рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансово-экономический анализ ООО "Афон"

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Вертикальный анализ – это выражение статьи баланса (показателя) через определенные процентные отношения к соответствующей базовой статье (по базовому показателю). С помощью вертикального анализа выявляют основные тенденции и изменения в деятельности предприятия. Так, на основании соотношения собственного и заемного капиталов можно сделать вывод об автономии предприятия в условиях рыночных связей, о его финансовой устойчивости.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем, факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель [2 c. 69]

Так можно выделить следующие виды финансового анализа:

Анализ безубыточности и CVP – анализ

CVP – анализ занимается изучением взаимосвязей между такими факторами как [25 c. 95]:

1.                 Цена продуктов

2.                 Размер или уровень активности

3.                 Переменные затраты на единицу

4.                 Общие постоянные издержки

5.                 Комбинация проданных продуктов.

Приведенные факторы определят способность предприятия получать убытки или прибыль в зависимости от соотношения доходов и связанных с ними издержек.

Этот анализ является ключевым фактором для принятия многих решений, к которым принадлежит выбор продуктов, ценообразование, маркетинговые исследования, использование производственных мощностей и т.д. CVP - анализ является наилучшим инструментом для менеджера относительно определения прибыльного потенциала фирмы или организации.

CVP – анализ иногда называют анализом безубыточности, тогда как анализ безубыточности является только частью CVP - анализа, но главной. Анализ безубыточности направлен на решение дух задач. Во-первых, это определение объема производства (продажи), при котором доходы равны совокупным затратам. Во-вторых, определение объема производства для получения необходимой прибыли.

Основой CVP – анализа является разделение затрат по функциям и элементам, на постоянные и переменные при многопродуктовом производстве. Ведение учета с классификацией на постоянные и переменные затраты является прерогативой предприятия и требует дополнительных усилий и ресурсов, а также желание руководства относительно информации которая используется для принятия решений. В общем случае, уравнения для определения дохода и общих затрат могут быть записаны в виде [14 c. 26]:

    D = D(Q)

         C = VC (Q) + FC, где                               (1.1.)

D – совокупные доходы;

C - общие затраты;

VC –переменные затраты на производство Q единиц продукции;

FC – постоянные затраты.

Следует отметить, что в уравнения (1. 1.) отсутствуют VCe – переменные затраты на единицу продукции и P – цена за единицу, потому что они в общем случае являются функциями Q.

Разница между D и VC называется маржинальным доходом при заданном объеме Q, или вкладом на покрытие постоянных затрат и прибыли. Маржинальный доход может быть определен как сумма дохода от продажи, уменьшенная на объем переменных затрат, который может быть использован для покрытия постоянных затрат [20 c. 256]

Следующим элементом является анализ не денежных постоянных затрат (амортизации). В условиях Украины многоразовая индексация основных средств привела к существенному искажению их балансовой стоимости по сравнению с рыночной. Наиболее интересным является проведение анализа без учета суммы постоянных не денежных расходов. Такой подход позволяет классический анализ безубыточности разделить на 2 этапа. На первом этапе определяется точка безубыточности без учета амортизации в денежном выражении, как точка, при которой могут появиться положительные денежными потоки. На следующем этапе следует определить рыночную стоимость оборудования, сроки эксплуатации, и годовую норму амортизации, после этого пересчитать точку безубыточности с учетом амортизационных затрат, а также затрат на оплату процентов, если необходимо решать проблему приобретения оборудования и получение денег  в кредит. При этом величина прибыли может не изменяться, поскольку возврат кредита, и процентов каждый раз осуществляется в период получения остатков в денежном потоке. Такой подход поможет частично снять проблему сравнения предприятий с разными масштабами для получения желаемой прибыли.

Ограничение 4 может стать не таким строгим, поскольку на себестоимость запасов в соответствии со стандартами учета относится только часть постоянных производственных накладных затрат пропорционально величине производственных мощностей. При неполной эксплуатации производственного оборудования постоянные накладные затраты ведут себя в запасах как переменные.

Перечисленные выше возможности расширения применения CVP-анализа имеют дискуссионный характер.

Регрессионный анализ

Основные задачи анализа[19 c. 365]:

1. Установление и оценка взаимосвязей между признаками с помощью коэффициентов парной корреляции. Высокий коэффициент корреляции (>0,8) говорит о тесной линейной связи между признаками (это мультиколлинеаность). Один из коллинеарных признаков следует исключить.

2. Построение уравнения регрессии.

В зависимости от уравнения регрессии различают [23 c. 95]:

Простую регрессию:  один фактор и один результирующий показатель (например, зависимость выручки от рекламы);

Линейную регрессию: уравнение представляет собой уравнение прямой;

Множественную регрессию: несколько факторов и один результирующий показатель. Целью множественного корреляционно-регрессионного анализа является установление и количественная оценка тесноты связей между парами признаков-факторов (предикторов). Анализ множественной регрессии осуществляется при допущении, что независимые переменные  некоррелируемы друг с другом. В противном случае, отделить собственное влияние каждой из этих переменных на зависимую переменную очень трудно, а иногда невозможно. Такое явление называется мультиколлинеаностью [4 c. 468].

Факторный анализ

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результирующий в рамках детерминированной зависимости между ними.

 Детерминированная зависимость: одному или нескольким  факторам соответствует одно значение результирующего показателя.

Стохастическая зависимость: одному или нескольким  факторам соответствует несколько значений результирующего показателя.

Для факторного анализа подойдет как отдельный коэффициент, например, коэффициент покрытия, так и агрегированный показатель, например, уравнение Дюпона (1.2.)

 (1.2.)

Для определения влияния фактора  в случае детерминированных зависимостей используется несколько моделей [30, c. 36]:

1. Метод на основе дифференцирования

Если мы имеем функцию от двух аргументов

, где                    (1.3.)

 и R — аргументы функции f,

то дифференциал от нее записывается в виде

, где          (1.4.)

— приращения значения функции и ее аргументов;

— частные производные функции f по ее аргументам;

 — ошибка вычислений, равная отклонению значения суммы полученных произведений от точного значения.

Полученное выражение позволяет выделить в  изменение функции под влиянием: двух факторов (— влияние первого фактора;  — влияние второго фактора) и  — ошибки вычислений, обусловленной их совместным воздействием.

Другие методы отличаются от дифференциального тем, что из различных соображений распределяют значение  между рассматриваемыми факторами.

В качестве примера рассмотрим функцию , отражающую зависимость N — выпуска продукции от  — производительности труда и R — численности работников.

В случае метода дифференцирования:

— влияние изменения производительности труда (интенсивный фактор);

 — влияние изменения числа работников (экстенсивный фактор);

 — ошибка вычислений, равная в данном случае  [24 c. 215].

2. Индексный метод

Применение этого метода рассмотрим на том же примере.

Индексом (0) будем снабжать показатели, относящиеся к прошлому (базовому) периоду.

Индексом (1) будем снабжать показатели, относящиеся к текущему (рассматриваемому) периоду.

В принятых обозначениях изменение объема выпуска продукции за рассматриваемый период (от базового до отчетного) может быть выражено как результат влияния двух факторов изменения производительности труда при производстве продукции каждого вида и изменения численности работающих, занимающихся выпуском продукции соответствующего вида, что выражается соотношением

, где (1.5.)

— индекс (влияние) численности работающих, отражающий влияние на изменения оборота роста численности работающих:

 — индекс (влияние) производительности труда, отражающий влияние на изменения оборота роста производительности труда работающих:

Разница числителя и знаменателя дает абсолютное влияние факторов.

При расчетах абсолютного влияния применяются общие правила.

Правило 1. При определении влияния количественного фактора его приращение умножается на величину базового качественного фактора.

Правило 2. При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное (следующее за базовым) значение количественного фактора. [13 c. 265]


1.2. Анализ взаимосвязей в финансовых результатах


Внешним проявлением финансовой устойчивости выступает платежеспособность. Платежеспособность - это способность предприятия своевременно и полностью выполнить свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций платежного характера. Оценка платежеспособности предприятия определяется на конкретную дату. [10 c. 165]

Способность предприятия вовремя и без задержки платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы. Основные средства (если только они не приобретаются с целью дальнейшей перепродажи), как правило, не являются источниками погашения текущей задолженности предприятия в силу своей специфической роли в процессе производства и, как правило, из-за затруднительных условий их срочной реализации.

Предприятие может быть ликвидным в той или иной степени, поскольку в состав текущих активов входят самые разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легко реализуемые, так и труднореализуемые. Ликвидность активов – это способность активов трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период трансформации, тем выше ликвидность активов.

В ходе анализа ликвидности решаются следующие задачи [26 c. 213]:

·                     оценка достаточности средств для покрытия обязательств, сроки которых истекают в соответствующие периоды;

·                     определение суммы ликвидных средств и проверка их достаточности для выполнения срочных обязательств;

·                     оценка ликвидности и платежеспособности предприятия на основе ряда показателей.

В то же время в составе краткосрочных пассивов обычно выделяются обязательства различной степени срочности. Отсюда одним из способов оценки ликвидности на стадии предварительного анализа является сопоставление определенных элементов актива и пассива между собой. С этой целью обязательства предприятия группируются по степени их срочности, а его активы - по степени ликвидности (скорости возможной реализации). Так, наиболее срочные обязательства предприятия (срок оплаты которых наступает в текущем месяце) сопоставляются с величиной активов, обладающих максимальной ликвидностью (денежные средства, легко реализуемые ценные бумаги). При этом часть срочных обязательств, остающихся необеспеченными, должна уравновешиваться менее ликвидными активами - дебиторской задолженностью предприятий с устойчивым финансовым положением, легко реализуемыми запасами товарно-материальных ценностей. Прочие краткосрочные обязательства соотносятся с такими активами, как дебиторы, готовая продукция, производственные запасы и др.

Существует несколько степеней ликвидности [31, c. 165]:

Недостаточная ликвидность, как правило, означает, что предприятие не в состоянии воспользоваться преимуществами скидок и возникающими выгодными коммерческими возможностями. На этом уровне недостаток ликвидности означает, что нет свободы выбора, это ограничивает свободу деятельности руководства.

Более значительный недостаток ликвидности означает, что предприятие не в состоянии оплатить свои текущие обязательства. Это может привести к интенсивной продаже долгосрочных вложений и активов, в худшем случае – к неплатежеспособности и банкротству.

Для собственников недостаточная ликвидность может означать уменьшение прибыльности, потерю контроля, частичную или полную потерю вложений капитала. В случае, когда собственники несут неограниченную ответственность, их убытки могут даже превысить первоначальные капиталовложения.

Для кредиторов недостаточная ликвидность  у должника может означать несвоевременную выплату процентов и основной суммы долга.

Текущее состояние ликвидности предприятия может повлиять на его взаимоотношения с контрагентами. Такое изменение может быть выражено неспособностью данного предприятия выполнить условия контрактов и привести в потере связей с поставщиками и клиентами.

Хотя используемые в учете определения сформулированы на базе предположения  о неопределенной степени продолжительности деятельности предприятия, аналитик всегда должен проверять обоснованность такого предположения, изучая ликвидность и платежеспособность предприятия (эти показатели всегда входят в состав показателей, определяющих степень близости к банкротству) [11 c. 659].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.