Несбалансированность
торговли и низкая платежеспособность стран-участниц СНГ привели к образованию
их крупной задолженности России - свыше 8 млрд. долл. Несмотря на то, что часть
долгов была переоформлена в технические кредиты, просроченная задолженность за
поставки по прямым хозяйственным договорам постоянно растет и может быть
отнесена к разряду безнадежных долгов. Только за энергоресурсы страны ближнего
зарубежья задолжали России более 2,5 млрд. долл., в том числе Украина - 1,4
млрд. долл. При этом Россия продает газ странам Запада по 110 долл. за 1000 м3,
а Украине - по 80, Армении - по 53 и Грузии - по 50 долл. [8, стр.136].
Правительство РФ и сейчас рассматривает возможности увеличения объемов
кредитования партнеров по интеграции, тогда как предоставление новых кредитов
следовало бы увязать с возвращением долгов, их трансформацией в
государственные долги, или, что более действенно, имущественным обеспечением
долга. В счет погашения задолженности государство-должник может передавать
свои объекты собственности или пакеты акций приватизированных предприятий,
представляющих интерес для кредитора.
Таким образом,
можно обозначить ряд проблем, связанных с экономическим развитием
стран-участниц СНГ: деиндустриализация производства и
снижение его эффективности, деформации воспроизводственного процесса,
превращение стран СНГ в ресурсные сегменты мирового рынка по причине слишком
сильного развития добывающей промышленности, снижение доли готовых товаров в
экспорте стран СНГ, проблемы с погашением внешнего долга. Эти проблемы являются
на данный момент самыми острыми и требуют безотлагательного решения.
3. Инвестиции в переходной экономике.
В мировой
практике инвестиции исчисляются как разность между стоимостью произведенной
продукции и размером текущего потребления (в статистике стран СНГ этот
показатель называется валовым накоплением). В широком смысле слова они отражают
общий объем сбережений, включая капиталовложения в производство, социальную
сферу, человеческий капитал, индивидуальное жилищное строительство, ценные
бумаги, банковские счета и даже сбережения «в чулке». В развитых индустриальных
странах сбережения, по данным Всемирного банка, составляют в среднем 20-23%
ВВП (в ФРГ - 22%, США - 16%), а средний темп его прироста в 90-х гг. -
соответственно 1,5 - 2,5% в год. В молодых государствах накопления в среднем
достигают 17%. При быстрых (в сравнении с Европой и Японией) темпах роста
населения прирост ВВП там составляет 3-4% в год, а в расчете на душу населения
- 1,5-1,8% [15, стр. 113].
Объем внутренних
инвестиций, по подсчетам Всемирного банка, в России и других странах СНГ в 90-х
гг. составлял 27-30% ВВП (в 1996 г. - 21%). С 1997 г. ВВП СНГ увеличивается,
причем весьма медленно - менее чем на 1%.
Для оплаты
растущего объема импорта необходимо увеличить «дальний» экспорт продукции
добывающих отраслей. Поэтому в странах Содружества, несмотря на снижение доли
средств, направляемых в производственные инвестиции (с 67% в 1991 г. до 59% в
2000 г.), возросла доля капитальных вложений в топливную промышленность и
энергетику: в Азербайджане - с 73 до 84%, в России - с 40 до 57, на Украине - с
31 до 46% [7, стр. 137]. Увеличилась также доля инвестиций, направляемых в
металлургию, но повсеместно снизилась доля вложений в машиностроение и легкую
промышленность.
Опасно, что
данные тенденции имеют нарастающий характер. Чем интенсивнее добывающие
отрасли стран СНГ «врастают» в систему мирохозяйственных связей, тем глубже
спад производства в их обрабатывающих отраслях. Это в свою очередь неизбежно
подталкивает государства Содружества к еще более энергичным усилиям по развитию
торговли с дальним зарубежьем, в основе которой - ускоренное развитие
добывающих отраслей и их ориентация на мировой рынок, что, разумеется,
препятствует интеграции в СНГ, превращая его участников в ресурсные придатки
мирового рынка.
Россия в
1994-2000 гг. инвестировала в экономику стран ближнего зарубежья немалую сумму
- 1,5 млрд. долл. Однако факт ее «инвестиционного присутствия» в большинстве
стран нередко рассматривают как угрозу суверенитету и усиление зависимости от
России, нуждаясь в разносторонней помощи. Вместе с тем настороженно
воспринимают проекты надгосударственного характера, тщательно ограждают свою
самостоятельность, особенно когда речь идет о выходе на мировые рынки, получении
зарубежной помощи и привлечении иностранных инвестиций.
Структура и
географическая направленность внешнеторгового оборота отражают стремление
отдельных стран Содружества удержать традиционные и
проникнуть на новые, более привлекательные по условиям торговли сырьевые рынки
«третьих стран», сохранить конкурентную способность экспортоориентированных
отраслей и производства, а также поддержать и расширить ассортимент
потребительских товаров.
Ограниченность
финансовых ресурсов не позволяет переломить ситуацию в целом: для изменения
структуры экономики на 1% требуются финансовые ресурсы, эквивалентные 2-3%
ВВП. С одной стороны, финансовые ограничения способствуют относительной
устойчивости структуры спроса и оправдывают усилия по сохранению прежней
специализации и кооперирования в рамках СНГ. С другой - неопределенность
экономической политики подталкивает ряд стран Содружества к поиску ресурсов (в
том числе и внешних) для проведения структурных преобразований в целях
обеспечения экономической безопасности.
Финансовый
кризис 1998 г. негативно отразился на банковской системе стран Содружества и
привел к уходу многих иностранных инвесторов с их рынков. Однако в настоящее
время наблюдается некоторая стабилизация в сфере инвестирования реального
сектора экономики, о чем свидетельствует динамика инвестиций в основной
капитал. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объем инвестиций в основной капитал
в среднем по странам Содружества увеличился на 5%, что достигнуто благодаря
четырем участникам интеграции: Казахстану (8%), России, Узбекистану и Украине
(по 1-3%). В Армении объем инвестиций сохранился на уровне 1998 г., тогда как в
Грузии сократился на 57%, в Молдове - на 25, Киргизии, Азербайджане и
Белоруссии - на 2-5%. В 2000 г. по сравнению с 1999 г. объем инвестиций в
основной капитал в среднем по Содружеству возрос на 15%, правда, по сравнению с
1991 г, он составил лишь 33%. В Белоруссии, Казахстане и Туркменистане
капитальные вложения на душу населения в 1999 г. превысили уровень 200 долл., в
России они составили 187, Узбекистане - 177, Азербайджане - 141, Украине - 86
долл. В третью группу вошли Армения - 39 долл., Грузия - 34, Кыргызстан - 36,
Молдова - 41, Таджикистан -16 долл. [15, стр. 95].
Сложность
переходной экономики заключается в том, что одновременно приходится решать
задачи системных и структурных преобразований, а также антикризисной
макроэкономической стабилизации. Системные преобразования неизбежно
сопровождаются трансформационным спадом производства и инвестиций. Собственных
источников финансирования для преодоления рецессии, и тем более для назревших
структурных изменений, все еще недостаточно. Новые формы хозяйствования
нуждаются в финансовой поддержке, для чего не хватает внутренних ресурсов. При
этом для успешного развития экономики важны прямые иностранные инвестиции. Они
способствуют структурным реформам базовых отраслей экономики, росту
научно-технического потенциала и коммуникационных связей. С 1989 по 1998 гг. в
экономику России вложено в этой форме 510 млн. долл., Казахстана – 2761 млн.,
Украины – 1167 млн., Узбекистана – 342 млн., Молдовы – 150 млн., Киргизии –
132 млн., Белоруссии – 110 млн. Грузии – 94 млн., Армении – 47 млн. долл.
Показатели весьма скромные. К тому же предпочтение отдастся сырьевым отраслям.
Так, в Туркменистане и Азербайджане преобладающая часть инвестиций направляется
на развитие нефтегазового сектора и обслуживающие его отрасли, горно-добывающую
и обрабатывающую промышленность, в Узбекистане, помимо топливно-энергетического
комплекса, - в машиностроение и автомобилестроение, в золотодобывающую
отрасль.
Во
всех странах Содружества снижается доля валового накопления, что явилось
результатом уменьшения удельного веса инвестиций в основной капитал в общем
объеме ВВП (при некотором росте в нем доли изменяющихся запасов материальных
оборотных средств). В 2000 г. в среднем по СНГ удельный вес инвестиций в
основной капитал оценивался (в текущих ценах) примерно в 22%, что меньше, чем в
1994 г. Без накопления любая страна неотвратимо «проедает» накопления,
распродаёт свою собственность, что предопределяет утрату государственного
суверенитета.
Финансовые
ресурсы практически всех государств-участников СНГ все еще не в полном объеме
выполняют важнейшую функцию денег - средства платежа (расчетов по товарным и
нетоварным операциям). Они недостаточно обеспечивают нужды взаимной торговли
стран Содружества. Прямая взаимная конвертируемость национальных валют, хотя и
осуществляется, тем не менее, объемы ее пока не велики. На 300 валютных биржах
в странах СНГ среднедневной оборот составляет всего 0,3 млрд. долл. (в мире - 2
трлн. долл.) Так, на Московской межбанковской валютной бирже ежедневно объем
торгов за рубли составляет 100-200 млн. долл., объем конвертации украинской
гривны в месяц не превышает нескольких сотен тысяч долларов, казахстанских
тенге - нескольких десятков тысяч долларов. Для решения интеграционных задач,
в том числе для создания зон свободной торговли, крайне важно быстрейшее
формирование единого биржевого пространства, налаживание механизма текущих
котировок мягких валют.
Следует
озаботиться партнерам и увеличением доли национальных валют в обслуживании
взаимного товарооборота, что предполагает соответствующую организацию расчетов
в рамках эффективной платежной системы. При этом важно не потерять перспективу,
которая связана с движением к взаимоконвертируемости валют государств
Содружества, применению обменного курса валют, формируемого в соответствии со
спросом и предложением. Необходимо как можно быстрее договориться о
взаимном присутствии валют в резервах национальных банков
государств-участников СНГ. Иначе национальные «мягкие» валюты не смогут
обслуживать взаимный товарооборот больше, чем на сегодняшние 15% [11, стр. 121].
4. Вступление стран СНГ в ВТО.
По
прошествии 10 лет после распада СССР страны СНГ до сих пор пытаются найти
подходящую структуру управления их взаимных торговых отношений. В настоящее
время множество наполовину выполняемых двусторонних соглашений и ряд бумажных
соглашений регулируют внутренние торговые отношения СНГ.
Прогресс
в области исполнения торговых положений двусторонних и многосторонних торговых
соглашений между странами СНГ затруднен либерализацией импорта. Страны СНГ
участвуют в процессе либерализации торговли с 1992 г., открывая свою экономику
для импорта и инвестиций из стран не СНГ. Вступление в ВТО обозначит
кульминацию процесса посредством кодирования либерализации торговли в законы
для каждой страны-претендента.
Пока
страны СНГ продолжают зависеть от рынков друг друга в области экспорта, в
последние десять лет каждая из них пыталась диверсифицировать свои ресурсы и
ассортимент импорта. Для каждой страны стало возможным участие в РТС, при этом
обеспечивая продолжительный доступ к рынкам СНГ, однако значительно сократив
концессии при входе на их рынки продукции от “традиционных поставщиков”. В
результате чего даже там, где применялись двусторонние соглашения, продукты
чувствительных секторов были освобождены, а нетарифные барьеры стали растущим
препятствием в законной торговле.
До
тех пор, пока не завершится процесс вступления в ВТО, маловероятно, что
произойдут какие-либо серьезные сдвиги в сторону более глубокой формы
интеграции, а именно, таможенных или экономических союзов. Так как механика
процесса вступления в ВТО включает в себя как двусторонние, так и многосторонние
переговоры по входным импортным концессиям, то странам намного легче
договориться, если они не ограничены обсуждением таких вопросов с остальными
партнерами по таможенному союзу. Ввиду того, что ССТ (система сертификации
услуг на транспорте) позволяют странам устанавливать уровень тарифной защиты и
другие ограничения в торговле на свое усмотрение (до тех пор, пока это не
коснется торговли между самими этими странами), то подобные договоренности
намного проще, чем когда страны замешаны в таком сложном процессе, как
вступление в ВТО.
Вступление
в ВТО может обусловить намерения к дальнейшей региональной интеграции в СНГ.
Например, большинство связанных ставок пошлин, которые Кыргызская Республика
согласовала в ходе своих переговоров о вступлении, варьируется (в большинстве
своем) от 5% до 10%. Связанные тарифные ставки Грузии составляют 10-15%. В
результате, экономическая выгода от участия в соглашении с Грузией будет выше
ввиду упомянутых установленных тарифов. Так как вступление в ВТО коснется
снижения тарифных и нетарифных барьеров в торговле при пересечении границы, то
это также может сократить тарифные стремления к региональной интеграции по
региону. Тем не менее, необходимо отметить, что для стран СНГ подобная
либерализация должна, в конце концов, стать процессом, создающим торговлю, даже
если к имеющимся у стран проблемам на пути к рыночной экономике добавится
либерализация.
К
тому же правила ВТО по РТС означают, что РТС пересматриваются в рамках региона.
Правила ВТО требуют, чтобы срок действия временных договоренностей, ведущих к
заключению РТС, составлял более 10 лет только в исключительных случаях.
Существующие многосторонние соглашения не предусматривают какого-либо
расписания по выполнению обязательств. В результате упомянутых выше процессов, в
ближайшем будущем выполнение этого соглашения представляется маловероятным.
Отсюда следует, что преобразование торговых отношений может произойти только
при завершенном процессе вступления в ВТО. Подписание Евразийского
Экономического Союза и внешняя поддержка в формировании ГУУАМ (Грузия, Украина,
Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) могут стать первыми шагами в этом процессе.
В
настоящее время совершенно ясно, что ССТ являются наиболее подходящей формой
РТС в положении стран СНГ. Хоть некоторые страны СНГ и планируют более глубокие
формы интеграции, а именно, между Россией и Беларусью, вряд ли удастся это
осуществить одновременно с процессом вступления в ВТО. На практике одно может
помешать другому из-за сложности механизма достижения поставленных целей одновременно.
В
действительности региональная интеграция может больше продвинуться вперед не
благодаря подписанию дополнительных РТС, а благодаря тщательному подходу к
целому ряду вопросов, относящихся к:
·
работе таможни (например, стандартизации
требования к документации, взаимному признанию сертификации, согласованию
разработки и применению правил о происхождения);
·
расходам на транспортировку между странами СНГ
и через них;
·
проблемы с платежами могли бы быть более
полезными в содействии торговле между странами СНГ, чем подписание последующих
РТС.
Как
показал предварительный анализ, при возникновении проблем с торговлей между
странами СНГ правительства имеют тенденцию игнорировать положения РТС и
устанавливают новые барьеры.
Действительно,
в этом отношении вступление в ВТО может привести к возникновению конкуренции
между государствами СНГ. Когда страна-претендент становится членом ВТО, она
может быть членом Рабочей партии других членов-претендентов. Это дает новому
члену право участвовать в двусторонних и многосторонних переговорах со
странами-претендентами, посвященных открытию рынков. В ситуации, подобной той,
где Украина сталкивается с торговыми препятствиями при экспорте в Россию в
некоторых чувствительных секторах (особенно, сахар), имеет смысл попробовать
добиться концессий и вступить в ВТО раньше, чем Россия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|