Исключить
других из свободного доступа к ресурсу означает специфицировать права
собственности на него.
Спецификация
прав собственности способствует созданию устойчивой экономической среды,
уменьшая неопределенность и формируя у индивидуумов стабильные ожидания
относительно того, что они могут получить в результате своих действий и на что
они могут рассчитывать в отношениях с другими экономическими агентами.
Специфицировать право собственности значит точно определить не только субъекта
собственности, но и ее объект, а также способ наделения ею.
Неполнота
спецификации именуется западными теоретиками "размыванием" (attenuation)
прав собственности. Смысл этого явления можно выразить фразой – «никто не
станет сеять, если урожай будет доставаться другому». Размывание прав собственности
может происходить либо потому, что они неточно установлены и плохо защищены,
либо потому, что они подпадают под разного рода ограничения (главным образом со
стороны государства): какое бы конкретное обличие не принимало размывание, оно
означает наличие ограничений на право владельца изменять форму, местоположение
или субстанцию имущества и передавать все свои права по взаимоприемлемой цене.
Необходимо
различать процессы дифференциации (расщепления) и размывания прав
собственности. Добровольный и двусторонний характер расщепления правомочий гарантирует,
что оно будет осуществляться в соответствии с критерием эффективности. Главный
выигрыш от рассредоточения правомочий усматривается в том, что экономические
агенты получают возможность специализироваться в реализации того ли иного
частичного правомочия, что повышает эффективность их использования (например, в
праве управления или в праве распоряжения капитальной стоимостью ресурса).
В
противоположность этому односторонний и принудительный характер ограничения
прав собственности государством не дает никаких гарантий его соответствия
критериям эффективности. Действительно, подобные ограничения нередко налагаются
в корыстных интересах различных лоббистских групп.
В реальности
отделить процессы расщепления от процессов размывания прав собственности очень
трудно, поэтому экономический анализ проблемы размывания прав собственности не
означает призыва к точному определению всех правомочий на все ресурсы любой
ценой.
Спецификация
прав собственности, с точки зрения экономической теории, должна идти до того
предела, где дальнейший выигрыш от преодоления их размытости уже не будет
окупать связанные с этим издержки.
1. 1. ОБЩАЯ и ЧАСТНАЯ
СОБСТВЕННОСТЬ.
Исторически исходной была общая
собственность. Она основывалась на общем труде и совместном
присвоении его результатов. В дальнейшем появилась
частная собственность.
В России в соответствии с законом признается
частная, государственная, коллективная и иные формы
собственности.
Частная собственность — это такая форма собственности,
при которой правом владения, пользования и
распоряжения, включая передачу или продажу имущества и
дохода, обладает отдельный индивид (семья). Она выступает
в двух видах: трудовая и нетрудовая.
Субъекты трудовой частной собственности —
единоличные крестьяне, ремесленники и другие лица,
которые живут своим трудом.
Второму виду частной собственности
свойственно обогащение за счет чужого труда. Когда основная
масса средств производства попадает в руки немногих лиц,
это означает отчуждение остальной части общества от этих
благ. Тогда возникает имущественное неравенство и поляризация
общества.
1. 2. Государственная и коллективная
собственность
Государственная собственность — это такая
система отношений, при которой управление и распоряжение
объектами собственности осуществляют представители
государственной власти. Государственная собственность
существует на уровне всего народного хозяйства
(федеральная собственность); на уровне края, области (коммунальная собственность); на уровне района, города, села (муниципальная
собственность).
Коллективная собственность — это такая
система экономических отношений, при которой трудовой
коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается
средствами и продуктами производства. Формами коллективной
собственности в России в настоящее время являются кооперативная,
акционерная, собственность трудовых коллективов,
общественных организаций и т. п.
Экономические отношения по поводу присвоения
подвижны. Это означает, что формы собственности могут
переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется
разными МЕТОДАМИ. Рассмотрим важнейшие из них.
1. 3. Национализация
Национализация —
это переход частной собственности на основные объекты
хозяйства (земля, промышленность, транспорт, банки) в собственность
государства. Национализация имеет различное социально-экономическое
и политическое содержание в зависимости от того, кем, в чьих интересах и в
какую историческую эпоху она проводится. Процессом,
обратным национализации, является приватизация.
1.4. Приватизация
Приватизация (лат.
ргуvаtus — частный) — это передача государственной
или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную
собственность. Приватизация может носить скрытый характер,
например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами
или компаниями; может быть частичной, когда распродается,
например, лишь часть акций; может осуществляться в виде
денационализации и реприватизации.
1.5. Денационализация
Денационализация представляет собой возврат государством национализированного имущества прежним владельцам. В настоящий период этот процесс получил широкое распространение в странах Балтии — Эстонии, Латвии, Литве.
1.6. Реприватизация
Реприватизация — это возврат в частную собственность государственной
собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки
предприятий, земли, банков, акций и т. д. у частных собственников. Реприватизация, в отличие от денационализации, как правило, не сопровождается актами государственной власти.
В современной России приватизация приняла
широкий размах. Ее механизм был определен законом о
приватизации, принятым в 1991 г. В нем были заложены основы приватизации:
1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.
2. Созданы две государственные структуры: первая — комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, вторая — фонды имущества. В функции первых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляли продажу
предприятий на аукционах, продажу их акций.
3. Были определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое
значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия
по остаточной стоимости основных производственных
фондов. Справедливости ради отметим, что реализация закона
о приватизации усилила социальные противоречия в обществе, и поэтому
сам закон подвергается критике.
Приватизация является частью более широкого
процесса—разгосударствления экономики.
Разгосударствление — это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию ПРЕИМУЩЕСТВЕННО на основе рыночных механизмов.
Итоги разгосударствления: во-первых, меняется
структура собственности в пользу частной и сокращения
общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль
и функции государства: государство перестает быть
субъектом хозяйствования; государство начинает регулировать
экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических
условий жизни; обязательные государственные задания
уступают место системе государственных закупок; государство
снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
1. 7. Марксистская теория интересуется в
основном экономической стороной собственности.
Собственность в экономическом смысле, в понимании марксистов: это не вещь, а отношение по
поводу вещей. В собственности выражается право субъекта на
пользование объектом (вещью). Субъектами могут быть государство,
коллектив, отдельная личность. Основными объектами
являются: земля, здания, предметы материальной и духовной культуры и т. д.
Иными словами: собственность — это
система объективных отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства.
Понятия «собственность» и «присвоение» не
следует отождествлять.
Собственность — более абстрактное понятие в
отличие от присвоения, которое конкретно.
Присвоение — это
конкретный общественный способ овладения вещью.
На разных этапах развития общества способы
овладения вещью, т. е. присвоение, менялись. В своих простейших
формах присвоение не возникло до того, как люди
научились производить материальные блага. Так, на
заре человеческого общества люди присваивали дары природы, не производя их (охота, рыболовство,
собирательство и т. п.). В дальнейшем, по мере появления и
развития производства, объектом присвоения стали
не только дары природы, но в основном продукты производства.
Присвоение всегда осуществляется в интерес ах
тех или иных субъектов. Если производство осуществляется в
интересах частных лиц, то налицо частная собственность
(частное присвоение). Если производство осуществляется в интересах
группы, то речь идет о коллективном присвоении. Если
производство функционирует в интересах общества, то,
значит, имеет место общественное присвоение (общественная собственность).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|