В целом, можно сказать, что
факторами, инициирующими экспорт, являются потребность в ввозе у стран и
предприятий, покупающих сырье, и обусловленные этим спрос и потребность в
вывозе у экспортирующих стран и предприятий. В конкретном виде эта начальная
расстановка проявляется в соотношении сырьевых запасов древесины у экспортеров
и импортеров к собственному потреблению и происходящих в них изменений.
Естественно, на экспорт влияет и то, какими альтернативами зарубежные
потребители располагают для удовлетворения своих потребностей и какие
альтернативы есть у производителей древесного сырья и у экспортеров в выборе
покупателей. При выборе альтернатив главным фактором выступает цена. Спрос на
различную древесную продукцию и соотношения цен влияют на то, какие виды
продукции предлагаются для реализации, а также опосредованно и на то, в какие
страны будет поставляться древесное сырье.
Принятые в Финляндии в начале 1990-х
годов решения в отношении валютной политики обусловили выгодность финской
продукции для зарубежных компаньонов. Возможности заготовки древесины намного
превышали их реальный объем. По сравнению с центрально-европейским древесным
сырьем финская, и в целом, северная древесина обладает исключительно высоким
качеством. В сложившихся условиях финская древесина была по ценам и качеству
конкурентоспособной на рынках Центральной Европы. Кроме того, доступность сырья
обеспечивалась как возможностями заготовки древесины, так и желанием продавать,
подогреваемым вероятными высокими ценами.
Перечисленные условия повернули
внимание и заготовителей древесины, и торговых предприятий на экспорт. В
Финляндии появилось много мелких экспортных фирм и брокерских компаний. Часть
из них образовались на базе Союзов лесоводческих объединений, часть – как
предприятия частных лиц. АО Виентипуу (Vientipuu Oy) было одним из предприятий,
осуществляющих экспорт древесного сырья.
В этом акционерном обществе быстро
осознали значение планирование маркетинга. Поскольку планирование маркетинга
призвано адаптировать предприятие к требованиям клиентов и рынков, оно
основывается в основном на информации о рынках и клиентах. При выработке
стратегий маркетинга, структур, мероприятий и программы деятельности требуются
сведения о спросе, предложении, об ином макроокружении, конкурентах, системах
распределения и прежде всего о потребностях и поведении клиентов. Такая информация
собирается путем проведения отдельных маркетинговых исследований или, что
предпочтительнее, за счет постоянного действия собственных информационных
систем на предприятии.
АО Виентипуу столкнулось с дефицитом
информации о рынках древесины в Центральной Европе. Для планирования
эффективного и привязанного к клиенту маркетинга было признано необходимым
получение дополнительных сведений. Предприятием было принято решение
разработать проект, целью которого было начать экспорт древесины в Центральную
Европу; одной из главных частей проекта был анализ рынка и клиентуры в ФРГ.
Цель проведения исследований в рамках
развивающего проекта - получение сведений, необходимых для планирования рынков
экспорта древесного сырья. Страной изучения является ФРГ. Необходимые сведения
как о ранке древесного сырья в этой стране, так и о потенциальных клиентах. Для
более точного рассмотрения экспортируемой продукции используются следующие
термины: стандартная древесина, специальная древесина и заказная древесина. По
клиентуре выясняется вопрос:
· Что в этих странах представляют собой
лесопромышленные предприятия, которые используют привозное сырье, каковы их
потребности в сырье и покупательское поведение?
По макроокружению рынка выясняются
вопросы:
· Каков объем спроса на привозное
сырье?
· Каково предложение привозного
древесного сырья?
· Какие другие факторы макроокружения
влияют на рынок привозного сырья?
По микроокружению
рынка выясняются вопросы:
· Какие страны и предприятия выступают
на этих рынках древесного сырья конкурентами?
· Каковы системы распределения
древесного сырья, какова их структура и деятельность?
В целях планирования маркетинга с
помощью полученных сведений ведется поиск ответов на следующие вопросы:
Стратегии маркетинга при поставках
древесного сырья в ФРГ:
· Какие типы древесного сырья можно
поставлять, и по какой цене?
· Какие предприятия следует отнести к
числу клиентов?
· На каких регионах ФРГ следует
сосредоточить усилия?
· Какие конкурентные преимущества
финский экспортер может использовать в этих регионах?
Системы маркетинга при организации
сбыта на рынке ФРГ:
· Как следует организовать маркетинг?
· Как будет добываться информация о
рынках?
· Какие каналы маркетинга будут
использоваться?
· Какие каналы физического
распределения будут использоваться?
Маркетинговые мероприятия при
организации сбыта на рынках ФРГ:
· Как будет организована персональная
продажа?
· Как будет обеспечиваться
маркетинговая коммуникация?
· Как будет осуществляться физическое
распределение?
Реализация развивающего проекта
осуществляется по следующим этапам:
1.
Составляются
рамки (модели) для подробного определения сведений, получаемых в ходе
исследования. В развивающем проекте необходимы модели для описания окружения
рынков и клиентуры. На этих моделях основывается анализ рынков и клиентуры.
2.
Составляется
модель планирования маркетинга, в которой конкретно указываются решения,
принимаемые при планировании. Эта же модель помогает проверить, дает ли анализ
рынков и клиентуры всю необходимую информацию.
3.
Анализируются
макро- и микроокружение рынков. Вырабатываемая информация основывается на
указанных рамках.
4.
Проводится
эмпирическое исследование клиентуры, в ходе которого опрашиваются
потенциальные потребители финского древесного сырья в ФРГ.
5.
Обобщаются
результаты анализа, и составляется план маркетинга.
Рамками можно считать
описание (модель) круга явлений, из которых поступает информация в ходе
исследования. В рассматриваемом проекте рамками анализа маркетинга выступает
модель функционального окружения маркетинга (рис. 1).
Рис. 1. Рамочная
схема анализа рынков
Представленная в таком виде картина
еще недостаточно четко указывает те сферы, по которым требуется информация.
Понятия рамки необходимо перевести в оперативные измеримые формы. Такой перевод
показывает, что означают на практике понятия на уровне рамок.
Перевод рамок анализа рынков в
оперативную форму:
1.
Макроокружение:
·
спрос
(совокупный спрос на древесное сырье и его динамика в изучаемых странах; спрос
на древесное сырье по сортиментам; спрос на древесное сырье по сферам
использования);
·
предложение
(предложение отечественного древесного сырья в изучаемых странах;
ассортиментный состав ввоза; объемы ввоза по странам;
·
прочее
макроокружение (общее экономическое развитие рынков в изучаемых странах).
2.
Микроокружение:
·
конкуренты
(основные конкуренты в изучаемых странах; конкурирующая продукция);
·
системы
распределения (структура и деятельность каналов сбыта в изучаемых странах;
структура и деятельность транспортных систем);
·
клиентура
(потенциальные клиенты; количество клиентов по всем группам; сфера деятельности
клиентов; месторасположение клиентов).
В ходе проведения анализа рынков
клиентов получают лишь перечисленные сведения. В ходе эмпирического
исследования на основе интервьюирования потенциальных клиентов получают
значительный объем дополнительной подробной информации. Сектор клиентуры в
микроокружении, таким образом, расширяет границы рамок, регулирующих
исследования клиентуры.
2.3.3.
Рамки изучения клиентуры
Рамки исследования клиентуры
регулируют потребность в получении первичного материала (опросы). Главное
внимание при проведении исследования сосредоточено на центрах закупки.
Центрами закупки называют группы тех лиц, которые, так или иначе, участвуют в
принятии решений предприятий по закупкам. Требования производственного процесса
являются определяющими критериями решений по закупке сырья. Предполагается, что
требования клиентов к используемому сырью будут чаще всего определяться через
требования к конечному продукту.
В данном развивающем проекте не
анализируется процесс выработки решений по покупкам. Ведь целью ставится
выяснение условий приобретения финского древесного сырья и связанных с этим
факторов. Рамки предполагают, что коммерческая деятельность предприятия должна
строиться на приоритетности клиента, из чего следует, что предъявляемые
клиентами требования к конечной продукции опосредованно регулируют деятельность
предприятия и через нее закупки древесного сырья.
Перевод рамок анализа клиентуры в
оперативную плоскость. Понятия, которыми оперируют в рамках модели, в данном
исследовании включают в себя следующее:
1.
Особенности
предприятия (сфера деятельности; торговый оборот; численность работающих;
расположение).
2.
Центр
закупки (численность и положение лиц, ответственных за принятие решений о
закупке; критерии выбора импорта древесного сырья; критерии выбора поставщиков;
позиции в отношении финского импортного древесного сырья; опыт
(удовлетворенность) в приобретении импортного сырья и в отношениях с
поставщиками; намерения покупать ввозимое финское древесное сырье).
3.
Закупка
древесного сырья, поставщики и поставки (закупки по странам и поставщикам;
каким образом на предприятии организована закупка импортного сырья; каковы
каналы закупки импортного сырья и предложения клиентов по улучшению поставок;
как клиенты получают сведения о потенциальных поставщиках импортного древесного
сырья; как часто клиенты встречаются с поставщиками импортного сырья;
применяемые условия поставок и платежей; используемые транспортные средства).
4.
Производственный
процесс (сырье (количество, качество, уровень цен); изготовление
(производственные требования к сырью, производственные требования к поставкам,
стоимость сырья в общих затратах на изготовление продукции)).
5.
Клиенты
(толкование предприятием требований клиентов к конечному продукту).
В проекте по развитию рамками
принятия решений по маркетингу служит общая модель планирования маркетинга.
Рамки уже прямо указывают решения, содержащиеся в плане маркетинга. С другой
стороны, при помощи общей модели планирования маркетинга можно и следует
проверять получение необходимых сведений на базе анализа рынков и клиентуры.
Стратегии маркетинга при поставках
древесного сырья в ФРГ:
· Какие типы древесного сырья можно
вывозить в ФРГ, и по какой цене?
· Какие предприятия следует выбрать в
качестве клиентов?
· На каких регионах в ФРГ следует
сосредоточиться?
· На каких конкурентных преимуществах
финский экспортер может строить свой маркетинг?
Системы маркетинга в отношении ФРГ:
· Как следует организовать маркетинг?
· Как следует организовать получение
информации о рынках?
· Какие каналы физического
распределения используются?
Маркетинговые мероприятия в отношении
ФРГ:
· Как будет организована персональная
продажа?
· Как будет действовать маркетинговая
коммуникация?
· Как будет осуществляться физическое
распределение?
Рис. 2. Рамочная схема анализа клиентов
Вторичными называются такие
материалы, которые уже имеются в различных письменных источниках. В данном
проекте по развитию в качестве вторичных материалов использовались публикации
как о Финляндии, так и о ФРГ. Сбор отечественных материалов осуществлялся до этапа
полевого исследования и продолжался после его завершения. Зарубежный материал
собирали одновременно с накоплением первичного. На основании данных Ассоциации
внешней торговли Финляндии, отраслевых журналов и газет собирали общие сведения
об изучаемой стране и имеющихся на её рынке древесного сырья конкурентах. В
качестве вторичных использовали также сведения о предприятиях, представленные
Германско-финской торговой палатой. Сведения о промышленности изучаемой страны
(списки предприятий и прочее) получали через различные организации:
· Vereinigung Deutschen Furnierwerke (Объединение фанерной промышленности Германии);
· Hauptverband der Deutschen Holzindustrie und verwandter Industriezweige e.V. (Германское объединение
деревообрабатывающей промышленности);
· Bundesverband Deutscher Holzhandel e.V. (Лесоторговое объединение
Германии);
· Vereinigung Deutschen Sagewerksverbande (Союз лесопильных объединений Германии).
EUWID или Europaischer Wirtschaftsdienst (Экономическая
информационная служба Европы) сообщает сведения о предприятиях и публикует
обзоры об экономическом положении в различных отраслях. Материалы собирали
также в библиотеках лесохозяйственного факультета университета в Гамбурге.
Преподавателей и научных сотрудников этого университета интервьюировали в качестве
экспертов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|