Основные поступления указанных доходов
формируются за счет дивидендов по акциям, принадлежащим государству (10,2%
общей суммы), доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной
собственности (17,6%), платежей от государственных предприятий (29,3%), платы за
пользование водными биоресурсами (14,6%), прибыли Центрального банка России
(8,4%) и доходов от оказания услуг или компенсации затрат государства (5,8%).
Поступления в федеральный бюджет доходов в
виде дивидентов по акциям, находящимся в федеральной собственности,
прогнозируются в сумме 4,9 млрд. рублей. Указанная сумма определена исходя из
планируемой чистой прибыли акционерных обществ по тогам работы за 2001 год, а
также с учетом динамики поступления дивидендов по акциям, находящимся в
федеральной собственности. При расчете учитывалось улучшение социально-экономического
положения в экономике и, как следствие этого, увеличение количества
акционерных обществ, получающих доходы и выплачивающих дивиденды. Так, если в 1999
году дивиденды выплачивались только 597 акционерными обществами (около 15% общего
количества предприятий, в уставных капиталах которых есть доля государства), то на 2002 год прогнозируется рост
их количества до 1000, что составит уже больше четверти общего количества предприятий. В настоящее время в
собственности Российской Федерации
находятся пакеты акций около 4 тысяч акционерных обществ, которые по доле Российской Федерации в уставных капиталах
распределены следующим образом:
88
акционерных обществ - 100% уставного капитала;
625 - более
50%;
1393-от25до50%;
1843 - менее
25 процентов.
Основные поступления денежных средств в
федеральный бюджет от дивидендов прогнозируются по акционерным обществам
"Газпром" - 2 млрд. рублей, "Роснефть" - 500 млн.
рублей., "Славнефть" - 400 млн. рублей, РАО "ЕЭС России" -
400 млн. рублей, "ТВЭЛ" -150 млн. рублей, "АК "Алроса"
- 120 млн. рублей.
9 Сведения
Государственной Налоговой Службы России о поступлении государственных налогов и
других обязательных платежей в бюджет, во внебюджетные государственные фонды о
недоимке по платежам в бюджет за январь 2002 г. 13 февраля 2002г.
22
Оценка доходов федерального бюджета от поступлений средств от
сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, произведена
на основе анализа условий заключенных договоров аренды, исходя из среднего
уровня доходности одного квадратного метра,
динамики поступления указанной платы за последние три года, а также с учетом мероприятий, проводимых Минимуществом
России по эффективному использованию государственной собственности. В
результате, несмотря на сокращение объема
площадей федеральной собственности за счет передачи ее в собственность
субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также за
счет изъятия из коммерческого оборота более 63 тыс. кв. м площадей для
размещения представителей Президента Российской Федерации в федеральных
округах, прогнозируется увеличение объема поступлений арендной платы от сдачи в
аренду имущества, находящегося в федеральной
собственности, против фактического поступления за 2000 год почти в полтора раза, или на 1,3 млрд. рублей.
В целях повышения эффективности управления
федеральным недвижимым имуществом,
находящимся в велении министерств и ведомств, имеющих в соответствии с действующим порядком льготы по уплате в
федеральный бюджет арендной платы, на 2002 год сохранен порядок учета в доходах федерального бюджета арендной платы
за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями,
учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными
учреждениями культуры и искусства, архивными учреждениями, организациями
Министерства путей сообщения Российской Федерации
и Министерства обороны Российской Федерации.
Общая сумма доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в
федеральной собственности, с учетом
льготных категорий балансодержателей прогнозируется в размере 4,0 млрд. рублей, из которых поступления в
федеральный бюджет составят 1,9 млрд. рублей. Остальная сумма (2,1 млрд.
рублей) представляет собой учитываемую в федеральном бюджете сумму арендной платы по перечисленным выше льготным категориям балансодержателей.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в
состав доходов от оказания услуг или
компенсации затрат государства в 2002 году впервые включены доходы, получаемые
от оказания платных услуг федеральными органами исполнительной власти и ранее
направляемые на содержание этих органов без зачисления в доходы федерального бюджета. В частности, поступления указанных
доходов прогнозируются по таким федеральным
органам, как Госкомстат России в сумме 364,7 млн. рублей, МАЛ России - 99,1 млн.
рублей, Госатомнадзор России - 20 млн. рублей, ФЭК России - 5,2 млн. рублей, Госгортехнадзор России - 210 млн. рублей.
Кроме того, в составе доходов от
оказания услуг или компенсации затрат государства учтены плата за выдаваемые паспорта - 1,15
млрд. рублей, консульский сбор - 0,23 млрд. рублей, средства, получаемые от аукционной
продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию особой
экономической зоны в Калининградской области, - 0,25 млрд. рублей, плата за
опробование и клеймение изделий и сплавов из драгоценных металлов - 0,07 млрд.
рублей, прочие поступления - 0,38 млрд. рублей. Поступление консульского сбора
прогнозируется в соответствии с "Тарифом сборов за фактические расходы,
связанные с оказанием паспортно-визовых услуг при оформлении выезда из Российской Федерации граждан Российской Федерации
и въезда иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российскую Федерацию", утвержденным приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации от 26 ноября
1998 года N 14383.
В составе доходов от имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности или от деятельности
государственных организаций предусмотрены доходы, получаемые в виде
процентов от размещения в банках временно свободных средств бюджета и от
предоставления бюджетных ссуд в суммах соответственно 0,8 млрд. рублей и 0,6
млрд.
23
рублей, а также подлежащая внесению в федеральный бюджет
прибыль Центрального банка Российской Федерации по результатам его
деятельности за 2001 год в сумме 4 млрд. рублей.
Платежи от государственных и
муниципальных организаций прогнозируются на 2002 год в сумме 14,0 млрд. рублей. В их
составе учтены доходы, получаемые от участия государства в СП
"Вьетсовпетро" - 12,4 млрд. рублей (88,6 %), патентные пошлины и регистрационные сборы за официальную регистрацию
программ для ЭВМ, баз данных и топологий
интегральных микросхем- 1,0 млрд. руб. (7,1 %,) доходы от деятельности федеральных государственных унитарных предприятий
- 0,5 млрд. рублей (3,6%.).
В расчете доходов от СП
"Вьетсовпетро" предусматривается увеличение объемов реализации
нефти в 2002 году указанным предприятием до 13,5 млн. тонн против 13,1 млн. тонн по ожидаемой оценке 2001
года. Общая сумма доходов от участия государства в деятельности указанного совместного предприятия определена исходя из
цены реализации нефти, добываемой СП
"Вьетсовпетро", в размере 195 долларов за тонну и сложившейся доли
прибыли Российской Федерации от добычи нефти (с учетом уплаты трансферта и оплаты комиссионных государственному унитарному
предприятию "Российское внешнеторговое
объединение "Зарубежнефть") - в размере 14,76 процента. Рассчитанные таким образом доходы государства от СП
"Вьетсовпетро" прогнозируются в сумме 12,4 млрд. рублей10.
По патентным пошлинам и регистрационным
сборам за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий
интегральных микросхем предусмотрен рост доходов с 0,4 млрд. руб. в 2001 году
до 1,0 млрд. руб. в 2002 году или в 2,5 раза. Такой рост предусматривается в
связи с прогнозируемым увеличением объемов поступления заявок на все объекты
промышленной собственности и введением в 2002 году "Положения о пошлинах за
регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест
происхождения товаров", предусматривающего уравнивание размеров
пошлин для отечественных и иностранных заявителей и установление их
размеров на уровне пошлин, действующих в настоящее время для иностранных
заявителей.
Прогноз поступлений доходив от деятельности
федеральных государственных унитарных предприятий основан на данных
федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих
контроль за деятельностью указанных предприятий. В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2001 года N 104 "Об усилении
контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением
находящимися в федеральной собственности акциями открытых обществ" в настоящее
время проводится работа по согласованию и утверждению уставов унитарных предприятий и
установлению общих принципов определения части прибыли указанных предприятий,
подлежащей зачислению в доход федерального бюджета. Учитывая это, а также другие
мероприятия, проводимые федеральными органами исполнительной власти по обеспечению
эффективности управления государственным сектором экономики и усилению контроля за
использованием федеральной собственности, поступления доходов от деятельности
унитарных предприятий прогнозируются в сумме 0,5 млрд. рублей.
В связи с внесением изменений в раздел V "Платежи
за пользование недрами" Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года
N 2395-1 "О недрах" в составе неналоговых доходов федерального
бюджета на 2002 год впервые учтены поступления таких платежей при пользовании недрами, не
связанных с добычей полезных ископаемых, как разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий,
оговоренных в лицензии, плата за
геологическую информацию о недрах, регулярные платежи за пользование недрами, включающие плату за оценку
месторождений, поисковые и разведочные
работы, за пользование недрами континентального шельфа Российской
10 Сведения
Государственной Налоговой Службы России о поступлении государственных налогов и
других обязательных платежей в бюджет, во внебюджетные государственные фонды о
недоимке по платежам в бюджет за январь 2002 г. 13 февраля 2002г.
24
Федерации
и другие. Нормативы распределения поступлений платежей при пользовании недрами по уровням бюджетной системы приняты на
уровне установленных новой редакцией раздела V "Платежи за пользование недрами" Закона
Российской Федерации "О недрах". При этом учтено, что в соответствии
с указанным Законом регулярно платежи за пользование
недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений
на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской
Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся
под юрисдикцией Российской Федерации, в полной сумме зачисляются в доходы федерального бюджета. По остальным
регулярным платежам за пользование недрами в расчетах учтено
предлагаемое распределение по уровням бюджетной системы исходя из норматива зачисления в федеральный бюджет в размере 40
процентов.
За основу расчета платы за пользование водными
биологическими ресурсами взяты данные о
размере предоставленных квот по межправительственным соглашениям и решениям
Правительства Российской Федерации иностранным пользователям, а также предполагаемые поступления средств от проведения
аукционов по продаже промышленных квот на вылов (добычу) водных
биологических ресурсов. Поступление в федеральный бюджет платы за пользование водными биологическими ресурсами российскими
и иностранными пользователями в 2002 году составит 7 млрд. рублей, из
которых размер платы за счет реализации квот
по межправительственным соглашениям - 1,2 млрд. рублей.
В целях более полной аккумуляции в доходах федеральною
бюджета платежей от использования федеральной собственности в их составе учтены
доходы от проведения лесных аукционов,
поступления арендных платежей за участки лесного фонда, а также платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие
земель лесного фонда ранее в полной сумме поступающих в распоряжение лесхозов федерального органа управления
лесным хозяйством. Общая сумма поступления в федеральный бюджет доходов
от использования лесного фонда прогнозируется на 2002 год в сумме 1,95 млрд..
рублей, из которых поступления доходов от проведения лесных аукционов и
доходов, предусмотренных договорами аренды участков лесного фонда, составят 1,4
млрд. рублей и плата за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель
лесного фонда - 0,55 млрд. рублей. При этом, плата за перевод лесных земель в
нелесные и изъятие земель лесного фонда рассчитана исходя из прогнозируемого
количества переведенных и изъятых земель в количестве 121 тыс. га и средней стоимости платежа за 1 га земель
в размере 4,5 тыс. рублей.
В составе неналоговых доходов от внешнеэкономической
деятельности предусматриваются
поступления процентных платежей за предоставленные Российской Федерацией государственные кредиты правительствам
иностранных государств, а также от предприятий и организаций в уплату
процентов и гарантий по кредитам, полученным Российской
Федерацией от правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций в суммах
соответственно 10,8 млрд. рублей и 2,9 млрд.
рублей. По этой же статье доходов учтены поступления таможенных сборов и прочих
таможенных платежей в сумме 34,2 млрд. рублей. Оценка суммы поступлений
таможенных сборов и прочих
таможенных платежей произведена исходя из складывающейся динамики и структуры их поступлений по ожидаемой оценке в
предшествующие годы, а также с учетом прогнозируемых объемов
экспортно-импортных операций в 2002 году. В составе таможенных сборов и платежей наибольшую долю, занимают таможенные сборы
с физических лиц - 18,0 млрд. рублей (52,6%) таможенные сборы за таможенное
оформление, хранение и сопровождение товаров - 13,8 млрд. рублей
(40.3%), штрафы за нарушение таможенного
законодательства, пени и другие аналогичные платежи - 2,4 млрд. рублей (7%).
В прогнозе прочих неналоговых доходов на 2002 год предусмотрены
поступления выручки от продажи на экспорт урановых запасов в сумме 1869,3 млн.
рублей, из которых выручка от продажи
низкообогащенного урана (реализация природной сырьевой компоненты) составляет 1710 млн. рублей и выручка
от продажи высокообогащенного урана -
88,3 млн. рублей.
25
3.3 Расходы федерального бюджета
Как уже отмечалось выше, объем расходов федерального
бюджета на 2002 год оценивается в 1871,9 млрд. руб., из которых 257,5 млрд.
руб. - средства федерального бюджета направляемые по разделу "Социальная
политика" функциональной структуры расходов федерального бюджета на
выплату базовой части трудовой пенсии, 289,7 млрд. руб. - процентные расходы
федерального бюджета, сформированные исходя из графика платежей 2002 года и
1324,7 млрд. руб. - непроцентные расходы федерального бюджета в традиционной
структуре. По укрупненной группировке структура непроцентных расходов выглядит следующим образом:
|