структурная
перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности;
ликвидация
экологически вредных производств под влиянием общественного мнения.
Уровень
безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически развитых,
с отлаженной системой социальной защиты.
Важным для ликвидации
безработицы, специфическим для состояния в России является снятие
административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей
свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие
рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие
механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по
сокращению безработицы следующие:
1.Трудоустройство
непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение
или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);
2.Организация
общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских
улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции);
3.Поощрение
частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие
малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);
4.
Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и
профессиям
5.
Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день,
неделя);
6. Широкая
информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок
вакансий, дней открытых дверей и т.д.
63.Государственная политика по социальной защите безработных.
В Законе
РФ “О занятости населения в РФ” определена политика госуд-ва в области
занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы
регулирования, организации занятости и создания государственной службы
занятости населения.
Закон
определяет организационные, правовые и соц.-экономические гарантии реализации
прав человека на получение работы в условиях рыночной экономики, равноправия
форм собственности. Он создает условия, обеспечивающие занятость населения с
учетом норм Конституции России и международного права. В международную
организацию труда наша страна вступила в 1954г. МОТ осуществляет
Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира
практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего
числа мест в промышленности, в сел/хоз., на общественных работах и в других
секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут
полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального
прогресса.
Для
содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе,
предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на
республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа
содействия занятости. Государственные республиканская и региональная программы
занятости предусматривают:
1.Увеличение
числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий,
учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения;
2. Меры
содействия занятости населения в сельской местности;
3.Обеспечение
занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста;
4.
Совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием
рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации,
профессиональной переориентацией населения, повышением эффективности
использования трудовых ресурсов;
5. Создание
условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в
развивающиеся отрасли народного хозяйства;
6.
Совершенствование организац-й структуры госуд-й службы занятости, формирование
ее материальной, кадровой, информац-й, статистич-й, финансовой и
научно-методической базы;
7.
Содействие добровольному перенаселению граждан с выделением соответствующих
материальных и финансовых средств.
Государственная
политика в области занятости населения направлена также на поощрение
работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности
государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций
предпринимателей в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по
обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем
занятости населения.
Для
реализации политики занятости населения в РФ созданы служба занятости. В
республиках в составе РФ также созданы службы занятости населения: в краях,
областях, автономных округах, городах. Существуют и коммерческие бюро,
агентства, оказывающие платные услуги в трудоустройстве граждан за рубежом,
допускается только по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата,
полученного от Федеральной госуд-й службы занятости. В обязанности службы
занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую
силу; информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест, регистрация
безработных; выплата пособий и т д.
64.Сущность и основные черты
всемирного хозяйства.
Единого понимания среди
исследователей нет. Существует 3 основных подхода к определению понятия мировой
экономики или мирового хозяйства.
1)Мировое хозяйство - совокупность
национальных хозяйств, истоки в австро-венгерской школе 19 в. Совокупность
национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.
2)Мировая экономика - система
международных экономических отношений. Единая связь между национальными
хозяйствами.
3)Мировая экономика -
экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил,
производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные
отношения, правовые нормы.
Основа существования мирового
хозяйства - целостность и устойчивость. Только так возможна циркуляция
продуктов в планетарном масштабе.
Сложность и иерархичность мирового
хозяйства. Неравномерность в развитии. 1/3 покупательной способности у США,
Японии и Германии при 9% населения. Цель мирового хозяйства - удовлетворение
спроса и человеческих потребностей. Порядок функционирования мирового хозяйства
базируется на нормах частного и государственного права.
Мировое хозяйство - историческая и
политико-экономическая категория. Глобальное мировое хозяйство сложилось к н.
20 в. Мировой рынок образовался с периода Великих Географических Открытий.
Начало мировому хозяйству положило мировое производство. Что повлекло
переплетение мирового предпринимательского и ссудного капитала. Мир поделен на
сферы влияния, процесс формирования международных монополий. В н. 20 в. мировое
хозяйство состояло из: колоний и метрополий.
Концепции глобальной
экономической системы:
Империализма и
неоимпериализма. Объясняет
мировое хозяйство как борьбу между ведущими странами за рынки. Империализм -
стадия в развитии при господстве финансового капитала и монополий, большое
значение приобретает вывоз капитала, процесс раздела мира трестами и
монополиями в экономическом плане и территориально между государствами.
Ленин, Бухарин, Люксембург.
Социально-либеральное направление Гоббса.
Модернизации и неоэволюции.
1) Переход к современному
экономическому обществу, в котором господствуют духовные ценности. Традиционные
общества управляются по-старому, не принимая нововведений. Вебер видел в основе
связанно-развивающиеся рыночные хозяйства, протекционизм. Теория получила
небольшое распространение.
2) Преобразование из традиционных
обществ через процесс социальной дифференциации. Доминировала в первой половине
20 в.
Зависимости.
Основал аргентинский экономист
Фрейшнер. Существует 3 направления: концепция зависимости и неразвитости,
зависимого развития, воспроизводства зависимости. Капиталистический рынок
хозяйств одновременно порождает экономическое развитие и неразвитость.
Мировой системы.
Основал Валерштейн. Делит мир на
три центра: мировые ядра, периферийные страны, полупериферийные страны.
Существует зависимость в их развитии друг от друга и от центра.
В последние десятилетия возникла
теория, связанная с движением капитала, интернационализацией хозяйства развитых
стран. Противостоит всем другим концепциям. Взаимоотношения не от в
зависимости, а от взаимозависимости и партнерства.
65. Формы и тенденции
международных экономических отношений.
Международные экономические
отношения (МЭО) - система хозяйственных связей между национальными экономиками
отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера
деятельности, основанная на международном разделении труда. МЭО находят
практическое выражение в обмене между странами, представляющими их
предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами)
международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных,
валютно-финансовых и кредитных, информационных интернациональных связях,
перемещении между ними трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса
разделения труда, международной специализации производства и науки,
интернационализации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО
определяются усилением взаимосвязи взаимозависимости экономик отдельных стран.
Углубление и развитие МРТ, а значит МЭО, зависят от естественных (природных,
географических, демографических и т.п.) и приобретенных (производственных,
технологических) факторов, а также социальных, национальных, этнических,
политических и нравственно-правовых условий. Указанные выше практические
составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной
деятельности:
· международная торговля;
· международная специализация производства и
научно-технических работ;
· обмен научно-техническими результатами;
· информационные, валютно-финансовые и кредитные
связи между странами;
· движение капиталов и рабочей силы;
· деятельность международных экономических
организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.
МЭО, являющиеся полем и
результатом приложения труда, капитала, природных и других ресурсов
представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со свойственными ему
основными признаками. В этой сфере рыночные отношения предполагают:
· множественность их объектов и субъектов;
· определяющее воздействие спроса и предложения;
· их взаимосвязь с ценами при необходимой
гибкости и подвижности последних;
· конкуренцию.
Это дополняется свободой
предпринимательства.
66. Свободные экономические
зоны.
В последние десятилетия получила
широкое распространение новая форма внешнеэкономических отношений в виде
создания на территории страны свободных экономических зон.
СЭЗ представляет собой
ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует
льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, предприятиям
предоставлена более широкая свобода экономических действий.
Правительства различных стран,
создавая СЭЗ, преследуют самые разнообразные цели. К таким относятся:
активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории;
модернизация промышленности; насыщение внутреннего рынка высококачественными
товарами; развитие внешнеэкономических связей; расширение экспорта и импорта;
привлечение иностранных инвестиций; освоение новых технологий; развитие
экономически отсталых районов; повышение квалификации рабочей силы и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|