|
|
Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемой продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная плата заметно превышала среднюю по экономике, и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями (см. табл. 2).
Таблица2. Среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики (тыс. руб.) | ||||||||||||||||
|
1994г. |
Январь-август 1995г. |
Август 1995г. |
Выплаты социального характера на одного работника в месяц в январе-августе 1995г. |
|||||||||||||
По народному хозяйству в целом в том числе: в промышленности в том числе: электроэнергетика топливная в том числе: нефтедобывающая нефтеперерабатывающая газовая угольная черная металлургия легкая на транспорте в жилищно-коммунальном хозяйстве в аппарате органов управления |
216,6
229,2
440,6 501,1
552,1 424,4 937,9 460,8 250,9 119,1 337,1
242,0 280,4 |
412,4
490,2
852,4 1058,2
1242,2 911,7 1634,5 900,1 537,6 223,9 662,9
441,1 439,7 |
520,6
629,0
1043,5 1372,1
1757,9 1029,3 1968,7 1090,4 701,1 285,5 862,4
549,8 506,1 |
64,8
71,2
110,9 122,8
122,1 303,2 346,1 51,2 139,4 43,7 48,9
62,1 119,9 |
Упрощенные схемы государственного регулирования естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли, монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути органы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическая комиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствие необходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующих органов; их зависимость как от правительства и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированных кадров.
Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных ранках» в 1994-1995 гг., были связаны с действиями предприятий - естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).
2.2. Регулирование естественных монополий.
В отраслях – естественных монополиях (электроэнергетика, газовая промышленность и нефтяные магистральные трубопроводы, железнодорожный транспорт, отрасли связи) происходили некоторые важные изменения, связанные с началом реформирования системы регулирования.
Достаточно успешно осуществлялась подготовка основы законодательной базы для новой системы регулирования естественных монополий. В августе 1995г. Президент подписал Закон РФ «О естественных монополиях». В Законе в качестве основных методов регулирования были определены ценовое регулирование или назначение их предельного уровня и определение потребителей для обязательного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения. Органы регулирования будут контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу или сдачу в аренду имущества.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.