рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Экономический анализ предприятия

Экономический анализ предприятия

1. Особенности организации и методики анализа деятельности предприятия, внутрихозяйственного анализа.


Анализ существует с незапамятных времен, являясь весьма емким понятием, лежащим в основе всей практической и научной деятельности человека. Анализ представляет собой процедуру мысленного, а также часто и реального расчленения объекта или явления на части. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры и способов реализации при исследовании, анализ выступает в различных формах. Одной из основных форм анализа является внутрихозяйственный анализ.

В отличие от анализа деятельности предприятия как объекта управления главная особенность внутрихозяйственного анализа заключается в его  в его детализации по отдельным подразделениям, в оценки их вклада в достижения всего коллектива.

Внутрихозяйственный анализ охватывает все ступени управленческой иерархии основного звена народного хозяйства – от подразделений первого порядка до рабочего места.

Внутрихозяйственный анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием финансовых процессов внутри организации, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного характера.

Исходя из сущностных характеристик рыночной экономики, а, также учитывая национальные особенности изменения экономики России, не возможно представить предприятие без анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Источниками информации для внутрихозяйственного анализа и анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

«Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2); [2],[3],[4]

обороты по счетам на которые отражаются финансовые результаты;

Главная книга;

плановые данные.

Целями внутрихозяйственного анализа является:

v                оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;

v                оценить возможные  и целесообразные темпы развития предприятия с позиции финансового их обеспечения;

v                выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;

v                спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.

Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу предприятия необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов.

2. Аналитическая часть.

2.1. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия


В условиях рыночной экономики бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Поэтому очень важно проводить анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются такими показателями как:

v    сумма полученной прибыли главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (коммерческая деятельность и др.);

v    уровня рентабельности.

Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.

Прибыль – превышение доходов от продажи товаров, услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.

 Только после реализации продукции, работы, услуги чистый доход принимает форму прибыли.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия является:

v    систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получении прибыли;

v    определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;

v    выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

v    оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

v    разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.


2.1.1. Оценка состава и структуру балансовой прибыли


Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов исследования, во-первых, изменений каждого показателя за текущий анализируемый период, во-вторых, исследования структуры соответствующих показателей и их изменений.

В процессе данного анализа используются многие показатели, но поскольку анализ связан с прибылью, то соответственно и определения, используемые здесь и расчетные показатели непосредственно связаны с прибылью.

Балансовая прибыль – часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда и налогов.

Балансовая прибыль – включает в себя результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

 Для наглядности существует схема факторного анализа балансовой прибыли, которая изображена на рисунке 2.1., на котором изображены основные составляющие балансовой (валовой) прибыли.

 






























Рис. 2.1. Схема балансовой прибыли.

На данном рисунке приведена подробная схема факторного анализа балансовой прибыли, в которую входят прибыль от реализации продукции и услуг, прочей реализации и внереализационные финансовые результаты, это основные виды прибылей, которые в свою очередь делятся на составляющие.

Для изучения балансовой прибыли необходимо проанализировать ее состав, структуру, динамику, но при этом необходимо учитывать, инфляционные процессы способные повлиять на прибыль.


Для анализа и оценки уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия составляется таблица 2.1.

Таблица 2.1.

Структура балансовой прибыли

ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов»

№ п/п


Состав балансовой прибыли

Прошлый год

Отчетный год

сумма, тыс.руб.

структура %

сумма, тыс.руб.

структура %

1

2

3

4

5

6

1

Балансовая прибыль

-0,119

100

1,378

100

2

Прибыль от реализации

6,934

-5826,89

9,419

683,53

3

Прибыль от прочей реализации

0,244

-205,04

0,071

5,15

4

Внереаализационные финансовые результаты

-

-

0,045

3,27



2.1.2.            Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг.


Основную часть прибыли на предприятии получают от реализации услуг и продукции. Данный анализ является составной частью анализа прибыли.

При данном анализе изучается динамика, выполнения плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения сумму прибыли.

Прибыль от реализации услуг (продукции) на зависит от следующих факторов:

v         объема реализации услуг (продукции);

v         ее структуры;

v         себестоимости;

v         уровня среднереализационных цен.

Причем все выше перечисленные показатели могут одинаково отрицательно или положительно влиять непосредственно на прибыль.

Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)


Таблица 2.2.

Анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

ЗАО «Воронежский комбинат строительных материалов»

№ п/п

Показатели

Прошлый год

Отчетный год

сумма, т.руб

структура %

сумма, т.руб

структура %

1

Выручка от реализации продукции

202,222

100

282,258

100

2

Полная себестоимость реализованной продукции

195,288

96,57

272,839

96,66

3

Прибыль от реализации продукции

6,934

3,43

9,419

3,34


С помощью ф. № 2 можно рассчитать влияние факторов на прибыль от реализации.

№ п/п

Показатель

Прошлый год

По базису на фактический объем реализации

Фактически

1

Выручка от реализации продукции

202,222


282,258

2

Полная себестоимость реализованной продукции

195,288


272,839

3

Прибыль от реализации продукции

6,934


9,419

1.                 Расчет общего изменения прибыли (DПр) от реализации продукции:

DПр=П1р – П0р,

где П1 - прибыль отчетного года

      П0 – прибыль базисного года

DПр = 282,258 – 202,222 = 80,036 тыс. руб

2.                 Расчет влияния на прибыль изменений в объеме реализрванной продукции (DП1р)

DП1р = П0р*(К-1)

где П0р – прибыль базисного года

        К – коэффициент роста объема продукции

К = Спфр/Сор,

где Спфр – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.

      Сор – себестоимость базисного года.

DП1р = 6,934*(1,45-1)=3,12

К= 283,753/195,288=1,45

Спф = 272,839*1,04=283,753

3.                 Расчет влияния на прибыль изменений в структуре реализованной продукции

DП2р = (Ппфр – П0р) - DП1р,

где Ппфр – прибыль по плану на фактически реализованную продукцию

DП2р = (7,142-6,934) – 3,12 = -2,912

4.                 Расчет влияния прибыли экономии от снижения себестоимости продукции (DП3р)

DП3р = С1р – Спфр,

где Спфр – себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах базисного периода

DП3р = 272,839 – 283,753 = -10,91

5.                 Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DП4р)

DП4р = В1р – Впфр,

где В1р – выручка реализованной продукции отчетного периода

      Впфр – выручка реализованной продукции по базису на фактический объем реализации

DП4р = 282,258 – 191,289 = 90,969

DПр = DП1р+DП2р+DП3р+DП4р

DПр = 3,12+ (-2,912)+(-10,91)+90,969 = 80,267 тыс.руб.


2.2. Анализ финансового состояния


Характеристика финансового состояния по данным баланса

Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении предприятия. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например, в случае ликвидации предприятия. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в сторону инфляции.

Анализ по балансу проводится с помощью одного из следующих способов:

- анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

- построение уплотненного сравнительного аналитического баланса путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;

- проведение дополнительной корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.