Мероприятия с побочными экологическими последствиями направлены на достижение не экологических, а иных позитивных
экономически значимых (производственных, социальных) результатов, но влияют на
параметры окружающей среды. Возникающие в результате их реализации
экологические последствия могут быть как позитивны, так и негативны.
Общие
принципы экономического анализа эффективности любых мероприятий одинаковы – это
сравнение результатов (R) мероприятий с затратами на них (Z). Все компоненты вектора затрат Z имеют, как
правило, «негативную» с общественной точки зрения природу – в том смысле, что
чем меньше их численные значения (затраты ресурсов), тем лучше. В
противоположность этому компоненты вектора результатов R
могут быть как «позитивны», так и «негативны». В связи с этим вместо вектора
результатов R следует рассматривать два вектора: вектор
позитивных результатов P и вектор негативных результатов N
(сумма их размерностей равна, разумеется, размерности вектора R). Величина экономического эффекта Э от реализации мероприятия вводится
равенством
Э=R-Z=P-N-Z.
Мероприятие
экономически эффективно, если Э > 0, и экономически неэффективно в противном
случае. Если результат R представляет собой оценку
изменения чисто экологических факторов вследствие реализации мероприятия, то
оно экологически эффективно, если R>0. Экологически
эффективное мероприятие может быть экономически неэффективным, т.е. может
оказаться, что для него Э<0.
Глава 3. Экономический рост и проблемы экологии (на примере республики
Карелия)
3.1. Политика правительства Республики Карелия в области экологии.
Правительством Республики Карелия поставлена цель
стабилизации экологической ситуации, повышения эффективности охраны окружающей
среды, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую
среду.
Среди основных задач в этом направлении присутствуют такие:
-
обеспечение минимального воздействия производства и потребления на окружающую
природную среду и население
-
создание системы переработки и утилизации отходов производства и потребления
-
увеличение бюджетных и частных ассигнований на охрану окружающей природной
среды, природно-культурных комплексов и обеспечение их целевого использования.
Разработаны
механизмы реализации для их решения:
-
обеспечение целевого использования средств, полученных от платежей за
загрязнение окружающей природной среды, при условии обязательного их
направления на мероприятия по восстановлению и охране окружающей природной
среды.
-
содействие разработке и внедрению механизмов компенсации потерь, связанных с
ухудшением здоровья людей, экологическими нарушениями.
-
повышение качества экологической и комплексной эколого-культурной экспертизы.
-
содействие техническому перевооружению производства, модернизации действующих и
внедрению новых технологий и процессов, обеспечивающих минимальное воздействие
на окружающую природную средую.
-
разработка и реализация республиканской целевой комплексной программы «Отходы
производства и потребления».
-
реализация системы комплексного мониторинга состояния окружающей природной
среды
-
принятие республиканских нормативно-правовых актов в области охраны окружающей
природной среды в рамках компетенции Республики Карелия.
3.2. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду в
Республике Карелия.
Устойчивое развитие региона
предполагает не только экономически эффективное, но и экологически допустимое
развитие. Характер такого эколого-экономического взаимодействия показателей
роста можно установить путем сопоставления динамики индексов годового
физического объема валового регионального объема продукта (ВРП) – суммы фонда
оплаты труда с единым социальным налогом, чистой прибыли, налогов и
амортизационных отчислений – с индексами обобщающих экологических показателей
развития региона.
Таблица 1
Сравнительная
динамика валового регионального продукта и воздействия народного хозяйства на
природную среду в Республике Карелия за 1996-2000 гг.
|