Этапы разработки управленческих решений
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I
Введение………………………………………………………………………………………………………….4
1.
Понятие управленческого решения………………………………..……………………….5
1.1
Сущность, понятие и типология управленческих решений…………………………..5
1.2 Качество
и варианты управленческих решений….……………………………………..6
2. Основные этапы
разработки управленческого решения……….………………8
2.1 Уяснение
проблемы………………………………………………………………………………10
2.2 Составление плана решения………………………………………………………………….12
2.3 Выполнение решения…………………………………………….……………………………..13
Раздел II
1. Принятие управленческого
решения в реальной жизни……………………..15
2. Практическое
использование технологии разработки управленческого решения……………………………….………….…………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………………………………………18
Список
литературы……………………………………………………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ.
Принятие решений является
важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена
качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений,
возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если
коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в
организации, то принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь
организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих
функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в
ситуациях исключительной сложности достигается путём использования научного
подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.
Существуют разнообразные
точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать
управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о
поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной
представляется точка зрения, согласно которой к управленческим решениям следует
относить лишь те, которые затрагивают отношения в организации.
Принятие управленческого решения – это
выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и
контролировать.
Ответственность за принятие важных
решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших
уровнях управления. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных
решений.
Цель данной курсовой
работы заключается в выявлении признаков, характерных для управленческих
решений, а также в анализе процесса разработки и принятия решения руководителем
предприятия.
Раздел I
ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.1 Сущность, понятие и типология управленческих
решений.
Вся жизнедеятельность человека включает в себя два основных элемента:
решение и практическое действие по его выполнению.
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся
вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между
настоящим и будущим желательном состоянии организации. Основой принятия
эффективных управленческих решений является качественная информация. Черты
управленческих решений: обоснованность; своевременность; комплексность подхода;
законность; четкая формулировка задач; посильность исполнения; преемственность
и согласованность с ранее принятыми решениями.
Менеджер в течение своей деятельности вынужден постоянно принимать
решения, он накапливает определенный опыт в этой области. Во многом технология
управления зависит от личных качеств руководителя, его национальных
особенностей, особенностей управления принятых в той или иной стране.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления, направленный
на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Поскольку
решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток
личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято
различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные
решения.
Уравновешенные решения принимают
менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым
гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они
имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые
разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как
следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно
обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».
Инертные решения становятся
результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие
действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно
обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения
отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном
обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых
опасностей.
Осторожные решения характеризуются
тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу.
Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе
оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического
управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные
решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и
оптимизации.
1.2 Качество и варианты управленческих решений.
Управленческое решение лишь тогда будет иметь успех, когда станет
отвечать определённым требованиям:
1.
Соответствие действующему законодательству и уставу;
2.
Обеспечение своевременности;
3.
Наличие чёткой целевой направленности и адресности;
4.
Отсутствие в тексте противоречий, как между отдельными пунктами, так и
противоречий по отношению к предыдущим решениям;
5.
Возможность организационной выполнимости;
6.
Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения
решения;
7.
Учёт возможных отрицательных последствий при реализации пунктов решения;
8.
Наличие у руководителей соответствующих полномочий для реализации
решения;
9.
Наличие возможности обоснованного положительного результата.
Важнейшей проблемой в подготовке и принятии решений является обеспечение
его высокого качества. К основным условиям обеспечения качества управленческого
решения следует отнести:
1.
Применение научных подходов;
2.
Изучение влияния экономических законов на эффективность решения;
3.
Обеспечение лица, принимающего решения, достоверной информацией;
4.
Применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования,
моделирования и экономического обоснования каждого решения;
5.
Структуризация проблемы и построение дерева целей;
6.
Правовая обоснованность;
7.
Автоматизация процесса сбора и обработки информации, а также процесса
разработки и реализации решений;
8.
Разработка системы ответственности и мотивации;
9.
Наличие механизма реализации решения;
10. Обеспечение
многовариантности решений и их сравнимости;
Для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого
решения, надо соблюдать следующие правила:
а)
количества вариантов должно быть не менее трёх;
б)
в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый
по времени вариант, а остальные варианты приводятся к базовому с помощью
корректирующих коэффициентов;
в)
формирование альтернативных вариантов следует осуществлять на основе
условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;
г)
для сокращения времени и снижения затрат, надо шире применять методы и
средства информационного обеспечения процесса принятия решения.
Альтернативные варианты управленческих решений приводятся в сопоставимый
вид по следующим факторам (за каждым пунктом кроются определённые расчёты):
1.
Фактор времени;
2.
Фактор качества объекта;
3.
Фактор масштаба или объема производства товара или услуги;
4.
Уровень освоенности товара в производстве;
5.
Метод получения информации;
6.
Условия эксплуатации товара или предоставления какой-то услуги;
7.
Фактор инфляции;
8.
Фактор риска и неопределённости.
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ
УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами
различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет
место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не
только одной личности, чаще всего оно относится к части или к
целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие
организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в
организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца
больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором -
интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого
процесса.
Отличительными чертами принятия решений в организации
являются следующие: сознательная и целенаправленная деятельность,
осуществляемая человеком; поведение, основанное на фактах и
ценностных ориентирах; процесс взаимодействия членов организации; выбор
альтернатив в рамках социального и политического состояния организационной
среды; часть общего процесса управления; неизбежная часть ежедневной
работы менеджера; важность для выполнения всех других функций управления.
Результатом работы менеджера является управленческое решение. От того,
каким будет это решение, зависит вся деятельность организации, зависит и то, будет
ли достигнута поставленная цель или нет. Поэтому принятие менеджером того или
иного решения всегда представляет собой определенные трудности. Это связано и
с ответственностью, которую берет на себя менеджер, и с неопределенностью,
которая присутствует при выборе одной из альтернатив.
Большинство проблем, которые встречаются в работе менеджера, не так часто
повторяются, и поэтому их решение является тоже своего рода проблемой - проблемой
выбора, который совершить не всегда легко.
Решение - это выбор одной из альтернатив, которые имеются для решения
какой-то проблемы.
В свою очередь, проблема - это ситуация, представляющая собой
препятствие к достижению целей, поставленных организацией. Если бы жизнь была
монотонна и предсказуема, то не возникало бы ни каких проблем и не пришлось бы
принимать решения по их преодолению. Но нельзя сразу предугадать, как
сложится та или иная ситуация, и поэтому в процессе планирования нельзя учесть
все отклонения желаемой ситуации от действительной. В результате этих
отклонений и появляются проблемы. Принятие неэффективных решений - часто
результат отсутствия навыков мыслить логично. Крайне необходимо подходить к
принятию решений как к рациональному процессу. Цель принятия решения - сделать
оптимальный выбор из нескольких имеющихся возможностей, чтобы добиться определенного
результата.
Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов
разработки и принятия решения. Большинство различий возникает по вопросу о включении
в процесс стадии, связанной c
выполнением решения. Во многих иностранных источниках весь процесс разработки
и принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы,
альтернатив и выполнения решения.
Любое управленческое решение проходит
через 3 стадии:
Уяснение проблемы
сбор информации
выяснение актуальности
определение условий, при которых эта проблема будет
решена
|
|
Составление плана решения
разработка альтернативных вариантов решения
сопоставление вариантов решения с имеющимися
ресурсами
оценка альтернативных вариантов по социальным
последствиям
оценка альтернативных вариантов по экономической
эффективности
составление программ решения
разработка и составление детального плана решения
|
|
Выполнение решения
доведение решений до конкретных исполнителей
разработка мер поощрений и наказаний
контроль за выполнением решений
|
Стадия
№ 1.
Уяснение
проблемы.
Первая стадия процесса состоит в
признании необходимости решения и включает следующие этапы: признание
проблемы; формулирование проблемы; определение критериев успешного решения.
Каждое новое решение в
управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действие по
которому либо завершилось, либо отклонилось от первоначально выбранного
варианта. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия
решения обнаруживается менеджером не сразу. На практике это отклонение
представляет собой разрыв между целями организации и способами их достижения.
Быстрота выявления этого расхождения зависит от
двух факторов:
1)
способности системы управления делать это в режиме саморегулирования;
2)
опытности и индивидуальных характеристик менеджера.
Страницы: 1, 2
|