Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства
Московский государственный университет леса
Международная школа управления и бизнеса
Кафедра Экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Макроэкономика"
Т Е М А:
"Экономическая теория налогообложения и
налоговая политика государства"
Выполнил: Суханов Д.А. .
группа: МБ-23 .
Проверил: доцент Винокурова Т.К.
МОСКВА 2000г.
План
Введение................................................................................................................3
I. Налогообложение - один из важнейших факторов
развития рыночной
экономики..............................................................................................................4
1.1. Сущность налогов...........................................................................................4
1.2. Функции
налогов............................................................................................6
1.3. Виды
налогов..................................................................................................8
II. Налоговая система
России..............................................................................10
2.1. Основные принципы построения налоговой
системы в экономике с развитым рынком.................................................................................................10
2.2. Структура действующей налоговой системы
Российской Федерации.........18
III.
Необходимость и пути реформирования налоговой системы РФ..................20
3.1. Реформа налоговой системы. Часть вторая
Налогового кодекса РФ...........20
3.2. Мнение российских
экономистов..................................................................25
Заключение...........................................................................................................26
Список
используемой
литературы.......................................................................28
Введение
Среди
экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную
экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое
государство широко использует налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
От того,
насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
Именно
налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом
дискуссий о путях и методах реформирования. Актуальность её очевидна, т.к.
любому человеку рано или поздно придётся столкнуться с выплатой налогов и/или
подачей налоговой декларации, тем более, если он собирается заниматься частным
предпринимательством или создавать свою фирму.
В наши дни
ведётся активная разработка налогового кодекса Российской Федерации, первая
часть которого вступила в силу с 01.01.99, а вторую планируется ввести с 1
января 2001 года. Здесь приведены мнения некоторых российских
ученых-экономистов относительно нового налогового кодекса.
На данный
момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению, такой как
изданные конспекты лекций, учебные пособия, а так же множество периодических
изданий, например журналы «Эксперт», «Консультант плюс», «Главный бухгалтер»,
«Всё о налогах», «Бухгалтерский учёт» и т.п. При написании курсовой работы за
базу было взято учебное пособие - Налоги Д.Г. Черника[1].
Целью данной работы является раскрытие действующей налоговой системы РФ,
выявление основных её противоречий и путей их решения. Так же для сравнения в
этой работе приведена налоговая система одной из наиболее экономически развитых
стран мира.
I. Налогообложение - один из
важнейших факторов развития рыночной экономики
1.1.
Сущность
налога
Налоги - важная
экономическая категория, исторически связанная с существованием и
функционированием государства.
Первый
сущностный признак налога - отношение власти и подчинения. В отношении налогов
это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной
на него обязанности - внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении
обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и
др.).
Второй
признак налогов - смена собственника. С помощью налогов доля частной собственности
(в денежной форме) становится государственной, при этом образуется
централизованный денежный фонд - бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором
обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, в процессе которых образуются
целевые денежные фонды. Например, сбор на содержание правоохранительных
органов, сбор на нужды образования, курортный сбор и т.д.
Важный
отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог
никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает
ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права
пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо
действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа. Этот признак отличает налоги
от пошлин (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо
хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо
свидетельство, документ).
Взносы в
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд соцстраха, Фонд
обязательного медицинского страхования, Фонд занятости) не относятся к
налогам, так как не обладают указанными выше признаками. Взносы вносятся на
определенные цели, возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.
Для изучения
каждого налога необходимо выделить его элементы:
- субъект налога;
- носитель налога;
- объект налога;
- источник налога;
- единица (масштаб) обложения;
- ставка налога;
- оклад налога;
- налоговый период;
- налоговая квота (бремя налога);
- налоговая льгота;
- налоговая политика;
- налоговый кадастр;
- система налогов.
Субъект
налога - лицо, на которое законом
возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое
бремя может перекладываться на другое лицо.
Носитель
налога - физическое или
юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель
налога вносит налог субъекту налога, а не государству. В действительности
субъект и носитель налога не совпадают только тогда, когда существуют условия
для его переложения. Пример - косвенный налог: субъект налога - производитель
или продавец товара, носитель - потребитель товара.
Объект
налога - имущество или доход,
которые облагаются налогом. Объекты налога многообразны: недвижимое имущество,
движимое имущество, предметы потребления, доходы.
Источник
налога - доход,
за счет которого уплачивается налог.
Единица
(масштаб) налога - часть налога,
принятая за основу для исчисления размера налога. Например, по подоходному
налогу - один рубль дохода; по земельному налогу - единица измерения площади.
Ставка
налога - размер налога,
установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных
суммах (р.) ил и в процентах.
Оклад
налога - сумма налога, взятая со
всего объекта налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный
фонд.
Налоговый
период - время, определяющее
период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд.
Налоговая
квота - доля оклада налога в
источнике налога. Налоговая квота отражает тяжесть налогового бремени, так как
показывает, какую часть доходов плательщика изымает каждый отдельный налог и
все налоги в целом.
Налоговая
льгота - снижение размера
налогообложения.
Налоговая
политика - меры в области налогов,
направленные на достижение каких-либо целей.
Налоговый кадастр -
перечень объектов налога с указанием их доходности.
Система
налогов - перечень
предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве.
1.2. Функции налогов
Налоги как
стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют
их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем
исторически определили четыре основные его функции:
1.
Фискальная функция - обеспечение финансирования
государственных расходов
2.
Регулирующая функция - государственное регулирование
экономики
3.
Социальная функция - поддержание социального
равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных
групп с целью сглаживания неравенства между ними
4.
Стимулирующая функция.
Во всех
государствах налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию —
изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного
аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет
собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы
и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития —
фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|