Как свидетельствуют
данные табл.
1,
экономическая ситуация в стране складывалась в 2003 г. весьма благополучно.
Перечислим основные факторы, которые определяли характер российской
экономической политики в 2003 г. Таких факторов три.
Во-первых, это продолжение
экономического роста, сопровождавшегося резким
повышением
темпа роста инвестиций. Главным здесь является то обстоятельство, что впервые с 2000
г. произошло повышение темпов роста, т.е. был преодолен затухающий тренд.
Во-вторых, благоприятная
экономическая конъюнктура. Сохранялись высокие
цены на основные
продукты российского экспорта, причем цены на энергоресурсы не снижались,
несмотря на политические колебания в мире. Достаточно благоприятной оказалась и
валютная ситуация – при существенном снижении курса доллара (в реальном и
номинальном выражении) минимальным (только на 2%) оказалось реальное укрепление
рубля по отношению к евровалюте основных импортеров, что сдерживало
конкурентное давление на отечественных товаропроизводителей. Такая ситуация
создает впечатление высокой стабильности экономической ситуации, а тем самым
создает и дополнительные риски для этой стабильности. Чувство отступившей
экономической опасности провоцирует на принятие экзотических экономических и
популистских бюджетных решений, шаги по переделу собственности, а в конечном
счете подталкивает к политической дестабилизации.
В-третьих, обострение
политической борьбы, развернувшейся на фоне
благоприятной
экономической ситуации. Преобладающим фоном, на котором осуществлялась экономическая
политика России, стало приближение парламентских и президентских выборов.
Предвыборный
характер прошедшего года проявился прежде всего в некотором
замедлении
экономических реформ, а также в резком ужесточении политической
борьбы вокруг итогов
прошедшего десятилетия и понимания того, насколько
справедлива – в
социальном плане – сформировавшаяся в России система
собственности и
власти.
Правительство смогло продвинуться по ряду
важных направлений повышения эффективности российской экономики, среди которых
начало практической реализации реформы РАО «ЕЭС России» и железнодорожного
транспорта, начало пенсионной реформы, начало реформы системы местного
самоуправления, принятие либерального валютного законодательства. По другим
направлениям начался процесс интенсивного обсуждения и поиска возможных
вариантов решения – административная реформа, реформа отраслей бюджетной сферы
(прежде всего образования и здравоохранения), развитие системы ипотечного
кредитования, формирование современного миграционного законодательства.
Миграционное
законодательство также представляется результатом
предвыборной
обстановки. Поначалу был принят популистский и неэффективный вариант
регулирования миграционных потоков, существенно затрудняющий приток граждан СНГ
в Россию и совершенно не соответствующий административным возможностям
государства по борьбе с нелегальной иммиграцией. Впрочем, уже вскоре после
принятия этого закона президент предложил внести в него перечень поправок,
одобрение которых было практически гарантировано, но отложено на послевыборный
период.
Словом, отнюдь не в
политике правительства проявилось в наибольшей мере
влияние
приближающихся выборов. Главным стал резкий рост популизма в риторике и в
действиях властей в политической сфере. Подобные действия будут оказывать
непосредственное и скорее всего долгосрочное влияние на поведение экономических
агентов и, следовательно, на перспективы экономического развития страны. В этой
связи надо выделить несколько новых и важных явлений.
Налицо некоторое
повышение оптимизма в общественных настроениях, что фиксируется как опросами
общественного мнения, так и наметившимся в 2002–2003 гг. ростом рождаемости.
Наконец, так и не
произошло и никаких катастроф технологического или
денежного характера,
которые на протяжении всего предшествующего десятилетия прогнозировались на
2003 г. Проблемы технологического старения решались эволюционным путем, что
нашло отражение в высокой инвестиционной активности. А проблема пика долговых
выплат была снята правительством благодаря продуманной политике управления
долгом в предшествующие три года.
Некоторые
данные о социально-экономическом развитии России в 2000–2003 гг./6/
Табл.1
|