рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансирование образования в Республике Казахстан

"1. Организации образования в соответствии с уставом могут заниматься деятельностью, приносящей доход, за счет предоставления образовательных и иных платных услуг.

Цены на услуги и работы определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Порядок распределения доходов от этой деятельности определяется  организацией  самостоятельно в соответствии  с  её уставом.

2. Индивидуальная  трудовая  педагогическая деятельность  рассматривается  как  предпринимательская и подлежит  регистрации.

3. Взаимоотношения организации  образования, реализующей платные образовательные услуги, и обучающегося, воспитанника, его родителей и иных законных представителей регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

4. Государственные учреждения образования вправе оказывать платные образовательные услуги в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен основной образовательной деятельности, финансируемой в рамках государственного  образовательного заказа.

5. Негосударственная организация образования вправе взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных общеобязательных стандартов образования". [2]

«С проблемой острой нехватки средств в финансировании высшего образования сталкиваются все страны. Но у каждой страны свои особенности в решении данной проблемы. Они связаны, прежде всего, со сложившейся системой управления в системе высшего образования, с известным экономическим механизмом, который в нашей стране построен в рамках государственного заказа и государственной собственности на имущества названной сферы.»[3]

«Анализ результатов различных мероприятий, проведенных государственными органами с целью устранения финансового дефицита, показывают, что среди них наиболее существенными являются:

1. Ограничение образовательных возможностей путем передачи части учебных заведений в ведение местных органов, путем снижения качества выделяемых ресурсов в расчете на одного учащегося (студента).

2. Сокращение затрат, непроизводительных расходов за счет эффективного управления системой образования на всех уровнях (использование процедуры тендеров, преимущества торгов, установка приборов учета тепла и водомеров, эффективное использование помещений и оборудования и, наконец, совершенствование технологии обучения).

3. Мобилизация собственных ресурсов за счет эффективного управления системой высшего образования, высвобожденные за счет оптимизации сети и приватизации.

4. Приватизация как система разгрузки государственного бюджета.

5. Мобилизация дополнительных ресурсов. »[3]

"В целом система образования Казахстана с 1993 г. по настоящее время  функционирует в условиях ограниченных государственных ресурсов. Расходы на  образование государственном бюджете Республики Казахстан производились в пределах 8,1 % (1993г.) и 6,3% (1998г.) и 4 % (1999 г.). Реальные расходы на образование удовлетворяют потребность только на 55%. За последние три года бюджетные ассигнования вузам выделялись только на выплату заработной платы преподавателям и студенческих стипендий.

Ограничительные меры носят качественный характер. Сокращение объема выделяемых    ресурсов привело к снижению уровня требований к качеству. Наиболее простой и обычный путь свертывания затрат - это пассивное отношение к вопросам  образования. Такой тактики придерживаются весьма часто, что, в конечном счете, приводит к ухудшению материального положения преподавателей учителей, снижению  качества обучения на всех уровнях."[3]

"Передача части учебных заведений в ведение местных органов или частного сектора привело к тому, что учреждения, находящиеся в республиканском подчинении, оказались в более выгодном положении, чем учреждения и учебные заведения, финансируемые из местных бюджетов.

В большинстве стран значительное количество мероприятий в сфере образования не оплачивается государством, и наше государство с 1992 года практикует частное финансирование государственных учреждений, имеется в виду внебюджетные поступления, например, платные услуги, плата за обучение по прямым оплачиваемым договорам, арендные и квартирные платы и т.д.

Однако все перечисленные мероприятия не удовлетворяют на сегодняшний день

потребности в финансовых ресурсах системы высшего образования, даже в части насущной потребности данной системы как финансирование текущих и

эксплуатационных расходов."[3]

«Реальное снижение текущих расходов государственного бюджета на социальную сферу, в том числе, общественные расходы на образование снизились - с 7,7% ВВП в 1991 г., до, менее чем 4% ВВП в 1997 г. В сложившейся ситуации актуальными могут быть меры, позволяющие внедрение механизмов самовосстановления и самоорганизации системы, при их особой государственной поддержке. Например, повышение эффективности использования основных фондов системы высшего образования должно повлечь более результативное освоение ограниченных бюджетных средств. При этом одним из важнейших факторов результативности являются дополнительные источники, привлеченные на внутреннем и внешнем рынках.

Для осуществления количественного, финансового анализа источников внебюджетных дополнительных средств объектов системы высшего образования, основные виды доходов и поступлений учреждений, состоящих на республиканском и местных бюджетах приведем в следующей группировке:

 

               

А. Внутренние источники финансирования:

 

v    средства отдельных граждан;

v    корпоративное финансирование;

v    средства от реализации ценных бумаг в области образования;

v    лизинг учебного оборудования, образовательной технологии и т.д.

Средства, привлекаемые от граждан и корпораций на внутреннем рынке могут быть сгруппированы в следующем порядке:

v    Доходы от предоставления образовательных услуг в рамках государственного

стандарта.

v    Доходы от предоставления платных услуг.

v    Доходы от изготовления и реализации учебно-бланочной продукции.

v    Доходы от изготовления и реализации продукции мастерских.

v    Доходы от хоздоговорных научно-исследовательских работ.

v    Доходы от депозитных вкладов и ценных бумаг.

v    Доходы от сдач в аренду автотранспорта, спортивных сооружений, временно

свободных площадей, эффективного использования материальной базы и т.д.

v    Значительный удельный вес в общих доходах учреждений образования по результатам анализа последних лет, как правило, приходится на доходы от предоставления образовательных услуг (79,1%), на доходы от аренды (8,2%) и на доходы от предоставления платных услуг (5,7%)

v    В том числе, доходы от образовательных услуг в рамках государственного

стандарта состоят, в основном из средств, поступающих от юридических и

физических лиц по прямым оплачиваемым договорам за подготовку и переподготовку специалистов.

v    Доходы от аренды - средства, поступающие от сдачи в аренду временно свободных площадей учреждениями образования.

v    Доходы от предоставления платных услуг состоят из специальных средств,

поступающих за обучение по дополнительным образовательным программам,

преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие

углубленным изучением предметов и другие, стоящие за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

v    Кроме того, к дополнительным средствам относятся суммы по поручениям,

депозитные суммы, спонсорские и другие.

Расширение деятельности объектов системы высшего образования, с точки зрения количества предоставляемых услуг и выполняемых работ, связано с развитием и модернизацией отечественного рынка услуг и работ, а также соответствующим нормативно-правовым оформлением.

Вместе с тем, размер получаемых доходов от дополнительных источников

финансирования на рынке услуг, в свою очередь, зависит от изменений налоговой структуры (например, от изменений ставки НДС или льгот по его уплате). При общей политике государства, нацеленной на экономический рост, снижение бюджетных ресурсов в сферу образования должно быть компенсировано смягчением налогового бремени, например, расширением налоговых льгот, снижением ставки НДС или их дифференциацией.

На практике, в результате внесенных изменений и дополнений Законом Республики   Казахстан от 8.12.1997г. № 2001, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона от 24.04.1995 г. № 2235 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", получается двойное обложение сферы образования. С одной стороны, бюджетное финансирование очень жесткое, с другой, предоставление платных услуг отнесено к предпринимательской деятельности. Данная ситуация требует внесения соответствующих коррективов в названный Указ Президента Республики Казахстан.

 

Б. Внешние источники финансирования:

Внешние инвестиции из правительственных и неправительственных фондов; От реализации ценных бумаг в области образования на внешних рынках и т.д. В настоящее время внешние инвестиции, как источник дополнительных поступлений для объектов сферы высшего образования, в основном, имеют форму грантов, гуманитарной, культурной и технической помощи от зарубежных партнеров на конкретные цели развития."[3]    К примеру:

" 11 сентября 2001 года  между  Правительством Республики   Казахстан и Исламским Банком Развития  заключено Соглашение о Технической помощи (грант) по улучшению научной и экспериментальной базы Физико-технического института Министерства   образования и науки Республики   Казахстан 

Одобрен проект Соглашения о Технической помощи (грант) между Правительством Республики   Казахстан   и Исламским Банком Развития по улучшению научной и экспериментальной базы Физико-технического института Министерства   образования  и науки Республики   Казахстан   и предложение Министерства   образования   и науки Республики   Казахстан   о выделении средств софинансирования данного проекта из республиканского бюджета на 2002 и 2003 годы.

В соответствии с Соглашением, Банк выделяет в счет предоставляемых

Правительству средств грант Технической Помощи в сумме, не превышающей

ID262,308 (двести шестьдесят две тысячи триста восемь) исламских динаров,

ориентировочно эквивалентной 341,000 (триста сорок одна) тысячам долларам США, для оказания Технической Помощи в   финансировании   проекта по улучшению научной и экспериментальной базы Физико-технического института Министерства   образования   и науки Республики   Казахстан   (далее - Проект), основные компоненты которого описаны в Приложении-1 к настоящему Соглашению.

Организацией-Исполнителем по выполнению Проекта является Физико-технический институт Министерства   образования   и науки Республики   Казахстан .

Правительство гарантирует, что Организация- Исполнитель будет наделена всеми полномочиями, необходимыми для выполнения Проекта в сроки, определенные в Проектной документации"[4]

"Цели грантов технической, гуманитарной и культурной помощи состоят в содействии финансовому потоку и их эффективному использованию, в усилении способности развития получателя. Составной частью грантов является определение, составление, осуществление и эксплуатация проектов развития, усовершенствование институциональных способностей получателя, выработка стратегий, планов и программ развития, и проведение исследований, ориентированных на конкретный сектор, стимулирование передачи технологии.

«Имущество (основные фонды) социальной сферы, находящиеся в государственной собственности, закреплено за государственными учреждениями и организациями данной сферы на праве оперативного управления, в соответствии со статьями 192, 202 Гражданского Кодекса Республики Казахстан от 27.12.94г., что в настоящее время ограничивает возможности финансово-экономического механизма социальной сферы. По данным экономического анализа, имея достаточные фонды, доходы от внебюджетной деятельности за 1998 год в целом составили - 19,9% к сумме открытых кредитов (бюджетному финансированию).»[3]

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.