рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот

 

Ср = К + ПР + ЦК + МБК – ОЦР – А                  (2.1)

 

 где Ср – свободный резерв коммерческого банка;

        К – капитал коммерческого банка;

       ПР – привлеченные ресурсы коммерческого банка ( средства на депозитных счетах);

       ЦК – централизованный кредит, предоставляемый  Центральным банком;

       МБК – межбанковский кредит;

       ОЦР – отчисления в централизованный резерв, находящийсяв распоряжении Центрального банка ( обязательные банковские резервы);

        А – ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции банка.

         Рассмотрим теперь механизм банковского мультипликатора на условном примере ( рис.3.1), размеры кредитов и отчислений даны в рублях), при этом сделаем 3 допущения:

1)     коммерческие банки на данный момент не располагают свободными резервами;

2)     каждый банк имеет только двух клентов;

3)     банки используют  свои ресурсы  только для кредитных операций  

 

 Клиент 1 нуждается в  10 млн рублей для расчетов с клиентом 2 и и обращается в банк 1 за кредитом.Но банк 1 не может предоставить этот кредит ввиду отсутствия свободного резерва. Он обращается в Центральный банк и получает централизованный кредит в размере 10 млн рублей. У него образуется свободный резерв, из которого и выдается ссуда клиенту 1*

        Клиент 1 со своего расчетного счета выплачивает 10 млн рублей клиенту 2. Таким образом, свободный резерв банка 1 исчерпывается, но возникает свободный резерв в банке 2,  т.к. именно в него положил вырученные деньги клиент 2.

         Часть свободного резерва банк 2  отдает Центральному банку в виде обязательного резерва. Будем считать норму обязательных резервов равной 20%  ( т.е. банк 2 отчислил в Центральный банк 2 млн рублей). Оставшиеся 8 млн рублей используются для предоставления кредита клиенту 3. При этом деньги на расчетном счете клиента 2 остаются нетронутыми.

 

*Свободный резерв в коммерческом банке, дающий начало процессу мультипликации, образуется не только при выдаче кредита Центральным банком.Он может образоваться, например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков.

 

         Клиент 3 за счет этого кредита расплачивается с клиентом  4, который кладет эти деньги в банк 3.Таким образом, у этого банка возникает свободный резерв, в то время как у банка 2 он исчезает. Банк 3 отчисляет 1,6 млн рублей в централизованный резерв, а остальные 6,4 млн рублей выдает в виде кредита клиенту 5, не трогая при этом деньги на расчетном счете клиента 4.

          Как видно из рис.3.1,  далее процесс мультипликации протекает аналогично. Он не прекращается на клиенте 9, а продолжается до тех пор, пока величина свободного резерва коммерческого    банка ( а значит и выдаваемого кредита) не приблизится к нулю. За счет отчислений в централизованный резерв денежные средства аккумулируются в Центральном банке в размере  первоначально выданного им кредита ( 10 млн рублей). В итоге средства на счетах клиентов 2,4,6,8, и всех последующих четных  клиентов остаются нетронутыми, поэтому общая сумма денег на расчетных счетах составляет вели-чину, значительно превышающую выданный Центральным банком кредит в размере 10 млн рублей. Общую сумму денежных средств, образующихся в результате действия банковского мультипликатора, можно рассчитать следующим образом.

         Банк 1, получив кредит от Центрального банка, выдал клиенту 1  ссуду, равную своему свободному резерву Ср1. Клиент 2  кладет сумму Ср1 в банк 2. После отчисления обязательных   резервов в Центральный банк свободный резерв банка 2 становится следующим:

 

Ср2 =Ср1- Ср1 * Н : 100 = Ср1 ( 1 – Н : 100) ,              (2.2) 

 

где Срn  - свободный резерв   n-го банка ( после отчисления обязательных банковских платежей);

         Н – норма обязательных банковских резервов в процентах.

       Свободный резерв банка 2 выдается  в виде кредита, а затем кладется в банк 3. Его свободный резерв становится таким:

 

Ср3 = Ср2 – Ср2 *  Н : 100 = Ср1 ( 1 – Н : 100 ) – Ср1 ( 1 – Н :100) * Н:100 =  

=Ср1* ( 1-Н:100) ( 1- Н:100) = Ср1(1 – Н : 100)2                            (2.3))

 

       Таким образом выводится формула для вычисления свободного резерва  n-го банка, участвующего в механизме банковского мультипликатора:

 

Срn = Cр1 ( 1 – Н :100)n-1                                           (2.4)

 

Следовательно, общая сумма денежных средств, образовавшихся в процессе мультипликации, выражается следующим образом:

 

С = Ср1 + Ср1 ( 1-Н:100) + Ср1 ( 1 –Н :100)2 + …….+ Ср1 ( 1 – Н:100)n-1,(2.5)

 

где С – сумма денежных средств, образовавшихся в результате мультипликации,

      n – количество банков, принявших участие в работе банковского муль-типликатора.

      В теоретической модели процесса мультипликации n стремится к бесконечности и свободный резерв коммерческих банков в процессе мультипликации не исчерпывается полностью, а бесконечно приближается к нулю.

      Это означает, что процесс мультипликиции, будучи однажды запущенным, должен продолжаться бесконечно. В реальности этого, конечно, не происходит в силу различных обстоятельств: не совсем точное отчисление резерва в Центральный банк, использование свободного резерва не только для кредитных операций и т.д.

         Однако, для приближенных расчетов можно использовать математические формулы. В данном случае сумма денежных средств, образовавшихся в результате мультипликации, представляет собой бесконечно убывающую геометрическую прогрессию со знаменателем ( 1 – Н : 100). Согласно формуле ее сумма равна:

 

С = Ср1:[ 1 – ( 1 – Н :100)] = Ср1:(Н :100) =( 100 Ср1): Н                          (2.6)

 

            Зная эту формулу, можно вычислить величину банковского мультипликатора, т.е. определить, во сколько раз количество денег, образовавшееся в результате мультипликации, превысит первоначально эмитированные деньги:

 

БМ = (100 Ср1):Н : Ср1 = 100:Н,                                   (2.7)

 

где БМ – банковский мультипликатор.

 

Таким образом, в рассмотренном ранее примере величина банковского мультипликатора будет равна 100:20=5, т.е. первоначальный кредит в 100 млн рублей может увеличить количество денег в обращении до 500 млн рублей.

Это только теоретический расчет. В реальности же количество образовавшихся денег будет несколько меньше в силу указанных ранее обстоятельств.

     Следует заметить, что банковский мультипликатор работает как на увели-чение,так и на уменьшение денежных средств, т.е. изъятие 100 млн рублей в рассмотренном примере приведет к уменьшению безналичных денежных средств на 500 млн рублей.

       Очевидно, что контроль за работой банковского мультипликатора означает контроль за эмиссией безналичных денег в стране.Центральный банк осуществляет этот контроль, изменяя величину свободных резервов коммерческих банков ( подробнее об этом – в разделе 3 ).

 

 

 

 

 

Механизм осуществления эмиссии через  расчетно-кассовые центры

 

 

        Как уже упоминалось, монополия на эмиссию наличных денег принадлежит Центральному банку.Он прогнозирует величину эмиссии и распределяет ее по отдельным регионам страны.

        Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это связано с тем,  что потребность коммерческих банков в деньгах, требующая их дополнительного выпуска в оборот постоянно меняется, т.к. зависит от потребности в деньгах их клиентов (  юридических и физических лиц). Очевидно, что своевременная доставка денег из центра в такой ситуации вряд ли возможна. Это особенно актуально для России: в связи с огромными расстояниями доставка денег заняла бы довольно много времени, и к моменту их поступления в пункт назначения потребность в деньгах там уже изменилась бы. Следовательно, в данном регионе образуется либо излишек, либо недостаток наличных денег, вследствие чего возникнут различные проблемы в экономике.

         Поэтому в России наличная эмиссия проводится Центральным банком через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ). Они расположены в различных регионах страны и обслуживают находящиеся там коммерческие банки. Эмиссия наличных денег в РКЦ осуществляется через резервные фонды и оборотные кассы.

          Резервный фонд РКЦ – это место хранения денежных знаков, которые могут быть выпущены в обращение при возникающей потребности в них. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, т.к. они являются резервом, следовательно, не совершают движения.

          Через оборотную кассу РКЦ наличные деньги непосредственно вводятся в оборот. Но при этом коммерческие банки также сдают полученные ими деньги  в оборотную кассу. Если количество выданных денег равно количеству полученных от коммерческих банков, эмиссии не происходит. При превышении поступления денег над выдачей их из оборотной кассы происходит изъятие денег из обращения. В этом случае избыточную сумму денег переводят из оборотной кассы РКЦ в резервный фонд.

           Резервными фондами РКЦ распоряжаются региональные управления Цен-трального банка. РКЦ обязаны выделять коммерческим банкам наличные деньги в пределах их свободных резервов. Если в процессе действия  банковского мультипликатора  у большинства коммерческих банков  возрастут свободные резервы и соответственно увеличится их потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы не возрастет, РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого на основе разрешения регионального управления Центрального банка РКЦ переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ, т.е. производит эмиссионную операцию.

     Однако, при осуществлении эмиссии одним РКЦ другой может в то же время изъять аналогичную сумму наличных денег, и общая масса их в обращении не изменится. В Правлении Центрального банка составляется ежедневный эмиссионный баланс, который отражает, произошла ли на данный день эмиссия наличных денег в стране.

         Наличные деньги поступают из РКЦ в  операционные кассы коммерческих банков, откуда выдаются потом клиентам этих банков и списываются при этом с их счетов.

         Следовательно, наличные  деньги   трансформируются из безналичных, которые находятся на счетах в коммерческих банках. При эмиссии безналичных денег в результате действия банковского  мультипликатора происходит и эмиссия наличных денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Денежно-кредитная политика государства.

 

 

            В процессе осуществления своей денежно-кредитной (монетарной) политики государство контролирует предложение денежных и кредитных ресурсов, т.е. увеличивает или уменьшает количество платежных средств в обороте. Цель этой политики заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель реализуется через такие задачи, как фиксация количества денег  в обращении, определение оптимального уровня обязательных банковских резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и др.

          Проводником денежно-кредитной политики государства выступает Центральный банк, а ее объектами являются спрос и предложение на денежном рынке.

         Рассмотрим механизм регулирования денежной массы в обращении, т.е. предложения денег. Существуют следующие инструменты регулирования денежного обращения:

1)     операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

2)     политика учетной ставки ( дисконтная политика);

3)     изменение норматива обязательных банковских резервов.

          Операции на открытом рынке в настоящее время являются основным инструментом регулирования денежного обращения в развитых странах. Продавая или покупая государственные ценные бумаги, Центральный банк соответственно уменьшает или увеличивает количество денег в обороте. Обычно Центральный банк проводит эти операции совместно с группой крупных банков.

         Если наблюдается избыток денежной массы в обращении, Центральный банк, имея целью ограничить или ликвидировать этот излишек, начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам. Вследствие увеличения предложения госу-дарственных ценных бумаг их цена падает, что делает их привлекательными для покупателей. Население и банки активно скупают правительственные ценные бумаги, т.е. переводят в них свои деньги, что приводит к сокращению денежной массы в обороте.

         Если же в обращении наблюдается недостаток денежных средств, Централь-ный банк обычно проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Он начинает скупать государственные ценные бумаги у банков и населения. В результате повышения спроса их рыночная стоимость возрастает, и владельцы начинают активно их продавать, получая деньги за них от Центрального банка. Это приводит к увеличению денежной массы в обращении.

          Политика учетной ставки ( ставки рефинансирования) .Ставка рефинансирования – это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Учетная ставка – процент, по которому Центральный банк покупает банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков. Уменьшение ставки рефинансирования делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит, который запускает механизм банковского мультипликатора. Становятся более дешевыми и кредиты коммерческих банков предприятиям и населению, что вызывает более активный спрос на них. Это приводит к увеличению количества денег в обращении. Повышение же учетной ставки делает кредиты невыгод-ными. Некоторые коммерческие банки возвращают займы Центральному банку, т.к. они становятся слишком дорогими. Это приводит к мультипликативному снижению количества денег в обращении.

           Иногда политика учетной ставки применяется при проведении операций на открытом рынке для стимулирования покупки иди продажи государственных ценных бумаг.

          Изменение нормы обязательных резервов направлено на изменение величины банковского мультипликатора . Т.к. его  значение обратно пропорционально норме обязательных резервов (формула 2.7), то при ее увеличении величина банковского мультипликатора уменьшается. Это приводит к снижению темпов роста количества денег в обороте, т.к. первоначально эмитированные деньги увеличиваются в меньшее количество раз. И, наоборот, при уменьшении нормы обязательных резервов предложение денег увеличивается.

           Этот инструмент денежно-кредитной политики является наиболее мощным. Но при этом он затрагивает основы всей банковской системы, поэтому применять его надо с большой осторожностью.

          В России основным инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки ( ставки рефинансирования). В последние годы Центральный банк пытается проводить политику ее снижения, что должно стимулировать проведение кредитных операций  и ускорять экономический рост (  ставка рефинансирования постепенно снизилась с 210% в 1994 году до 25% в настоящее время).

          Однако 25%  - слишком высокая ставка рефинансирования для России, т.к. кредит коммерческих  банков предприятиям получается слишком дорогим. Следует также учитывать, что Центральным банком установлены довольно высокие нормы обязательного резервирования – 10% по счетам в иностранной валюте, 10 и 7% по счетам в рублях для юридических и физических лиц соответственно( для сравнения, в странах зоны евро норматив обязательных резервов установлен в размере 2%).

     Все это указывает на то, что хотя Центральный банк России пытается смягчить свою монетарную политику, она по-прежнему остается очень жесткой, направленной на сохранение низких темпов прироста денежной массы.

      Операции на открытом рынке в России еще не нашли широкого применения. Отчасти это связано с кризисом рынка государственных ценных бумаг в августе 1998 года. Сейчас введены в обращении новые государственные ценные бумаги - облигации Банка России ( ОБР) и Центральный банк начал проводить операции с ними.

 

 

4. Влияние монетарной политики  государства

на экономику ( на примере России)

 

             Денежно-кредитная политика государства оказывает очень большое влия-ние на экономику страны. Однако было бы ошибочным считать эту политику единственной причиной всех процессов, протекающих в сфере денежного обра-щения. Рассмотрим в качестве примера ситуацию, сложившуюся в России в середине 90-х годов.

         В 1995-1998 гг в российской экономике наблюдалась массовая  демонетизация, т.е. замещение в хозяйственном обороте денег бартером, неплатежами и различными денежными суррогатами. После кризиса августа 1998 года показатели демонетизации экономики стали довольно быстро снижаться. В качестве примера в таблице 4.1 приведена динамика доли продукции, реализуемой по бартеру различными предприятиями.

           Наиболее очевидным объяснением демонетизации экономики выглядит несоответствие количества денег в обороте реальной потребности в них. Сторонники этой точки зрения видят причину возникновения массовых неплатежей и бартера в чрезвычайно жесткой денежно-кредитной политике государства. Они полагают, что с целью снижения инфляции государство проводило политику ограничения темпов роста денежной массы. Это привело к недостатку денег в обращении и замене недостающих денег бартером, неплатежами и денежными суррогатами.

             Эта теория  частично объясняет сложивщуюся в середине 90-х гг экономическую ситуацию. Государство действительно проводило жесткую монетарную политику, в результате которой инфляция значительно снизилось. Если предположить, что денежная масса в обращении оказалась недостаточной , то становится понятной причина массовых расчетов без использования денег. В 1998 году в результате кризиса  произошел всплеск инфляции, что привело к увеличению денежной массы  и возвращению денег в хозяйственный оборот.

       Однако денежная масса в 90-х  годах  в России явно не была  недостаточной. Это ставит под сомнение всю логику данной теории. Кроме того, неясно, почему подобные явления не происходили при ужесточении денежной политики в раз-витых странах. Также эта теория не объясняет, почему различия в долях  бартера в продажах разноотраслевых предприятий настолько существенны ( Таблица 4.1).

          Частично ситуацию проясняет анализ микроэкономических факторов. Он показывает, что предприятия часто сознательно выбирают неденежные средства платежа. Потоки неденежных средств с трудом поддаются контролю со стороны, поэтому с помощью использования в расчетах бартера, неплатежей и денежных суррогатов предприятия успешно скрывают от кредиторов, в том числе и от бюджета, часть своих доходов. Сложившаяся же ситуация с относительной нехваткой денег в обращении сыграла им на руку и дала возможность более широко использовать неденежные средства платежа.

              Другой микроэкономический фактор, влияющий на долю денежных рас-четов в операциях предприятия – степень доступа  к монетизированным рынкам  ( например, рынку потребительских товаров или международному рынку). Очевид-но, что чем больше этот доступ, тем меньше предприятие использует в своих рас-четах неденежные платежные средства. Этот фактор позволяет объяснить сжатие бартера после кризиса в 1998  году : оно связано с облегчением доступа на экс-портные и потребительские рынки, а также с перетоком средств в реальный фактор экономики в результате снижения процентных ставок.

          Определенная роль в создании рассматриваемой ситуации принадлежит государству. В данном случае оно выступает не как проводник денежно-кредитной политики, а как субъект хозяйственных отношений. Статистика показывает, что именно неплатежи государству вызывают неплатежи предприятий друг другу, а не наоборот. Таким образом, не имея возможности в срок собирать налоги и платить по своим обязательствам, государство провоцирует возникновение массовых неплатежей. В ближайшее время эту ситуацию изменить невозможно.

            Итак, повсеместная  демонетизация российской экономики в 1995-1998 гг имеет целый ряд причин. Как ни странно главной из них является не денежно-кредитная политика государства, а совокупность различных микроэкономических и  нституциональных  факторов. Монетарная политика является в данной ситу-ации катализатором экономических процессов. Российская экономика в 90-х гг  была склонна к использованию неденежных платежных инструментов, а введе-ние жесткой монетарной политики воплотило эту предрасположенность в действительность.

                Таким образом, применение государством определенной денежно-кредитной политики в каждой конкретной ситуации имеет свои особенности. Точно так же каждый раз при применении  этой политики могут возникнуть непредвиденные проблемы.

             В настоящее время монетарная политика в России направлена на поддержание оптимального количества денег в обращении. Эта политика не допускает как усиления инфляции, так и распространения неденежных средств платежа. Однако при этом следует помнить, что денежно-кредитная политика по-прежнему является очень жесткой, что может вызвать новый подъем немонетарной экономики.

           Эти отношения  имеют под собой реальные основания. К началу 2001 года доля продукции, продаваемой предприятиями за деньги, почти перестала расти, а в некоторых отраслях даже снизилась ( Таблица 4.2). Это еще не означает возвра-  щение массовых бартерных отношений, но прямо указывает на его возможность.

          Выход из этой ситуации очевиден: при опасности демонетизации экономики государство должно смягчить свою денежно-кредитную политику, чтобы увеличить предложение денег. В сегодняшней ситуации это можно сделать, не опасаясь инфляции: вследствие оживления производства спрос на деньги возрос, поэтому можно увеличить их эмиссию. При этом количество денег в обороте не превысит потребности в них и экономическое равновесие не нарушится.

 

 

 

 

Заключение

 

            Итак, в данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты денежной эмиссии, механизм ее осуществления и способы влияния государства на денежную массу, проиллюстрированные примером из российской экономики.

            На основании анализа этих данных в работе уже были сделаны некоторые выводы. Подведем теперь общий итог.

           Денежная эмиссия по определению влечет за собой изменение количества денег в обращении. В разумных пределах это изменение не представляет опас-ности для экономики, но при чрезмерных или недостаточных темпах эмиссии возникает ряд проблем. Среди них – распространение в расчетах между хозяй-ствующими субъектами бартера и денежных суррогатов, а также накопление неплатежей – вопросы, рассмотренные в данной работе. Государство в этом случае может и должно повлиять на сложившуюся ситуацию, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования, учитывая, однако, при этом возможные побочные эффекты.

           Проанализировав  рассмотренные проблемы, можно сделать следующие выводы.

          Изменение  количества денег в обращении находится в компетенции не только государства в лице Центрального банка, но и системы коммерческих банков. Но намечает тенденции в динамике денежной массы только государство. Это позволяет ему контролировать денежный рынок и создавать на нем ту ситуацию, которая требуется в данный момент времени.

           В случае инфляции целесообразно применять жесткую денежно-кредитную политику, направленную на снижение количества денег в обращении. Однако при чрезмерном ужесточении монетарной политики может появиться целый комплекс отрицательных результатов ( которые, впрочем, не влияют на основную цель этой политики). Особенно склонна к появлению различных проблем в денежной сфере переходная экономика, поэтому проводить монетарную политику в таких условиях надо с особой осторожностью.

               Сейчас эта проблема актуальна и для России, что наглядно показано на примере. Монетарная политика государства в данный момент может развиваться в двух направлениях: либо она ужесточится, либо продолжит смягчаться. В пер-вом случае повторится ситуация 1995-1998 гг с уходом денег из значительной части хозяйственного оборота и будет продолжаться  торможение роста произ-водства. Очевидно. что второй вариант гораздо более предпочтителен. Хотя в этом случае и возможно легкое усиление инфляции, в целом  результат такой политики будет положительным: будет  происходить  расширение кредитных операций и ускорение темпов экономического роста.

          Несомненно, именно  такую монетарную политику нужно проводить сейчас в России.  При опасениях относительно возникновения инфляции следует начать увеличивать эмиссию денег низкими темпами, наблюдая за происходящими при этом процессами. Таким образом, можно будет определить необходимое сейчас в обращении количество денег эмпирическим путем.

Список использованной литературы

 

 

1) Новая экономика, N 20, 2001, стр.7

2) Финансы/ Под редакцией проф.М.В. Романовского, проф.О.В.Врублевской,   

    проф.Б.М.Собанти – М.: Перспектива; Юрайт, 2000

3) Экономика и жизнь, N 39, 2001, стр. 1-4

4) Экономика и жизнь, N 2, 2002, стр.2

5) Экономика России – XXI  век, N 6, 2002, стр. 40-41

6) Экономическая теория/ Под ред.В.Д Камаева – М.: Владос, 2001

 


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.