рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономические учения Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство

Экономические учения Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство

Содержание

Введение

1. Экономические учения Дж. М. Кейнса

1.1. Новизна главной идеи «Общей теории»

1.2. Предмет и метод изучения

1.3. Психологические склонности человека

1.4. Методологическая связь с концепцией меркантилизма

1.5. Методологические расхождения с классиками и неоклассиками

1.6. Основной психологический закон

1.7. Концепция мультипликатора инвестиций

1.8. Причины безработицы по Кейнсу

1.9. Меры государственного регулирования экономики

2 .  Неокейнсианство

   2.1. Понятие экономического  роста

2.2. Типы экономического роста

2.3. Факторы экономического роста

2.4. Государственное регулирование экономического роста

Заключение

Список литературы     Введение

Со времен зарождения экономики, одна из напряжённейших дискуссий ведется вокруг вопроса: существует ли в экономике тенденция о долгосрочном равновесии с полной занятостью. Применяя современный экономический язык, определим "как классические теории и подходы акцентируются на могучих самокритичных силах экономики". Классическая макроэкономическая мысль имеет свое рождение во взглядах А. Смита, Ж. Б. Сэя, Дж. См. Милля.

Альтернативный подход, который сегодня называется кейнсианской экономикой, не был последовательно высказан вплоть до появления работы Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". Основное отличие между классическим и кейнсианским  подходами можно найти в их разных взглядах на поведение совокупного предложения. Кейнсианцы считают, что цены и заработная плата устанавливаются постепенно, поэтому уравновешивающим силам, возможно, необходимы многие годы или даже десятилетия, чтобы в экономике появилось равновесие. Согласно классическому подходу цены и заработная плата гибкие, поэтому экономика двигается к своему долгосрочному равновесию очень быстро.

Перед тем как Кейнс написал в 1936 году "Общую теорию занятости, процента и денег", экономисты-теоретики в целом придерживались классического подхода к экономике. Ранние экономисты были вытеснены промышленной революцией с её разделением труда, накоплением капитала и ростом международной торговли. Они знали о деловых циклах, но рассматривали их как временные самостоятельно возникающие отклонения.

До наступления Великой американской депрессии ученые всячески подчеркивали способность экономической системы приспосабливаться к изменению условий и всячески амортизировать всякого рода потрясения. Разумеется, они признавали, что время от времени деловые циклы прерывают периоды процветания. Однако практически единодушно считалось, что эти эпизоды носят временный характер, причем восстановление экономики наступает автоматически. Крах рынка ценных бумаг 1929 года и последовавшая за ним Великая депрессия привели экономику в столь плачевное состояние, что, казалось, надежд на восстановление просто нет. Резко упали цены, а за ними и зарплата. Реальный объем производства сокращался. Росла безработица. Вскоре почти четверть трудоспособного населения США оказалась за бортом жизни. И все это продолжалось не месяцы, а целые годы. Экономика достигла низшей точки своего падения лишь к 1933 году. Вернутся же к уровню 1929 года по объему реального выпуска продукции она смогла лишь через 10 лет! Что же произошло?

Наиболее исчерпывающий ответ на этот вопрос был предложен английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом. Кейнс отрицал не только эффективное функционирование, но и само существование стабилизирующих механизмов, обеспечивающих плавное развитие экономики. Он настаивал на серьезном расширении роли правительства в процессе стабилизации экономики и предотвращении в будущем потрясений, подобных кризису 30-х годов. Не все положения работы Кейнса выдержали проверку временем; однако в целом его подходы к данной проблеме сохранили свое значение вплоть до настоящего времени .













1. Экономическое учение Дж.М.Кейнса

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) — выдающийся ученый-эко­номист современности. Он учился у не менее именитого ученого, основателя Кембриджской школы экономической мысли А.Маршалла. Но, вопреки ожиданиям, не стал его наследником, едва не затмив славу своего учителя.

Своеобразное осмысление последствий самого длительного и тяжелого экономического кризиса 1929—1933 гг., охватившего многие страны мира, отразилось в совершенно неординарных в тот период положениях изданной Дж.М. Кейнсом в Лондоне книги под названием «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Незаурядные способности к математике, обнаруженные еще в школе, стали ему важным подспорьем в годы учебы в Итоне и Ко­ролевском колледже в Кембридже, где он учился с 1902 по 1906 г. Причем ему довелось слушать «особые» лекции самого А.Маршал­ла, по инициативе которого, как уже упоминалось, в Кембридж­ском университете с 1902 г. .был введен курс «экономике» вместо «политической экономии» в традициях классической школы.

С 1906 по 1908 г. он являлся сотрудником в министерстве, про­работав в первый год в военном отделе, а в дальнейшем — в отде­ле доходов, статистики и торговли Управления по делам Индии.

В 1908 г. по приглашению А. Маршалла ему предоставляется воз­можность прочитать курс лекций по экономической проблемати­ке в Королевском колледже, после чего с 1909 по 1915 г. занима­ется здесь же преподавательской работой на постоянной основе од­новременно и как экономист, и как математик.

Уже первая его экономическая статья под названием «Индекс­ный метод»

(1909) вызвала оживленный интерес; ее отмечают даже призом Адама Смита.

Достаточно скоро Дж.М.Кейнс получает и общественное при­знание. Так, с 1912 г. он становится редактором «Экономического журнала», сохранив за собой этот пост до конца жизни. В 1913-1914 гг. является членом Королевской комиссии по финансам и денежному обращению Индии. Еще одним назначением этого периода стало утверждение его в качестве секретаря королевского экономического общества. Наконец, широкую популярность принесла ему и первая, изданная в 1913 г., книга «Денежное обращение и финансы Индии».

Далее популярный в своей стране ученый-экономист Дж.М. Кейнс дает согласие перейти на службу в британское казначейство, где с 1915 по 1919 г. занимается проблемами международных фи­нансов; выступает нередко в качестве эксперта в финансовых пе­реговорах Великобритании, проводившихся на уровне премьер-министра и канцлера казначейства. В частности, в 1919 г. он являл­ся главным представителем казначейства 'на мирной конференции в Париже и одновременно представителем британского министра финансов в Высшем экономическом совете Антанты. В том же году изданная им книга «Экономические последствия Версальского мирного договора» приносит ему всемирную известность; ее пе­реводят на различные языки5.

Затем Дж.М.Кейнс на значительный период времени оставля­ет службу в государственных учреждениях, сосредоточившись на преподавательской работе в Кембриджском университете и под­готовке научных публикаций. В их числе появляются «Трактат о ве­роятности» (1921), «Трактат о денежной реформе» (1923), «Эко­номические последствия мистера Черчилля» (1925), «Конец сво­бодного предпринимательства» (1926), «Трактат о деньгах» (1930) и некоторые другие, приближавшие великого ученого к самому главному вышедшему в 1936 г. труду — «Общей теории»1.

К активной общественно-политической деятельности Дж.М.Кейнс возвращается в конце 1929 г., когда с ноября того же года его назначают членом правительственного комитета финансов и промышленности. В годы второй мировой войны (в 1940 г.) он назначается советником британского казначейства. В 1941 г. его включают в состав английской правительственной делегации для участия в подготовке материалов по договору ленд-лиза и других финансовых документов с правительством США. Следующий — 1942 г. стал годом назначения на пост одного из директоров анг­лийского банка. В 1944 г. он утверждается главным представителем своей страны на Бреттон-Вудской валютной конференции, кото­рая разработала планы создания Международного валютного фонда и Международного банка восстановления и развития, а затем на­значается одним из членов правлений этих международных финан­совых организаций. Наконец, в 1945 г. Дж.М.Кейнс вновь возглав­ляет английскую финансовую миссию — на этот раз в США — для проведения переговоров в связи с окончанием помощи по ленд-лизу и согласованием условий для получения у США крупного займа2.


1.1 Новизна главной идеи «Общей теории»


По оценкам многих экономистов, «Общая теория» Дж.М.Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в насто­ящее время3.

Ее главная и новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и само­регулируемой и что максимально возможную занятость и экономи­ческий рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Восприятие этой идеи прогрессивной об­щественностью как должной и правильной обусловлено, по сло­вам современного американского экономиста Дж.К.Гэлбрейта, тем что «к 30-м гг. (XX столетия. — Я.Я.) тезис о существовании кон­куренции между многими фирмами, которые неизбежно являют­ся мелкими и выступают на каждом рынке, стал несостоятель­ным»4, поскольку «неравенство, возникающее в результате суще­ствования монополии и олигополии, распространяется на срав­нительно узкий круг людей и в силу этого в принципе может быть исправлено вмешательством государства»5.

Во многом аналогичным образом расценивают главную идею великого труда Дж.М.Кейнса и многие другие ученые, в их числе М.Блауг и др.

1.2 Предмет и метод изучения

 Новаторство экономического учения Дж.М.Кейнса в части пред­мета изучения и в методологическом плане проявилось, во-пер­вых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэконо­мическому подходу, сделавшего его основоположником макроэко­номики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании (исходя из некоего «психологического зако­на») концепции о так называемом «эффективном спросе», т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе6. Опираясь на собственную, «революционную» по тем временам методологию исследования Дж.М.Кейнс в отличие от своих пред­шественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности человека к сбереже­нию, растет гораздо медленнее доходов.

1.3 Психологические склонности человека

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать оп­ределенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за со­кращения объема капиталовложений, от которых зависит перма­нентное получение доходов. Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она', по мнению автора «Общей тео­рии», якобы постоянна и может поэтому обусловливать устойчи­вое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем до­хода.

Сказанное свидетельствует о том, что в методологии исследо­вания Дж.М.Кейнса учитывается немаловажное влияние на эко­номический рост и неэкономических факторов, как-то: государ­ство (стимулирующее потребительский спрос на средства произ­водства и новые инвестиции) и психология людей (предопреде­ляющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов). Вместе с тем кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж.М.Кейнс, и его последователи (впрочем, как и неолибералы), следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя вы­ражающие их количественные показатели и связи между ними, как правило, на базе методов предельного и функционального анали­за, экономико-математического моделирования.


1.4 Методологическая связь с концепцией меркантилизма


Дж.М.Кейнс не отрицал влияния меркантилистов на создан­ную им концепцию государственного регулирования экономичес­ких процессов. Его общие с ними суждения очевидны и заключа­ются:

в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного про­цента и поощрения инвестиций в производство);

в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расшире­ние торговли и производства);

в признании того, что недостаток денег служит причиной без­работицы;

в понимании национального (государственного) характера эко­номической политики.


1.5 Методологические расхождения с классиками и неоклассиками

В «Общей теории» Дж.М.Кейнса отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопи­тельства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае сред­ства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денеж­ную) форму, а во втором — могут быть направлены на увеличение спроса и занятости7. Он также резко и аргументирование крити­кует тех экономистов, которые привержены догматическим посту­латам «закона рынков» Ж.Б.Сэя и другим сугубо «экономическим» законам, называя их представителями «классической школы».

В данной связи Дж.М.Кейнс, в частности, писал: «Со времен Сэя и Рикардо экономисты-классики учили: предложение само по­рождает спрос... что вся стоимость продукции должна быть израс­ходована прямо или косвенно на покупку продуктов»8. На осно­вании подтверждающих данный тезис выдержек из «Основ поли­тической экономии» Дж.С.Милля и «Чистой теории национальных стоимостей» А.Маршалла Дж.М.Кейнс заключает, что у класси­ков и их преемников «теория производства и занятости может быть построена (как у Милля) на основе натурального обмена; деньги же никакой самостоятельной роли в экономической жизни не иг­рают»9, поэтому «закон Сэя равносилен предположению, что не существует препятствий к достижению полной занятости»10.


1.6 Основной психологический закон


Суть этого «закона» Дж.М.Кейнса такова: «Психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход»11. И в этом определении его недвусмысленная теоретико-методологическая позиция, в соответствии с которой для выяв­ления причин неполной занятости и неполной реализации, нерав­новесности экономики, а также для обоснования методов ее внеш­него (государственного) регулирования «психология общества» имеет не меньшее значение, чем «законы экономики».       

В частности, поэтому Дж.М.Кейнс утверждает, что «воспитание... государственных деятелей на принципах классической политической экономии» не позволит им «выбрать какой-либо лучший путь», стимулирующий увеличение богатства, кроме как надежда на «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны»12! Отсюда, по его мнению, «ecли только психологические склонности  участников экономического процесса действительно оказываются примерно такими, какими мы их здесь предполагали, то можно считать, что существует закон, согласно которому расширение занятости, непосредственно связанное с инвестициями, неизбежно должно оказать стимулирующее влияние на те отрасли, которые производят потребительские блага, и, таким образом, повести к увеличению совокупной занятости, причем такое увеличение пре­восходит прирост первичной занятости, непосредственно связан­ной с дополнительными инвестициями»13.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.