому
одобрил бы такое распределение доходов, при котором общество было бы озабочено
максимизацией доходов наименее обеспеченных членов общества.
Роулсианская
функция общественного благосостояния имеет следующий вид:
W(u1,u2, . . . . . un
) = min { u1,u2, . . . . . un } (2)
или для нашего гипотетического
общества из двух лиц:
W(uA,uB) = min { uA,uB
.}
речь идет
о решении задачи «максимина». т. е. максимизации благосостояния лица с
минимальным доходом. Другими словами, подход Дж. Роулса означает, что
справедливость распределения дохода зависит только от благосостояния самого бедного
индивида. Роулсианская общественная кривая безразличия будет иметь следующий
вид (рис.3):
полезность
А
0
полезность В
Рис. .3. Общественная кривая безразличия:
роулсианский подход
Мы видим,
что никакое приращение благосостояния одного индивида не оказывает влияния на
благосостояние другого Общественное благосостояние, по Роулсу, улучшается
только в том случае, если повышается благосостояние наименее обеспеченного
индивида.
Утилитаристский
принцип1 (его разработал во второй половине XIX века английский
экономист и правовед Иеремия Бентам) считает справедливым такое распределение
доходов, при котором максимизируется общественное
1 Утилитаризм - этическая концепция,
построенная на отождествлении добра и пользы.
благосостояние, представленное суммой
индивидуальных полезностей всех членов общества. Математически это можно
выразить в виде формулы, отражающей утилитаристскую функцию общественного
благосостояния:
n
W(u1, u2, . . . . . un
) = Σ ui (1)
i=1
где W-функция общественного
благосостояния, а u индивидуальная функция полезности. В нашем условном
примере, когда все общество состоит из двух лиц, «А» и «В», формула примет
вид: W(uА,uВ) = иА+ иВ
Приведенная формула (1) требует некоторых пояснении. Во-первых,
утилитаристский подход предполагает возможность межличностного сравнения
индивидуальных функций полезностей различных членов общества. Во-вторых,
функции индивидуальной полезности, согласно утилитаристскому подходу, могут
быть:
а)
одинаковыми у всех людей,
б)
различными у различных членов общества. В последнем случае мы подразумеваем различную
способность людей извлекать полезность из их дохода (денежного или
натурального). Трудно не согласиться с тем, что для богатого предельная
полезность его денежного дохода вовсе не такая, как у бедного человека.
Поставьте себя на место миллионера, а затем на место скромного конторскою
служащего: у кого будет выше предельная полезность дополнительной денежной
единицы дохода? Очевидно, у последнего из названных субъектов. Тогда предполагается,
что уменьшение полезности например, у «В», должно компенсироваться в ходе
распределения не точно таким же, а большим приращением полезности у «А». Такой
вывод не должен показаться странным, если, напомним, речь идет о максимизации
суммы индивидуальных полезностей.
На рис. 4. мы можем дать
графическое пояснение этого подхода. Для этого используем общественную кривую
безразличия. Общественная кривая безразличия показывает множество комбинаций
полезностей различных членов общества, каждая из которых означает одинаковый
уровень благосостояния общества. Форма общественной кривой безразличия может
иметь различную конфигурацию, На графике (рис. 4.) общественная кривая
безразличия означает множество сочетаний полезностей, которые могут извлекать
указанные субъекты из своего дохода, представленного в денежной или натуральной форме. Все комбинации,
лежащие на общественной кривой безразличия, одинаково удовлетворительны для
общества.
0 0
А) полезность В Б)
полезность В
рис. 4. Общественная
кривая безразличия: утилитаристский подход
Если утилитаристская общественная кривая безразличия имеет линейный вид
причем ее наклон равен -1, как в случае а, то снижение полезности «В» будет
компенсироваться точно таким же приращением полезности «А». Индивидуальные
полезности дохода, следовательно, у этих двух членов общества совершенно
одинаковы. Коли же общественная кривая безразличия выпукла к началу осей
координат (вариант б), то мы видим, ( Эта идея для нас не нова. Потребитель
остается на одной и той же кривой безразличия. поскольку уменьшение предельной
полезности одного товара компенсируется увеличением предельной полезности
другого товара.) что уменьшение полезности для «В» должно компенсирования
более, чем равным, приращением полезности «А», поскольку только таким образом
остается неизменной суммарная полезность общества в целом. Это означает, что
члены общества имеют не одинаковую функцию индивидуальной полезности. Таким
образом, согласно утилитаристскому подходу, общество может считать справедливым
как равное, так и неравное распределение доходов, в зависимости от
представлений о характере индивидуальных функций полезностей разных членов
общества. Нетрудно заметить, что в случае а) утилитаристская концепция
совпадает с эгалитаристской: поскольку все люди обладают совершенно одинаковой
способностью извлекать предельную полезность из своего дохода, то справедливым
будет его уравнительное распределение.
Рыночный
принцип.
.Считается справедливым распределение доходов. основанное на свободной игре
рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы
производства. Распределение ресурсов и доходов в рыночных условиях
производится безличностным процессом. Этот способ никем не придумывался и не
создавался. В этом смысле этот принцип точно описывает Ф Хайек,: «Эволюция не
может быть справедливой». «при подавлении дифференциации, возникающей в
результате везения одних и невезения других, процесс открытия новых
возможностей был бы почт полностью обескровлен»1
Итак,
последний из рассмотренных принципов справедливости вновь заставляет нас
задуматься о том, следует ли государству вмешиваться в процесс
перераспределения доходов, если блага в свободном рыночном хозяйстве достаются
только тем, кто обладает «денежными голосами»? Правительства промышленно.
развитых стран не стали дожидаться окончания теоретических споров относительно
справедливого распределения доходов, тем более, что в дискуссии по вопросам
нормативного характера некому вынести суждение, обладающее статусом абсолютной
истины. Практика показала, что существование обширных зон нищеты чревато многими
отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики,
правопорядка, морального здоровья и т. п. В сущности, это очевидно в рамках
здравого смысла и политического прагматизма лидеров, не желающих социальных
потрясений в обществе.
Еще одна
проблема, связанная с дилеммой эффективности и справедливости, заключается в
парадоксальном явлении, подмеченном многими экономистами: количество людей,
относимых к категории бедных, может воз-
1 Хайек.Ф.
“Пагубная самонадеянность». М.,1992. С. 130-131.
расти в
результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перераспределение
доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей.
Государство в силах изменить правила игры, вводя новую систему
налогообложения. Но кто может с уверенностью сказать, национальный доход
потечет от богатых к наиболее бедным.
Например,
если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя
так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате
государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ.
Сплошь и рядом мы видим, что целью трансферта является сам трансферт!
Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение,
чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои
стимулы к труду при помощи государственной поддержки.
Особые
трудности возникают и при определении того, кто именно имеет право на
государственную помощь. Так, в России в начале экономических реформ (1993 г.)
государство обещало выделять субсидии только тем животноводческим фермам,
которые занимаются племенным разведением скота. Не прошло и года, как многие
хозяйства объявили себя племенными. Экономисты, настороженно относящиеся к
перераспределительным программам, утверждают, что, как только будут объявлены
широкие льготы беременным, например, при покупке товаров длительного
пользования, так множество женщин тотчас принесут справки о своей
беременности. И опять мы увидим, что целью трансферта является сам трансферт.
А ведь государство, предоставляя социальную помощь, надеялось, что
производители и потребители изменят свое поведение так, чтобы повысились
стимулы к труду и инвестициям.
Американские
экономисты подчеркивают и то негативное явление, которое связано в США с
программой помощи неполным семьям с детьми. Нередко это способствует распаду
семей (так как программа, в сущности, поощряет уход из семьи безработных
отцов). Указанная программа предоставляет помощь и внебрачным детям. Конечно,
это гуманно, но многие исследователи считают, что такая система ведет к упадку
нравственности и подрыву института семьи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|