рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансовое стимулирование привлечения иностранного капитала в национальную экономику Республики Узбе...

1,6

0,6

4,7

9,1

9,7

 

- в совокупном импорте

%

0,7

3,9

5,7

36,7

39,3

33,9

 


Если в 1994 г. общий объем производства ПИИ равнялся 1708,1 млн. сумов, то в 1998 г. он составил 176637,6 млн. сумов, т.е. увеличился в 103,4 раза. Это в значительной мере было обусловлено ростом производительности труда в 30,4 раза, тогда как численность работающих увеличилась лишь в 3,4 раза. О возрастающем влиянии ПИИ на развитие экономики Узбекистана свидетельствуют и другие данные. В 1993 г. их доля в ВВП республики составила 2,2%; в 1998 г. – более 15%. При этом удельный вес ПИИ в совокупном экспорте республики увеличился за 1993-1998 гг. с 1,6% до 9,7%, а в совокупном импорте соответственно с 3,9%  до 34%. Создание подобных предприятий позволяет успешно решать и социальные проблемы. Во-первых, в производство вовлекается определенная часть безработных. Во-вторых, оплата труда здесь гораздо выше среднего уровня, что позволяет улучшить жизненные условия работников этих предприятий и их семей.

Инвестиции и инновации  являются довольно тесно смыкающимися структурными элементами рынка, следовательно, любая инвестиционная тактика, которую осуществляет то или иное предприятие, будет определенным образом связана с инновационной деятельностью.

В данном контексте надо иметь в виду еще одно весьма важное обстоятельство: выход на передовые позиции экономического развития в начале XXI века неизбежно вызовет новую научно-техническую революцию, а та, в свою очередь, - инновационно-инвестиционные бури, которой будет направлен на обновление основного капитала на принципиально новой конкурентной основе. Следовательно, капиталовложения без инноваций невозможны, поскольку не имеет смысла воспроизводить устаревшие в техническом и технологическом отношении производства. Однако инноваций без капиталовложений не существует. Уже сегодня стало реальностью формирование тесно взаимосвязанных инвестиционного и инновационного рынков, что помогает ресурсному обеспечению насущных видов инновационной деятельности.

В связи с трудностями переходного периода государственный и местные бюджеты пока не в состоянии выделить средства на долгосрочные инновационно-техническое перевооружение действующих производств. Поэтому основная тяжесть финансирования этой деятельности ложится на самих собственников капитала и товаропроизводителей. Однако многие из них сегодня, прежде всего, озабочены «выживанием» и уделяют мало внимания производственным инвестициям и нововведениям, поскольку это выходит за пределы их ближайших интересов.

Чтобы координально изменить ситуацию, товаропроизводители и собственники капиталов должны наряду с детальным изучением рыночной конъюнктуры, изысканием внутренних резервов для снижения себестоимости продукции разрабатывать собственную инновационно-инвестиционную программу с конкретными предложениями, адресованным как потенциальным иностранным инвесторам так и отечественным кредитно-инвестиционным институтам.

Безусловно, большой интерес (экономический) для развития инновационного процесса представляют зарубежные инвестиции, привлечению которых может способствовать предоставление относительно дешевой, но квалифицированной рабочей силы и стабильного рынка сбыта в Узбекистане. Но для этого необходимо усилить реальные гарантии сохранности и возврата иностранных кредитов и инвестиций, которые будут обеспечиваться отечественными страховыми организациями на внутреннем рынке республики. В качестве материального обеспечения зарубежных кредитов и инвестиций использовать республиканские авуары в заграничных банках, а также вкладывать валюту в совместное производство за рубежом.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: осуществление рыночных реформ в Узбекистане, включая углубление процессов приватизации, достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста, коренные структурные преобразования в национальном народнохозяйственном комплексе неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики, значение которой еще более усилится пи вступлении нашей независимой страны в XXI век.












































2.     Индикаторы привлекательности для иностранных инвесторов в Узбекистане.

а) инвестиционный климат

Последняя волна частного капитала в развивающемся мире пришлась в основном на страны, добившиеся успеха в экономическом развитии. Могут ли другие страны извлечь аналогичную выгоду? Должны ли они идти на особые уступки ради привлечения капитала, следует ли удерживать заработную плату на низком уровне или ограничивать деятельность профсоюзов? Хотя во многих странах реальные налоговые льготы и прочие стимулы, а  в некоторых рабочая  сила может эксплуатироваться    без    защиты    профсоюзов, отнюдь  не эти элементы

инвестиционного климата привлекают капитал в первую очередь. Наоборот, в долгосрочной перспективе они, по всей вероятности, приведут к снижению чистого притока капитала. Владельцы иностранного капитала – потенциальные  инвесторы, – прежде  всего, заинтересованы  в извлечении  прибыли, и наличие риска  вызывает у них серьезную обеспокоенность. Основными притягательными факторами для них является развитая инфраструктура,  надежные и квалифицированные трудовые ресурсы, гарантии права репатриировать доходы и капитал, а также социальная и политическая стабильность. Транснациональные корпорации и портфельные инвесторы руководствуются в своих решениях традициями надежного финансового управления и присутствием глубинных и прочных связей с глобальными рынками, а не возможностью заключения разовой выгодной сделки. Опыт передвижения капитала из одной страны в другую дает множество поучительных примеров. В частности, создание иностранным инвестором чрезмерных льгот может привести к ситуации, когда выигрывает незначительное меньшинство, а большинство остается в проигрыше от усиливающегося дуализма на рынке труда. От этого синдрома пострадали такие страны как Бразилия и Египет, которые в прошлом предлагали владельцам иностранного капитала особые льготы и защищенный рынок. Не может долго сохранятся и политика репрессированная трудящихся, поскольку рано или поздно она приведет к социальной нестабильности. ЮАР в условиях апартеида является экстремальным примером репрессивного государства, которое сначала преуспело в привлечении иностранного капитала, но в конечном итоге осталось без него.

Вполне реальной возможностью остается и бегство капитала, в том числе национального из страны. Меры регулирования, как правило, не способны пресечь большинство путей движения капитала. Механизмы контроля, существовавшие в большинстве стран Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки к югу от Сахары в период долгового кризиса 80-х годов не смогли остановить массовый отток капитала, эквивалентный 10-12% общих запасов, что привело к углублению внутреннего экономического спада и ускорению темпов снижению заработной платы.

Сегодня потоки прямых иностранных инвестиций живо реагирует на новые возможности извлечения прибыли, и потому производство перемещается туда, где заработная плата низка по сравнению с потенциальной производительностью труда. Весьма важно, чтобы страна привлекала капитал на основе здравых экономических принципов, а не за счет протекционизма на внутреннем рынке, чем с радостью готовы воспользоваться ТНК.       

Капиталу свойственна осторожность. Может потребоваться достаточно длительное время после кризиса, прежде чем денежные средства вновь начнут поступать в страну, поэтому трудовые ресурсы могут сталкиваться с дефицитом капитала. Недостаточно проводить структурную перестройку внутренних и внешнеторговых расчетов – инвесторы должны быть уверены, что эти изменения носят долгосрочный характер. Укрепление такого доверия может занять время – 5 лет и более – и даже после этого у инвесторов могут оставаться сомнения. При увеличении риска ожидание неудачи может само послужить причиной финансового кризиса, особенно когда размер задолженности начинает приближаться к опасному уровню.

В свете конкурентной борьбы за капитал, которая разворачивается сейчас между различными странами и регионами, необходимо рассмотреть такое понятие, как инвестиционные риски, которые, в конечном счете, и определяют возможность или невозможность, а также реальные объемы инвестиционных потоков в те или иные страны.   

В целом, инвестиционные риски можно подразделить на 3 категории:

1.     Базовые или страновые риски:

·        Политическая и социальная стабильность в стране инвестирования;

·        Последовательность и стабильность макроэкономической политики правительства (контроль за уровнем инфляции, бюджетная, кредитная политика и пр.)

·        Возможности и условия перевода прибыли и других доходов от предпринимательской деятельности их стран инвестирования;

·        Иные правовые условия для инвестирования (наличие законов и подзаконных актов, защищающих права иностранных инвесторов.

2.     Контактные или прединвестиционные риски:

·        Длительность и эффективность переговорного процесса;

·        Процесс согласования и одобрения контрактных условий, а также наличие и эффективность институтов, надзирающих за соблюдением сторонами условий, оговоренных в заключенных контрактах;

·        Возможность найти соответствующего местного партнера;

·        Существующая система оценки вкладов в уставный фонд вновь создаваемого предприятия, осуществляемых в виде оборудования, технологии, ноу-хау, сырья, материалов и пр.    

·        Правовая основа защиты интеллектуальной собственности, в том числе вопросы трансферта (перевода) технологий.

3.     Операционные или постинвестиционные риски:

·        Процедура и длительность процесса принятия решения по вопросам прибыли и её распределения;

·        Вопросы организации менеджмента, в том числе как инфраструктуры инвестиционного проекта, управления персоналом, финансового менеджмента;

·        Доступность и длительность процедуры приобретения местного сырья;

·        Маркетинг местного рынка;

·        Доступность квалифицированной местной рабочей силы;

·        Общественная безопасность, в том числе для иностранного персонала, работающего в данной стране.



Каждая компания, исходя из собственной стратегии инвестирования, своего места в конкурентной борьбе и т.д. самостоятельно оценивает пакет инвестиционных рисков и осуществляет инвестиции в ту или иную страну. Можно отчетливо провести различие между подходом компаний из западных стран и стран, и стран активно развивающихся в индустриальном отношении в последние несколько десятков лет.


Каково  же ситуация в Узбекистане?

Известно, что инвестиционный климат в любой стране зависит прежде всего от политической стабильности. Именно этот фактор дает возможность инвестору тщательно планировать свою деятельность, ориентироваться не на сиюминутную прибыль, а н реализацию долгосрочных инвестиционных планов. Важнейшей особенностью инвестиционного климата в Узбекистане как раз и является то, что он остается наиболее стабильным государством во всем Центрально-азиатском регионе.

Важным фактором  является и макроэкономическая стабильность, проводимая руководством страны. Узбекистан установил тесные деловые отношения со Всемирным банком и Международным валютным фондом. Эти отношения построены на взаимном уважении и стремлении конструктивно решать общие задачи.

Всемирный банк уже начал предоставлять займы по поддержке институциональных преобразований, а также платежеспособности национальной валюты Узбекистана и ведет переговоры по условиям предоставления займов, направленных на постприватизационную поддержку предприятий и поддержку структурной перестройки финансового сектора. Международный валютный фонд также начал предоставление средств на поддержку платежного баланса в рамках СТФ, а также кредита Стенд-бай.

Плодотворные и конструктивные отношения Узбекистана с этими организациями являются для иностранных инвесторов главной гарантией необратимости осуществляемых в республике экономических преобразований.

Важным фактором инвестиционного климата становится в последнее время  система льгот и стимулов, создаваемая для иностранных инвесторов. Различные страны исповедуют свой путь и систему предоставляемых инвесторам льгот и преференций. Формирование рыночной инфраструктуры и правовой среды представляет собой процесс, который требует определенного времени. Поэтому многие вводят в качества временных мер отдельные льготы и стимулы для иностранных инвесторов, чтобы сформировать благоприятную инвестиционную среду в собственной стране.

Тенденцией последних лет является то, что не только развивающиеся и постсоциалистические, но и развитые страны предоставляют все больше и больше льгот для иностранных инвесторов. Это является признаком той конкуренцией за капитал н мировом рынке, о которой мы говорили выше. Развитые страны стремятся в большей степени использовать финансовые льготы, в то время как развивающиеся и страны с переходной экономикой ориентированы, прежде всего, на фискальные льготы.

Существуют разные подходы к определению фискальных и финансовых льгот. С нашей точки зрения, подход, предлагаемый ЮНКТАД (UNCTAD) является наиболее верным.

В соответствии с этим подходом к фискальным льготам относятся:

·        налоговые каникулы, когда предприятия на определенный срок освобождают от уплаты одного или нескольких (а иногда и всех) налогов;

·        уменьшение ставок корпоративного налога (налога на доход/прибыль);

·        освобождение от импортных пошлин;

·        введение ускоренной амортизации, позволяющей уменьшать налогооблагаемую базу и быстро проводить замену технологического оборудования;

·        специальные льготы по уменьшению налогооблагаемой базы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.