рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономические функции государства в экономике и инструменты их реализации

Вместе с тем, механизм экономического регулирования необходимо постоянно совершенствовать, независимо от того, ориентируется правительство на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования.

Сферой вмешательства государства в экономику региона должны быть программы социально-экономической безопасности устойчивого развития регионов.

В целях выработки эффективной стратегии оздоровления экономики принят ряд документов: Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», Указ Президента РФ №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.96г., распоряжение Правительства РФ от 21.04.95г. №555 «Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 08.05.96г. №559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране».

В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Администрацией Воронежской области по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Воронежской области за счет средств федерального бюджета постановлением администрации области от 14.08.98г. №809 утверждена Программа оздоровления государственных финансов в Воронежской области.

В соответствии с принятыми программными документами необходимо осуществить последовательный переход на модель устойчивого развития, сбалансированного решения социально-экономических задач. Следует отметить, что интересы экономической безопасности, сложность социально-экономической ситуации в регионах требуют безотлагательного решения стратегически важных задач регионального развития.

Выработанный ранее Правительством РФ подход на саморазвитие и самоуправление регионов, в результате непродуманных до конца решений курса проводимых экономических реформ, вместо предполагавшейся стабилизации привел к ослаблению регионов. В связи с возникающей угрозой регионально-политической нестабильности и безопасности, преодолением на территории Воронежской области кризисного состояния, созданием предпосылок для устойчивого развития региона в дальнейшем разработана «Концепция социально-экономической безопасности и устойчивого развития Воронежской области на 1997—2005 годы».

Эта Концепция содержит анализ современного положения, сложившегося в области и тенденций его развития; определение целей, критериев их достижения и этапов социально-экономических преобразований в регионе; систему видов и угроз региональной безопасности; приоритетные направления, механизмы и первоочередные меры по реализации Концепции.

Так, например, в качестве угроз продовольственной безопасности можно назвать: утрату продовольственной самостоятельности, экспортную экспансию основных продовольственных товаров и др.

Первоочередными мероприятиями по реализации Концепции являются: разработка и принятие нормативных актов по регулированию социально-экономических отношений и восстановлению управляемости экономикой, внедрение экономических и государственно-административных механизмов регулирования финансово-экономических отношений, использование возможностей государственного регулирования (региональный заказ, льготное налогообложение, кредитование, инвестирование) для повышения эффективности производства социально-значимых продуктов. Кроме того, нужна цивилизованная торговля, где соблюдаются гарантийные сроки товаров и сведения о товаре достоверны.

В целях снижения высокой стоимости товаров и услуг требуется осуществление мер по регулированию цен на товары первой необходимости, стимулирование конкурентной среды на рынке товаров и услуг, регулирование тарифов и цен на товары и услуги естественных монополий и др. В связи с этим нужно изменить характер участия государства в хозяйственной деятельности.

Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы для субъектов хозяйственной деятельности. Это ставит необходимым решение менеджерами таких задач, как: программно-целевая, стратегическая и бизнес-планирование коммерческой деятельности на основе развития конъюнктуры рынка на макро- и микроуровне и т.д.

В условиях перехода на преимущественно экономические методы управления, формирования рыночных отношений уменьшается зависимость предприятия от вышестоящих органов, снижается и относительная в прошлом стабильность положения предприятия, ощущается неопределенность в рыночной среде. Это обусловливает выработку новых положительных форм взаимодействия и поведения руководителей, усиливает адаптацию во внешней и внутренней среде, стратегическую направленность в управлении предприятиями и организациями, формировании новых структур и форм управления торговлей.

На трудном пути к рынку мы достигли этапа, когда старые структуры, унаследованные от вертикальных ведомственных систем, уже не могут состыковаться с новым экономическим механизмом, а новые формы организации управления еще не набрали силы. Из этого противоречия и вырастает сегодня задача более решительного перехода к новым структурам, обеспечивающим многообразные прямые хозяйственные связи в экономике взамен жестких и стандартных вертикальных систем.

В условиях наличия разных форм собственности и отсутствия централизованных капиталовложений в сферу обращения особую роль приобретает регулирование государством формирования и развития материально-технической базы торговли. Государственное финансирование всегда имело решающую роль в развитии отраслей этой сферы товарного обращения. Несмотря на самостоятельность приватизированных предприятий торговли, без активного участия государства в современных условиях немыслимо дальнейшее их развитие, а также ввод вновь строящихся торговых объектов и, как следствие, их ответное стимулирование технического прогресса и повышение эффективности вложенного труда.

В этой связи Постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. органам исполнительной власти рекомендовано уточнить схемы рационального размещения сети розничной торговли и общественного питания по регионам страны.

Одним из важных направлений реализации этого постановления явились рекомендации по организации и широкому распространению вещевых рынков, а по торговле продовольственными товарами — «сверхрынков», то есть крупных универсальных продовольственных магазинов с широким выбором пищевых товаров.

Механизм государственного регулирования торговой деятельности может быть осуществлен и с помощью организационно-административных методов регулирования. Посредством этих методов формируются устойчивые связи и отношения системы управления торговыми предприятиями и организациями; разрабатываются положения, закрепляющие права и ответственность подразделений, аппарата управления и отдельных работников; осуществляется административная ответственность и контроль за правилами торговли; оперативное регулирование торговых процессов. Административное регулирование реализуется посредством прямого воздействия руководителей на подчиненных, вышестоящих структур управления на нижестоящие с целью достижения результатов хозяйственной деятельности.

Такое воздействие проявляется в многообразных административных приказах и распоряжениях, в различных положениях, инструкциях, нормативах, стандартах и других служебных предписаниях, организационно-регламентирующих деятельность подчиненных.

Во внешнеторговой деятельности регулирование включает: рекомендации министерств и ведомств подведомственным внешнеторговым организациям по экспорту и импорту товаров и услуг, изменению структуры и географической направленности внешнеторговых связей, государственные заказы предприятиям на производство товаров и услуг с целью их последующего экспорта, регистрацию участников экономических связей и др.

Административный механизм базируется на силе государственного влияния и ограничивается выдачей лицензий на тот или иной вид товаров (деятельности) или его запрещение, а также охраной окружающей среды и созданием минимальной защиты слабо защищенных слоев населения.

Поскольку в современных условиях произошел отказ от функций централизованного управления процессом обеспечения населения товарами путем фондирования и жесткого распределения товарных ресурсов и переход к политике регулирования торговой деятельности на микроуровне, вопросы поиска и закупки товаров, обеспечения их хранения, сколько, кому и как их продать, осуществляют сами магазины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективы социально-экономического развития России в 2006-2008гг

В каждом государстве, помимо регулирования экономики в текущий момент и решения актуальных на данное время задач, правительство всегда прогнозирует развитие экономики на некоторое время вперед. Например, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год и параметры прогноза на период до 2008 года взятые на основе задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации и сценарных условий социально-экономического развития РФ, предполагают несколько вариантов дальнейшего развития экономики РФ.

I вариант предполагает сохранение инерционной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности российской экономики, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате, и не предусматривает реализацию новых масштабных проектов или стратегий. По данному варианту предполагается резкое ухудшение конъюнктуры на международных рынках энергетических ресурсов, в частности, падение цены на нефть сорта “Urals” в 2006 году до 28 долл./баррель и ее дальнейшая стабилизация на этом уровне. Темпы экономического роста снижаются с 5,9% в 2005 году до 4,0%-4,6% в последующие годы.

II вариант предполагает сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, а также усиление инновационной компоненты экономического роста на основе реализации пакета институциональных преобразований и стратегий развития ключевых секторов экономики. Цены на нефть “Urals” в этом варианте снижаются с 48 долл. США за баррель в 2005 году до 40 долл. США – в 2006 году и 35 и 36 долл. США за баррель в последующие годы. В целях стимулирования экономического роста предусмотрен пакет мер по снижению налоговой нагрузки на бизнес и увеличение уровня инвестиционных расходов федерального бюджета и инвестиционного фонда. Темпы роста ВВП при данных условиях в 2006 году составят 5,8% с последующим ростом до 6,0% в 2008 году.

II вариант рассматривается как базовый для формирования проекта федерального бюджета на 2006 год и перспективного финансового плана до 2008 года.

В экономике каждой страны есть ключевые показатели, или факторы, по состоянию которых можно оценить экономику страны в целом и прогнозировать дальнейшее ее развитие.

 

Снижение инфляции

Темп инфляции снижается с 11% в 2005 году до 7-8,5% в 2006 году и до 4-5,5% в 2008 году. Достижение целевого уровня инфляции будет обеспечено, главным образом, за счет ограничения повышения тарифов в сфере ЖКХ, сдерживающей тарифной политики в сфере естественных монополий, развития конкурентной среды, совершенствования налогового законодательства, сдержанной денежной политики.

Уровень цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий

Реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий является одним из важнейших факторов, способным повлиять на темпы и пропорции экономического развития.

Правительством Российской Федерации предложено установить на 2006-2008 годы предельные темпы прироста средних оптовых цен на газ для потребителей: на 2006 год - 11%, 2007 год - 8%, 2008 год –7%.Темпы роста цен на основные товары и услуги естественных монополий -электроэнергию, грузовые- железнодорожные перевозки - в 2006-2008 годах не должны превышать целевой уровень инфляции, установленный для соответствующих лет.Повышение оптовых цен на газ для последующей реализации населению, тарифов на электроэнергию для населения и тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки, исходя из задачи ликвидации перекрестного субсидирования, в прогнозном периоде будет несколько выше, чем для промышленных потребителей.

Динамика обменного курса и платежный баланс

Исходя из внешних условий, в 2006-2008 годах предполагается значительное сокращение предложения иностранной валюты со стороны профицита счета текущих операций, которое в последние годы определяло укрепление рубля и рост валютных резервов Банка России. Государственный сектор, выплатив в 2005 году около 34,5 млрд. долл. США в счет погашения (включая досрочное погашение Парижскому клубу 15 млрд. долл. США) и обслуживания внешнего долга, резко сократит ежегодные выплаты - до 14-16 млрд. долл. США. Ожидается также, что валовой отток капитала из частного сектора, достигнув своего пика в 2005 году, постепенно начнет сокращаться. В то же время улучшение инвестиционного климата и рост возможностей предприятий привлекать иностранные займы будут определять тенденцию увеличения притока иностранных инвестиций в экономику России, хотя и возможны некоторые замедления в периодах, когда необходимо осуществлять крупные выплаты в счет погашения ранее взятых обязательств. Таким образом, чистый отток капитала из негосударственного сектора в 2005 году может составить 8-9 млрд. долл. США. В последующие годы ожидается сокращение чистого оттока средств, а к 2007 году возможно достижение положительного баланса притока-оттока частного капитала.В этих условиях прирост валютных резервов составит в 2005 году 59-61 млрд. долл. США, при снижении прироста в 2006 году до 53-55 и в 2008 году - до 17-21 млрд. долл. США. В 2008 году валютные резервы России могут составить 277-280 млрд. долл. США. Таким образом, платежный баланс будет позволять и в дальнейшем безболезненно производить досрочные выплаты по погашению государственного долга.Достаточно сильные позиции платежного баланса будут по-прежнему создавать давление в пользу номинального укрепления обменного курса. При этом предполагается, что Банк России будет проводить политику, направленную на сдерживание укрепления курса рубля при достижении целевых уровней инфляции. После ожидаемого укрепления реального эффективного курса рубля в 2005 году на 9-10%, в 2006 году темпы его роста в реальном выражении понизятся до 4,2% и в 2007-2008 годах не превысят 3-3,7% в год. Заметное снижение темпов укрепления реального курса рубля, в первую очередь, связано со снижением темпов инфляции при относительно стабильном номинальном курсе рубля к доллару США. Ожидается, что валюты стран СНГ, Восточной Европы и Китая, как в реальном, так и в номинальном выражении будут укрепляться по отношению и к доллару США, и к евро. Значительный вес этих “мягких валют” во внешнеторговом обороте России будет препятствовать высоким темпам укрепления эффективного курса рубля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.