Ср = К + ПР + ЦК + МБК – ОЦР – А (2.1)
где Ср – свободный
резерв коммерческого банка;
К – капитал
коммерческого банка;
ПР –
привлеченные ресурсы коммерческого банка ( средства на депозитных счетах);
ЦК – централизованный
кредит, предоставляемый Центральным банком;
МБК –
межбанковский кредит;
ОЦР –
отчисления в централизованный резерв, находящийсяв распоряжении Центрального
банка ( обязательные банковские резервы);
А – ресурсы,
которые на данный момент уже вложены в активные операции банка.
Рассмотрим
теперь механизм банковского мультипликатора на условном примере ( рис.3.1),
размеры кредитов и отчислений даны в рублях), при этом сделаем 3 допущения:
1)
коммерческие банки на
данный момент не располагают свободными резервами;
2)
каждый банк имеет только
двух клентов;
3)
банки используют свои
ресурсы только для кредитных операций
Клиент 1 нуждается
в 10 млн рублей для расчетов с клиентом 2 и и обращается в банк 1 за
кредитом.Но банк 1 не может предоставить этот кредит ввиду отсутствия
свободного резерва. Он обращается в Центральный банк и получает
централизованный кредит в размере 10 млн рублей. У него образуется свободный
резерв, из которого и выдается ссуда клиенту 1*
Клиент 1 со своего расчетного
счета выплачивает 10 млн рублей клиенту 2. Таким образом, свободный резерв
банка 1 исчерпывается, но возникает свободный резерв в банке 2, т.к. именно в
него положил вырученные деньги клиент 2.
Часть
свободного резерва банк 2 отдает Центральному банку в виде обязательного
резерва. Будем считать норму обязательных резервов равной 20% ( т.е. банк 2
отчислил в Центральный банк 2 млн рублей). Оставшиеся 8 млн рублей используются
для предоставления кредита клиенту 3. При этом деньги на расчетном счете
клиента 2 остаются нетронутыми.
*Свободный резерв
в коммерческом банке, дающий начало процессу мультипликации, образуется не
только при выдаче кредита Центральным банком.Он может образоваться, например,
при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков.
Клиент 3 за
счет этого кредита расплачивается с клиентом 4, который кладет эти деньги в
банк 3.Таким образом, у этого банка возникает свободный резерв, в то время как
у банка 2 он исчезает. Банк 3 отчисляет 1,6 млн рублей в централизованный
резерв, а остальные 6,4 млн рублей выдает в виде кредита клиенту 5, не трогая
при этом деньги на расчетном счете клиента 4.
Как видно
из рис.3.1, далее процесс мультипликации протекает аналогично. Он не прекращается
на клиенте 9, а продолжается до тех пор, пока величина свободного резерва
коммерческого банка ( а значит и выдаваемого кредита) не приблизится к нулю.
За счет отчислений в централизованный резерв денежные средства аккумулируются в
Центральном банке в размере первоначально выданного им кредита ( 10 млн
рублей). В итоге средства на счетах клиентов 2,4,6,8, и всех последующих
четных клиентов остаются нетронутыми, поэтому общая сумма денег на расчетных
счетах составляет вели-чину, значительно превышающую выданный Центральным
банком кредит в размере 10 млн рублей. Общую сумму денежных средств,
образующихся в результате действия банковского мультипликатора, можно
рассчитать следующим образом.
Банк 1,
получив кредит от Центрального банка, выдал клиенту 1 ссуду, равную своему
свободному резерву Ср1. Клиент 2 кладет сумму Ср1 в банк 2. После отчисления
обязательных резервов в Центральный банк свободный резерв банка 2 становится
следующим:
Ср2 =Ср1- Ср1 * Н : 100 = Ср1 ( 1 – Н : 100)
, (2.2)
где Срn -
свободный резерв n-го банка ( после отчисления обязательных банковских
платежей);
Н – норма
обязательных банковских резервов в процентах.
Свободный
резерв банка 2 выдается в виде кредита, а затем кладется в банк 3. Его
свободный резерв становится таким:
Ср3 = Ср2 – Ср2 * Н : 100 = Ср1 ( 1 – Н : 100 ) – Ср1
( 1 – Н :100) * Н:100 =
=Ср1* ( 1-Н:100) ( 1- Н:100) = Ср1(1 – Н : 100)2
(2.3))
Таким образом
выводится формула для вычисления свободного резерва n-го
банка, участвующего в механизме банковского мультипликатора:
Срn = Cр1 ( 1 – Н :100)n-1 (2.4)
Следовательно, общая
сумма денежных средств, образовавшихся в процессе мультипликации, выражается
следующим образом:
С = Ср1 + Ср1 (
1-Н:100) + Ср1 ( 1 –Н :100)2 + …….+ Ср1 ( 1 – Н:100)n-1,(2.5)
где С – сумма
денежных средств, образовавшихся в результате мультипликации,
n –
количество банков, принявших участие в работе банковского муль-типликатора.
В теоретической
модели процесса мультипликации n стремится к бесконечности и свободный резерв
коммерческих банков в процессе мультипликации не исчерпывается полностью, а
бесконечно приближается к нулю.
Это означает,
что процесс мультипликиции, будучи однажды запущенным, должен продолжаться
бесконечно. В реальности этого, конечно, не происходит в силу различных
обстоятельств: не совсем точное отчисление резерва в Центральный банк,
использование свободного резерва не только для кредитных операций и т.д.
Однако, для
приближенных расчетов можно использовать математические формулы. В данном
случае сумма денежных средств, образовавшихся в результате мультипликации,
представляет собой бесконечно убывающую геометрическую прогрессию со
знаменателем ( 1 – Н : 100). Согласно формуле ее сумма равна:
С = Ср1:[ 1 – ( 1 – Н :100)] = Ср1:(Н :100) =( 100 Ср1):
Н (2.6)
Зная эту
формулу, можно вычислить величину банковского мультипликатора, т.е. определить,
во сколько раз количество денег, образовавшееся в результате мультипликации,
превысит первоначально эмитированные деньги:
БМ = (100 Ср1):Н : Ср1 =
100:Н, (2.7)
где БМ – банковский
мультипликатор.
Таким образом, в рассмотренном
ранее примере величина банковского мультипликатора будет равна 100:20=5, т.е.
первоначальный кредит в 100 млн рублей может увеличить количество денег в
обращении до 500 млн рублей.
Это только
теоретический расчет. В реальности же количество образовавшихся денег будет
несколько меньше в силу указанных ранее обстоятельств.
Следует
заметить, что банковский мультипликатор работает как на увели-чение,так и на
уменьшение денежных средств, т.е. изъятие 100 млн рублей в рассмотренном
примере приведет к уменьшению безналичных денежных средств на 500 млн рублей.
Очевидно, что
контроль за работой банковского мультипликатора означает контроль за эмиссией
безналичных денег в стране.Центральный банк осуществляет этот контроль, изменяя
величину свободных резервов коммерческих банков ( подробнее об этом – в разделе
3 ).
Механизм
осуществления эмиссии через расчетно-кассовые центры
Как уже упоминалось, монополия на эмиссию наличных денег
принадлежит Центральному банку.Он прогнозирует величину эмиссии и распределяет
ее по отдельным регионам страны.
Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализовано. Это
связано с тем, что потребность коммерческих банков в деньгах, требующая их
дополнительного выпуска в оборот постоянно меняется, т.к. зависит от
потребности в деньгах их клиентов ( юридических и физических лиц). Очевидно,
что своевременная доставка денег из центра в такой ситуации вряд ли возможна.
Это особенно актуально для России: в связи с огромными расстояниями доставка денег
заняла бы довольно много времени, и к моменту их поступления в пункт назначения
потребность в деньгах там уже изменилась бы. Следовательно, в данном регионе
образуется либо излишек, либо недостаток наличных денег, вследствие чего
возникнут различные проблемы в экономике.
Поэтому в России наличная эмиссия проводится Центральным
банком через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ). Они расположены в
различных регионах страны и обслуживают находящиеся там коммерческие банки.
Эмиссия наличных денег в РКЦ осуществляется через резервные фонды и оборотные
кассы.
Резервный фонд РКЦ – это место хранения денежных знаков,
которые могут быть выпущены в обращение при возникающей потребности в них. Эти
денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, т.к. они
являются резервом, следовательно, не совершают движения.
Через оборотную кассу РКЦ наличные деньги непосредственно
вводятся в оборот. Но при этом коммерческие банки также сдают полученные ими
деньги в оборотную кассу. Если количество выданных денег равно количеству
полученных от коммерческих банков, эмиссии не происходит. При превышении
поступления денег над выдачей их из оборотной кассы происходит изъятие денег из
обращения. В этом случае избыточную сумму денег переводят из оборотной кассы
РКЦ в резервный фонд.
Резервными фондами РКЦ распоряжаются региональные управления
Цен-трального банка. РКЦ обязаны выделять коммерческим банкам наличные деньги в
пределах их свободных резервов. Если в процессе действия банковского
мультипликатора у большинства коммерческих банков возрастут свободные резервы
и соответственно увеличится их потребность в наличных деньгах, а поступление
денег в их операционные кассы не возрастет, РКЦ вынужден будет увеличить выпуск
наличных денег в обращение. Для этого на основе разрешения регионального
управления Центрального банка РКЦ переводит наличные деньги из резервного фонда
в оборотную кассу РКЦ, т.е. производит эмиссионную операцию.
Однако, при осуществлении эмиссии одним РКЦ другой может в то же
время изъять аналогичную сумму наличных денег, и общая масса их в обращении не
изменится. В Правлении Центрального банка составляется ежедневный эмиссионный
баланс, который отражает, произошла ли на данный день эмиссия наличных денег в стране.
Наличные деньги поступают из РКЦ в операционные кассы
коммерческих банков, откуда выдаются потом клиентам этих банков и списываются
при этом с их счетов.
Следовательно, наличные деньги трансформируются из
безналичных, которые находятся на счетах в коммерческих банках. При эмиссии
безналичных денег в результате действия банковского мультипликатора происходит
и эмиссия наличных денег.
3. Денежно-кредитная политика государства.
В процессе осуществления своей
денежно-кредитной (монетарной) политики государство контролирует предложение
денежных и кредитных ресурсов, т.е. увеличивает или уменьшает количество
платежных средств в обороте. Цель этой политики заключается в обеспечении стабильности
цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель реализуется
через такие задачи, как фиксация количества денег в обращении, определение
оптимального уровня обязательных банковских резервов, изменение ставки
рефинансирования коммерческих банков и др.
Проводником
денежно-кредитной политики государства выступает Центральный банк, а ее
объектами являются спрос и предложение на денежном рынке.
Рассмотрим
механизм регулирования денежной массы в обращении, т.е. предложения денег.
Существуют следующие инструменты регулирования денежного обращения:
1)
операции на открытом рынке
с государственными ценными бумагами;
2)
политика учетной ставки (
дисконтная политика);
3)
изменение норматива
обязательных банковских резервов.
Операции
на открытом рынке в настоящее время являются основным инструментом
регулирования денежного обращения в развитых странах. Продавая или покупая
государственные ценные бумаги, Центральный банк соответственно уменьшает или
увеличивает количество денег в обороте. Обычно Центральный банк проводит эти
операции совместно с группой крупных банков.
Если
наблюдается избыток денежной массы в обращении, Центральный банк, имея целью
ограничить или ликвидировать этот излишек, начинает активно предлагать государственные
ценные бумаги на открытом рынке банкам и иным хозяйственным субъектам.
Вследствие увеличения предложения госу-дарственных ценных бумаг их цена падает,
что делает их привлекательными для покупателей. Население и банки активно
скупают правительственные ценные бумаги, т.е. переводят в них свои деньги, что
приводит к сокращению денежной массы в обороте.
Если же в
обращении наблюдается недостаток денежных средств, Централь-ный банк обычно
проводит политику, направленную на расширение денежного предложения. Он
начинает скупать государственные ценные бумаги у банков и населения. В
результате повышения спроса их рыночная стоимость возрастает, и владельцы
начинают активно их продавать, получая деньги за них от Центрального банка. Это
приводит к увеличению денежной массы в обращении.
Политика
учетной ставки ( ставки рефинансирования) .Ставка рефинансирования – это
процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим
банкам. Учетная ставка – процент, по которому Центральный банк покупает
банковские векселя, что равнозначно кредитованию коммерческих банков.
Уменьшение ставки рефинансирования делает для коммерческих банков займы
дешевыми, и они стремятся получить кредит, который запускает механизм
банковского мультипликатора. Становятся более дешевыми и кредиты коммерческих
банков предприятиям и населению, что вызывает более активный спрос на них. Это
приводит к увеличению количества денег в обращении. Повышение же учетной ставки
делает кредиты невыгод-ными. Некоторые коммерческие банки возвращают займы
Центральному банку, т.к. они становятся слишком дорогими. Это приводит к
мультипликативному снижению количества денег в обращении.
Иногда
политика учетной ставки применяется при проведении операций на открытом рынке
для стимулирования покупки иди продажи государственных ценных бумаг.
Изменение
нормы обязательных резервов направлено на изменение величины банковского
мультипликатора . Т.к. его значение обратно пропорционально норме обязательных
резервов (формула 2.7), то при ее увеличении величина банковского
мультипликатора уменьшается. Это приводит к снижению темпов роста количества
денег в обороте, т.к. первоначально эмитированные деньги увеличиваются в
меньшее количество раз. И, наоборот, при уменьшении нормы обязательных резервов
предложение денег увеличивается.
Этот
инструмент денежно-кредитной политики является наиболее мощным. Но при этом он
затрагивает основы всей банковской системы, поэтому применять его надо с
большой осторожностью.
В России
основным инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение
учетной ставки ( ставки рефинансирования). В последние годы Центральный банк
пытается проводить политику ее снижения, что должно стимулировать проведение
кредитных операций и ускорять экономический рост ( ставка рефинансирования
постепенно снизилась с 210% в 1994 году до 25% в настоящее время).
Однако 25%
- слишком высокая ставка рефинансирования для России, т.к. кредит коммерческих
банков предприятиям получается слишком дорогим. Следует также учитывать, что
Центральным банком установлены довольно высокие нормы обязательного
резервирования – 10% по счетам в иностранной валюте, 10 и 7% по счетам в рублях
для юридических и физических лиц соответственно( для сравнения, в странах зоны
евро норматив обязательных резервов установлен в размере 2%).
Все это
указывает на то, что хотя Центральный банк России пытается смягчить свою
монетарную политику, она по-прежнему остается очень жесткой, направленной на сохранение
низких темпов прироста денежной массы.
Операции на открытом рынке в России
еще не нашли широкого применения. Отчасти это связано с кризисом рынка
государственных ценных бумаг в августе 1998 года. Сейчас введены в обращении
новые государственные ценные бумаги - облигации Банка России ( ОБР) и
Центральный банк начал проводить операции с ними.
4. Влияние монетарной политики государства
на экономику ( на примере России)
Денежно-кредитная политика государства оказывает очень большое влия-ние на
экономику страны. Однако было бы ошибочным считать эту политику единственной
причиной всех процессов, протекающих в сфере денежного обра-щения. Рассмотрим в
качестве примера ситуацию, сложившуюся в России в середине 90-х годов.
В 1995-1998
гг в российской экономике наблюдалась массовая демонетизация, т.е. замещение в
хозяйственном обороте денег бартером, неплатежами и различными денежными
суррогатами. После кризиса августа 1998 года показатели демонетизации экономики
стали довольно быстро снижаться. В качестве примера в таблице 4.1 приведена
динамика доли продукции, реализуемой по бартеру различными предприятиями.
Наиболее
очевидным объяснением демонетизации экономики выглядит несоответствие
количества денег в обороте реальной потребности в них. Сторонники этой точки
зрения видят причину возникновения массовых неплатежей и бартера в чрезвычайно
жесткой денежно-кредитной политике государства. Они полагают, что с целью
снижения инфляции государство проводило политику ограничения темпов роста
денежной массы. Это привело к недостатку денег в обращении и замене недостающих
денег бартером, неплатежами и денежными суррогатами.
Эта
теория частично объясняет сложивщуюся в середине 90-х гг экономическую
ситуацию. Государство действительно проводило жесткую монетарную политику, в
результате которой инфляция значительно снизилось. Если предположить, что
денежная масса в обращении оказалась недостаточной , то становится понятной
причина массовых расчетов без использования денег. В 1998 году в результате
кризиса произошел всплеск инфляции, что привело к увеличению денежной массы и
возвращению денег в хозяйственный оборот.
Однако
денежная масса в 90-х годах в России явно не была недостаточной. Это ставит
под сомнение всю логику данной теории. Кроме того, неясно, почему подобные
явления не происходили при ужесточении денежной политики в раз-витых странах.
Также эта теория не объясняет, почему различия в долях бартера в продажах
разноотраслевых предприятий настолько существенны ( Таблица 4.1).
Частично
ситуацию проясняет анализ микроэкономических факторов. Он показывает, что
предприятия часто сознательно выбирают неденежные средства платежа. Потоки
неденежных средств с трудом поддаются контролю со стороны, поэтому с помощью
использования в расчетах бартера, неплатежей и денежных суррогатов предприятия
успешно скрывают от кредиторов, в том числе и от бюджета, часть своих доходов.
Сложившаяся же ситуация с относительной нехваткой денег в обращении сыграла им на
руку и дала возможность более широко использовать неденежные средства платежа.
Другой
микроэкономический фактор, влияющий на долю денежных рас-четов в операциях
предприятия – степень доступа к монетизированным рынкам ( например, рынку
потребительских товаров или международному рынку). Очевид-но, что чем больше
этот доступ, тем меньше предприятие использует в своих рас-четах неденежные
платежные средства. Этот фактор позволяет объяснить сжатие бартера после
кризиса в 1998 году : оно связано с облегчением доступа на экс-портные и
потребительские рынки, а также с перетоком средств в реальный фактор экономики
в результате снижения процентных ставок.
Определенная роль в создании рассматриваемой ситуации принадлежит государству.
В данном случае оно выступает не как проводник денежно-кредитной политики, а
как субъект хозяйственных отношений. Статистика показывает, что именно
неплатежи государству вызывают неплатежи предприятий друг другу, а не наоборот.
Таким образом, не имея возможности в срок собирать налоги и платить по своим
обязательствам, государство провоцирует возникновение массовых неплатежей. В
ближайшее время эту ситуацию изменить невозможно.
Итак,
повсеместная демонетизация российской экономики в 1995-1998 гг имеет целый ряд
причин. Как ни странно главной из них является не денежно-кредитная политика
государства, а совокупность различных микроэкономических и нституциональных
факторов. Монетарная политика является в данной ситу-ации катализатором
экономических процессов. Российская экономика в 90-х гг была склонна к
использованию неденежных платежных инструментов, а введе-ние жесткой монетарной
политики воплотило эту предрасположенность в действительность.
Таким
образом, применение государством определенной денежно-кредитной политики в
каждой конкретной ситуации имеет свои особенности. Точно так же каждый раз при
применении этой политики могут возникнуть непредвиденные проблемы.
В
настоящее время монетарная политика в России направлена на поддержание
оптимального количества денег в обращении. Эта политика не допускает как
усиления инфляции, так и распространения неденежных средств платежа. Однако при
этом следует помнить, что денежно-кредитная политика по-прежнему является очень
жесткой, что может вызвать новый подъем немонетарной экономики.
Эти
отношения имеют под собой реальные основания. К началу 2001 года доля
продукции, продаваемой предприятиями за деньги, почти перестала расти, а в
некоторых отраслях даже снизилась ( Таблица 4.2). Это еще не означает возвра-
щение массовых бартерных отношений, но прямо указывает на его возможность.
Выход из
этой ситуации очевиден: при опасности демонетизации экономики государство
должно смягчить свою денежно-кредитную политику, чтобы увеличить предложение
денег. В сегодняшней ситуации это можно сделать, не опасаясь инфляции:
вследствие оживления производства спрос на деньги возрос, поэтому можно
увеличить их эмиссию. При этом количество денег в обороте не превысит
потребности в них и экономическое равновесие не нарушится.
Заключение
Итак, в данной курсовой работе
были рассмотрены теоретические аспекты денежной эмиссии, механизм ее
осуществления и способы влияния государства на денежную массу,
проиллюстрированные примером из российской экономики.
На
основании анализа этих данных в работе уже были сделаны некоторые выводы.
Подведем теперь общий итог.
Денежная
эмиссия по определению влечет за собой изменение количества денег в обращении.
В разумных пределах это изменение не представляет опас-ности для экономики, но
при чрезмерных или недостаточных темпах эмиссии возникает ряд проблем. Среди
них – распространение в расчетах между хозяй-ствующими субъектами бартера и
денежных суррогатов, а также накопление неплатежей – вопросы, рассмотренные в
данной работе. Государство в этом случае может и должно повлиять на сложившуюся
ситуацию, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования,
учитывая, однако, при этом возможные побочные эффекты.
Проанализировав рассмотренные проблемы, можно сделать следующие выводы.
Изменение
количества денег в обращении находится в компетенции не только государства в
лице Центрального банка, но и системы коммерческих банков. Но намечает тенденции
в динамике денежной массы только государство. Это позволяет ему контролировать
денежный рынок и создавать на нем ту ситуацию, которая требуется в данный
момент времени.
В случае инфляции целесообразно применять жесткую
денежно-кредитную политику, направленную на снижение количества денег в
обращении. Однако при чрезмерном ужесточении монетарной политики может
появиться целый комплекс отрицательных результатов ( которые, впрочем, не
влияют на основную цель этой политики). Особенно склонна к появлению различных
проблем в денежной сфере переходная экономика, поэтому проводить монетарную
политику в таких условиях надо с особой осторожностью.
Сейчас
эта проблема актуальна и для России, что наглядно показано на примере. Монетарная
политика государства в данный момент может развиваться в двух направлениях:
либо она ужесточится, либо продолжит смягчаться. В пер-вом случае повторится
ситуация 1995-1998 гг с уходом денег из значительной части хозяйственного
оборота и будет продолжаться торможение роста произ-водства. Очевидно. что
второй вариант гораздо более предпочтителен. Хотя в этом случае и возможно
легкое усиление инфляции, в целом результат такой политики будет
положительным: будет происходить расширение кредитных операций и ускорение
темпов экономического роста.
Несомненно, именно такую
монетарную политику нужно проводить сейчас в России. При опасениях
относительно возникновения инфляции следует начать увеличивать эмиссию денег
низкими темпами, наблюдая за происходящими при этом процессами. Таким образом,
можно будет определить необходимое сейчас в обращении количество денег
эмпирическим путем.
Список использованной литературы
1) Новая экономика, N 20, 2001, стр.7
2) Финансы/ Под редакцией проф.М.В. Романовского,
проф.О.В.Врублевской,
проф.Б.М.Собанти – М.: Перспектива; Юрайт, 2000
3) Экономика и жизнь, N 39, 2001, стр. 1-4
4) Экономика и жизнь, N 2, 2002, стр.2
5) Экономика России – XXI век, N 6, 2002, стр. 40-41
6) Экономическая теория/ Под ред.В.Д Камаева – М.:
Владос, 2001
Страницы: 1, 2
|