рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансово-промышленные группы и их роль в формировании рыночной экономики

Промедление в формировании транснациональных финансово-про­мышленных структур в России и СНГ может привести к следующим нега­тивным последствиям:

·        утрате уже достигнутых пози­ций в производстве продукции с высо­кой добавленной стоимостью;

·        ослаблению возможностей самостоятельного выстраивания тех­нологических цепочек в наукоемких производствах;

·        встраиванию в технологичес­кие цепочки зарубежных ТНК при от­сутствии альтернативных вариантов действий.

И последнее. Взаимный эконо­мический интерес стран Содружества, несущих потери в результате разрыва традиционных связей, является важ­нейшим и достаточным объединяю­щим фактором интеграции. При нали­чии взаимовыгодного партнерства мо­гут более активно заработать механиз­мы объединительного процесса. При этом политическая независимость стран отнюдь не противоречит взаимо­зависимости с позиции экономичес­кой безопасности всего Содружества.

Выгоды от вхождения в высокоинтегрированные объединения получают все хозяйствующие субъекты, будь то кредитно-финансовые институты или промышленные предприятия.

Для промышленных предприятий это прежде всего означает:

– получение реальных инвести­ций от «собственности» финансовых структур на льготных условиях;

 – гарантированное   решение проблем снабжения и сбыта;

 – понижение конкурентоспо­собности продукции за счет проведе­ния целевых НИОКР, внедрения но­вых технологий и т. д.

Для банковских структур станов­ление МФПГ означает:

 – повышение надежности капи­таловложений благодаря интеграции банковского, промышленного и тор­гового капиталов;

 – ускорение движения оборот­ных средств, их экономию в результа­те развития внутри МФПГ системы взаимозачетов платежей;

 – рационализацию состава ин­тегрального капитала, увеличение доли ресурсов в денежной форме, мо­бильности их перераспределения.

Российские ФПГ ценой огром­ных усилий не только остаются рабо­тоспособными и прибыльными, но и являются источником ресурсной под­держки экономики, они стали одним из механизмов формирования едино­го экономического пространства. Это наиболее привлекательная форма ин­теграции промышленного и банковс­кого капиталов, которая основана на развитии договорных отношений хо­зяйственных субъектов. Если в 1993 г. была только одна ФПГ, то к началу мая этого года офи­циальный статус получили 84 группы, объединяющие на добровольной ос­нове более 1500 промышленных пред­приятий, коммерческих банков и дру­гих организаций.

На сегодняшний день ФПГ представляют собой один из позитив­ных результатов реформ в России. Действующие группы убедительно до­казывают, что объединение техноло­гически и экономически взаимосвя­занных производственных, торговых и финансовых предприятий позволяет сконцентрировать усилия и инвести­ции на осуществлении крупных про­ектов, наладить выпуск продукции, способной конкурировать с зарубеж­ной. Вот только несколько примеров.

В результате деятельности ста­рейшей ФПГ «Уральские заводы» ста­ло возможным загрузить 12 тыс. кв. м производственных площадей и сохра­нить около 1500 рабочих мест. Подго­товлено около 30 инвестиционных проектов, соответствующих междуна­родным стандартам.

«Восточно-Сибирская   ФПГ» проводит работу по аккумулированию средств в рамках общего фонда техно­логического развития группы. Эти средства направляются на реализацию программ создания и производства новых видов химической продукции, информационных технологий, продукции, ориентированной на потребительский рынок. Устойчивые результаты деятельности показывает ФПГ «Промприбор», сумевший завершить 12 инвестиционных проектов за счет собственных средств. В течение последних трех лет никакого финансирования и государственной поддержки работ по отраслевой программе «Создание новых поколении приборов учета и контроля за расходованием энергоносителей и развития их промышленного производства» из бюджета не было.  Благодаря координации инвестиционной, производственной и ценовой политики общий объем производства участников ФПГ «Нижегородские автомобили» вырос в прошлом году в сопоставимых ценах на 5%. В ФПГ «Донинвест» за счет собственных средств успешно продвигается работа по наращиванию мощностей по сборке южнокорейских автомобилей «ДЭУ».


2.2. Формирование финансово-промышленной группы

на примере Астраханской области

Одной из важнейших отраслей народного хозяйства Астраханской области являются судостроение и судоремонт. На территории области рас­положено 17 судостроительных и судоремонтных предприятий.

Конверсия судостроительного производства, начатая в 1988 г., охватила 30 судостроительных предприятий России, включая такие крупные, как Ленинградское адмиралтейское объединение, завод им. Ленинского комсомола, ПО «Красное Сормово», Балтийский завод и др. Вызванная конверсией ломка производства по­ставила предприятия в тяжелое финансовое положение. Прекращение централизованных дотаций и капи­тальных вложений затормозило процесс модернизации верфей. К этому добавился и раздел судостроительных предприятий между странами СНГ. В результате новейшие заводы, в создание и развитие которых были вложены огромные средства всей страны, способные строить современные суда, в т. ч. особо крупные, остались за пределами России, среди них Херсонское СПО, заводы «Океан», «Залив», ФИО «Море», Черноморский СЗ, завод им. 61 Коммунара, Севморзавод.

Интеграция транспорта РФ в мировую транспортную систему вы­зывает необходимость приведения ряда участков российской транспорт­ной сети в соответствие с международными стандартами, включая и поэтапное открытие внутренних водных путей для прохода иностранных судов, и, как следствие, определяет ключевую роль астраханской судостроительной и судоремонтной базы. В связи с этим появляется острая необходимость в создании региональной интегрированной структуры, объединяющей судостроительные предприятия, финансовые структуры, проектные институты, судоходные компании.

Идея создания финансово-промышленной группы на базе судостроительных предприятий Астраханской области возникла еще в начале 1995 г. В апреле 1995 г. вышло распоряжение главы администрации области № 577-р «О создании комиссии по рассмотрению целесообразности создания финансово-промышленной группы «Астраханский корабел». Стратегической целью создаваемой финансово-промышленной группы является строительство танкеров и сухогрузов мирового класса, нефтегазовых буровых платформ для разведки и добычи природных ископаемых Каспийского моря, что обусловлено тенденцией последних десятилетий к активному освоению нефтегазовых ресурсов континентального шельфа океанов и морей. В результате было открыто несколько сот месторождений, расположенных почти на всех широтах планеты.

Астрахань – южный портовый город, вся жизнь которого тесно свя­зана с Волгой и Каспийским морем. После открытия залежей нефти на Кавказе значение Волго-Каспийского водного пути еще более усилилось.

Выгодное географическое поло­жение Астраханской области, распо­ложенной, по сути, в центре Евро-Азиатского материка и занимающей ключевую позицию не только на внут­ренних водных путях, связывающих Каспий с Азово-Черноморским, Балтийским, Северными бассейнами, но и на других транспортных артериях, предопределяет ведущую роль России в обеспечении транспортных связей стран, тяготеющих к Каспийскому бассейну, со странами Европы, Ближ­него и Среднего Востока при осуще­ствлении прямых водных и смешан­ных перевозок различных грузов.

Потенциальными потребителя­ми продукции финансово-промыш­ленной группы «Астраханский кора­бел» являются нефтегазодобывающие компании государств, ведущих разра­ботку и активную эксплуатацию газо­нефтяных месторождений на морском и океаническом шельфе: Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменис­тан, Украина, Иран, государства Юго-Восточной Азии. Потребителями же судостроительной продукции (сухо­грузы, лесовозы, танкеры) являются судовладельцы, заинтересованные в перевозке генеральных грузов, леса, контейнеров, нефти в порты Архангельск, Онега, Кемь, порты западноев­ропейских стран в Балтийском, Север­ном, Средиземном, Черном, Красном, Японском морях.

Три года назад для выполнения функций центральной компании ФПГ образовано совместное российско-украинско-финское предприятие ОАО «Астраханский корабел». В совместное предприятие вошли:

 – три судостроительных пред­приятия;

 – фирма по сопровождению про­ектов строительства технических средств для обустройства морских нефтегазовых месторождений;

 – две проектных организации;

 – два финансовых института;

 – внешнеэкономическое торгово-коммерческое предприятие;

 – предприятие по перевозке крупногабаритных грузов;

 – морское пароходство.

В марте 1997 г. был подписан прото­кол о принципах взаимодействия предприятий – участников СП ОАО «Астраханский корабел», согласно ко­торому:

 – предприятия СП ОАО «Астра­ханский корабел» действуют в произ­водственной и финансовой кооперации, представляющей собой комп­лекс, способный выполнить заказы, судостроения и изготовления технических средств на уровне мировых стандартов и приемлемых схем финансирования;  

– основой кооперации деятельности  является выступление перед заказчиком единым подрядчиком процессе тендеров, технических конкурсов, а также привлечение финансовых, технических средств, интеллектуальной продукции и авторских прав выполнению заказов;

 – степень кооперации при выполнении заказов определяется решением совета директоров СП ОАО «Астраханский корабел» с учетом экономического и технического рисков;

 – предприятия-учредители солидарно несут субсидиарную ответственность в объеме 100% заказа по договорам СП ОАО «Астраханский корабел».

Ускорение процесса создания межгосударственных предприятий в рамках СП показала свою эффективность. Так, были построены две морские нефтяные платформы, про­должается строительство серии сухо­грузов и танкеров смешанного (река-море) плавания. Следует отметить, что в настоящее время официальная реги­страция ФПГ не даст какой-либо ощу­тимой пользы, поскольку ни одна пре­дусмотренная законодательством льго­та в реальности не работает. ФПГ сопряжено, в первую очередь, с унификацией соответствующих аспектов хозяйственных законодательств, с преодо­лением таможенных барьеров и с ре­шением комплекса непростых вопро­сов, касающихся собственности учас­тников, расчетно-платежных отноше­ний, различий в системах ценообразо­вания и налогообложения (в частно­сти, кооперируемой продукции), а также проблем обеспечения в рамках формирующегося экономического со­юза условий для эффективного взаи­модействия хозяйствующих субъектов постсоюзных стран. Отсюда необхо­димость обязательного взаимодей­ствия государств и правительств СНГ. Этот приоритет связан с прак­тическими мерами по созданию об­щих объединяющих систем: эконо­мических, информационных, инвестиционных,   научно-технических, финансовых и т. д. С отменой ненужных ограничений и при наличии мер государственной поддержки будут созданы необходимые предпосылки для превращения межгосударственных ФПГ стран Содружества в инструмент активной государственной политики, что дает им возможность встать в один ряд с крупнейшими мировыми ТНК, занять свою нишу в мировом общественном производ­стве.

2.3. Проблемы функционирования ФПГ

 

Несмотря на определенные результаты, достигнутые финансово-промышленными группами, и проведенную соответствующую законодательную работу, их становле­ние сталкивается с серьезными проблемами и трудностями.

Среди существующих проблем становления и функционирования ФПГ можно выделить: общеэкономические, законодательные, организационные, финансовые.

Трудности общеэкономического характера очевидны. Они касаются сложного финансово-экономического состояния большинства производителей, падения инве­стиционной активности, отсутствия государственной поддержки, негибкости нало­говой политики.

Скорейшего законодательного решения требуют многие юридические вопросы. Необходима четкая регламентация правовой сущности ФПГ. Главная роль при обра­зовании группы возлагается на договор о ее создании, юридический статус которого не ясен. Некоторые специалисты подводят этот договор под договор простого това­рищества, точно определенный в Гражданском кодексе. По этому договору совокуп­ность лиц обязуется соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и/или иной законной цели. А в законе о ФПГ договорные отношения четко увязываются с образованием нового юридичес­кого лица (центральной компании).

Нуждается в уточнении и процедура подготовки документов на регистрацию ФПГ: выходить ли участникам группы на подписание договора с ухе зарегистриро­ванной центральной компанией или сначала подписать договор, а потом создавать центральную компанию в рамках реализации договора.

Закон о ФПГ предписывает заключение договора о создании ФПГ во всех слу­чаях, кроме образования группы по холдинговому принципу.

Недостаточно решен вопрос о механизме принятия управленческих решений в ФПГ. Функции управления ФПГ выполняют Совет управляющих и созданная для текущего управления деятельностью ФПГ центральная компания. Способы принятия решения каждым из этих органов различны. В случае, если центральная компания создается в форме акционерного общества и следовательно подчинена действию закона «Об акционерных обществах», решения принимаются Общим собранием акционеров центральной компании. В Совете управляющих решения принимаются по принципу: один член Совета - один голос, на Общем собрании центральной ком­пании - голосование идет пакетами обыкновенных акций.

Что касается правовой базы государственной поддержки, то набор стимулов создания и деятельности ФПГ представлен пока главным образом на бумаге (прежде всего, в статье 15 Закона о ФПГ) и мало связан с существующими особенностями механизма управления единой корпоративной деятельностью.

Проблемы организационного характера вызваны, в первую очередь, неразрабо­танностью организационных структур управления ФПГ; отсутствием нормативно установленных полномочий центральной компании; высокой долей издержек, свя­занных с внутренним оборотом группы.

Среди финансовых трудностей функционирования ФПГ следует, прежде всего, назвать низкий потенциал российских коммерческих банков, оцененный по их соб­ственному капиталу, что не дает им возможность инвестировать в промышленность значительные суммы. Даже при благоприятных для развития этого процесса эконо­мической и политической ситуациях, российские банки не смогут удовлетворить инвестиционную потребность производства более, чем на 10%. Отсюда необходи­мость привлечения иностранных инвестиций, что не может быть сделано без госу­дарственных гарантий.

Для успешного развития созданных и возникновения новых работоспособных ФПГ необходимы совместные усилия законодательной и исполнительной власти, заинтересованных научных центров и специалистов корпораций по решению выше­перечисленных проблем.

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

         

В данной курсовой работе были изложены основные аспекты финансово-промышленных групп, дано основное понятие финансово-промышленной группе согласно законодательству РФ, рассмотрена нормативно-правовая база и роль ФПГ в формировании рыночной экономики.

На основе вышеизложенного примера Астраханской финансово-промышленной группы можно заключить, что ФПГ - бурно развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием  заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.

Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного.

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мегакорпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Волчкова И. А. Российские финансово-промышленные группы на международных рынках. М: 1998. с. 45

2. Дементьев В. Финансово-промышленные группы в стратегии реформирования Российской экономики // Финансы и общество. – 2000. №1,2. с. 25-37

3. Деятельность финансово-промышленных групп в 2000 году // Вопросы статистики // Вопросы статистики. – 2001. №12. с. 11-14

4. Меланин В. В.  Роль финансово-промышленных и транснациональных структур в производственной кооперации и промышленной интеграции стран СНГ // Промышленность России. – 1999. №7. с. 34-40

5. Петракова Н. Я. Портфель приватизации и инвестирования. М: «Соминтек» с. 749

6. Рудашевский В. Д. Финансово-промышленные группы: возможности и ограничения // Государство и право. – 1998. № 2. с. 35-42

7. Суворов А. В. Финансово-промышленные группы и стабилизация Российской экономики // Финансы и кредит. – 1999. №2. с. 13-19

8. Тюрина А. В.  Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России // Общество и экномика. – 1998. №2. с. 155-201

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Банковская финансово-промышленная группа (ФПГ)

 

 

 

 


[1] Закон Российской Федерации “О финансово-промышленных группах” от 30.11.95 г. № 190 - ФЗ, ст. 2

[2] Меланин В. В. Финансы. 2000, № 1


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.