Одним из наиболее
значительных этапов в развитии российской бюджетной системе было принятие в
1998 году бюджетного кодекса РФ, который установил общие принципы
бюджетного законодательства РФ и определил правовые основы функционирования
бюджетной системы.
Схема
1. Современное бюджетное законодательство РФ
Российская
бюджетная система едина, но при этом все бюджеты, входящие в нее, являются
самостоятельными и не включаются друг в друга.
Взаимосвязь между
отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы
принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство –
это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на
правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы,
бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.
Система
организации государственных финансов США характеризуется отсутствием единства.
Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация,
штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет,
разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом.
Через бюджетную
систему перераспределяется около ¾ всех денежных средств, весь
государственный долг страны.
|
|
|
|
|
Реолизация функций управления,
субъекта федерации
|
|
|
|
Реолизация инвестиционных
программ
|
|
|
Схема 2. Экономическое содержание
бюджета
Федеральный бюджет
Важное значение в
обеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации
социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через
параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического
развития, а также взаимоотношения с территориями. Федеральный бюджет является
первым уровнем бюджетной системы РФ.
Федеральный
бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным
Собранием в виде федерального закона.
|
2004
|
2005
|
2006
|
Доходы
Расходы
Непроцентные расходы
Непроцентные расходы без ЕСН
Профицит
|
17,9
17,4
15,5
12,6
0,5
|
17,0
16,1
14,2
11,4
0,9
|
16,7
15,2
13,5
10,8
1,5
|
Таблица 1. Показатели
федерального бюджета в 2004 –2006 г.г.
При составление
бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета
и обязательных государственных расходах, бюджет строится с учетом необходимости
осуществления избранной экономической политики.
Доходы бюджета отражают экономические
отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и
гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.
В доходы федерального бюджета
зачисляются:
Ø
собственные
налоговые доходы федерального бюджета, кроме передаваемых в виде регулирующих
доходов бюджетом других уровней бюджетной системы;
Ø полностью собственные
неналоговые доходы;
Ø
доходы
субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных
мероприятий.
Доходы федерального
бюджета за 2004 год составили 2 742 850,4 млн.руб., а доходы за 2005
год 3 326 041,1 млн.руб. Можно сделать вывод, что бюджет
увеличивается.
В процессе
исполнения федерального бюджета в его доходах могут поступать средства по
взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие
безвозмездные перечисления.
Средства бюджета
образуются в основном за счет налоговых платежей. К налоговым доходам
федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы,
перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции
их распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются
федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
- таможенные пошлины, таможенные
сборы и другие таможенные платежи;
- государственная пошлина в
соответствии с действующим законодательством.
В ФРГ налоги
используются как средство воздействия на накопление частного капитала во имя
стимулирования темпов экономического роста. Доля налога в налогообложении ФРГ
достигает до 35-36%.
Налоговая система
Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый
орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в
законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.
В 2005 году
налоговые поступления составили: 23,81% - налог на товары и услуги, 14,52% -
налог за пользование природными ресурсами, 12,44% - налог на внешнюю торговлю,
8,01% - налоги и взносы на социальные нужды, 7,79% - налог на прибыль
организаций, 0,58% - государственная пошлина и т.д.
Неналоговые
доходы федерального бюджета формируются за счет:
û
доходов
от использования имущества, находящеюся в государственной собственности,
доходов от платных услуг оказываемых органами государственной власти РФ и
бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов власти, - в полном
объеме;
û
доходов
от продаж имущества, находящееся в государственной собственности – в порядке и
по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами
органов государственной власти РФ;
û
части
прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и
других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.
В доходах федерального
бюджета также учитываются:
Ñ
прибыль
Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;
Ñ
доходы от
внешнеэкономической деятельности;
Ñ
доходы от
реализации государственных запасов и резервов.
Расходы
бюджета
представляют экономические отношения, которые возникают между государством с
одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами – с другой, в
процессе распределения и использования по различным направлениям средств
бюджетного фонда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|