Финансовые инвестиции: понятие, управление ими
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономики и управления на
предприятиях торговли
специальность
080502 – Экономика и
управление на предприятии (торговли)
Тема:
Финансовые инвестиции:
понятие, управление ими.
Выполнил:
Студент 3 курса группа
_36_
__очная_форма
обучения
Фамилия, И.О.
подпись
|
Преподаватель:
Фамилия, И.О.
|
Москва 2010 г.
Оглавление
Введение. 3
1.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности. 5
2.
Классификация инвестиций. 10
3. Оценка
эффективности финансовых инвестиций. 16
4. Пример
расчета эффективности финансовых инвестиций. 23
Заключение. 25
Введение
"Инвестиции" — слово
иностранного происхождения (от лат. investire, нем. investition), в
переводе — долгосрочное вложение капитала в какие-либо объекты,
социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом
с целью получения дохода и социального эффекта.
На законодательном уровне
понятие инвестиций было закреплено с принятием в 1991 г. Закона Российской
Федерации «Об инвестиционной деятельности в РСФРФ» в соответствии, с
которым под инвестициями стали понимать денежные средства, целевые банковские
вклады, паи и акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование,
лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или
имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской
и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения
положительного социального эффекта.
В
отечественной экономической литературе до 80-х годов термин «инвестиции» для анализа процессов социалистического
воспроизводства практически не использовался, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и
исследования в области капиталистической экономики.
Базисным понятием инвестиционной деятельности
являлось понятие капитальных вложений.
В
последующий период термин «инвестиции» получил более широкое распространение в
научном обороте, стал использоваться в правительственных и нормативных
документах. Однако большей частью инвестиции
отождествлялись с капитальными вложениями. Инвестиции
(капитальные вложения) рассматривались в двух аспектах: как процесс, отражающий
движение стоимости в ходе воспроизводства основных
фондов, и как экономическая категория — система экономических отношений, связанных с движением стоимости,
авансированной в основные фонды от
момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения.
Более
широкая трактовка инвестиций в рассматриваемый период была представлена позицией, согласно которой инвестиции
выступают как вложения не только в основные фонды, но и в
прирост оборотных средств, нашедшая отражение в Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений
1981 г. и других методических рекомендациях. В основе данного
подхода лежало положение о том, что основные
фонды не функционируют в отрыве от оборотных
средств и, следовательно, прирост прибыли (дохода)
является результатом их совместного использования.
Обращение
к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной экономической
литературе показывает, что в различных школах и направлениях экономической мысли определения понятия
«инвестиции» содержат общую существенную черту
— связь инвестиций с получением дохода как целевой установки инвестора.
В наиболее
общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала
с целью его увеличения в будущем. Такой
подход к определению понятия «инвестиции»
является господствующим как в европейской, так и в американской
методологии.
Вместе с
тем нередко встречается позиция, в соответствии с которой предлагается различать категории «инвестиций», с
одной стороны, и «вложений капитала», с другой
стороны, на том основании, что отличительным
признаком инвестиций, по мнению ее представителей,
является производительный характер данной категории. При этом
под инвестициями понимается, как правило, приобретение средств производства, а под вложениями капитала — покупка финансовых активов.
Существует
и другой подход к определению инвестиций, обусловленный возросшим значением рынка ценных бумаг как
механизма, опосредующего перемещение реального
капитала в странах развитой рыночной экономики. В
его рамках инвестиции определяются как вложения в ценные бумаги.
Регулирование инвестиционной сферы осуществляется государством с
помощью комплекса правовых, экономических и административно-управленческих мер
в интересах формирования в стране благоприятного инвестиционного климата,
обеспечения экономически выгодных условий для осуществления инвестиционной
деятельности с целью удовлетворения национальных интересов в настоящем и на
перспективу. Эффективность государственного регулирования предполагает создание
инвестиционной системы, способной обеспечить устойчивую взаимосвязь и единство
всех уровней экономики. Это означает, что механизмы государственного регулирования
в сфере инвестиций должны быть основаны на реальных процессах, происходящих в
бюджетной сфере, налоговой, социальной, на кредитном и финансовом рынках,
учитывать финансовое положение и состояние производственного потенциала на
уровне хозяйствующих субъектов.
Финансирование инвестиционной деятельности осуществляется через
финансовый механизм. Он представляет собой систему форм и методов организации
финансовых отношений, в результате функционирования которых происходит формирование
доходов и накоплений, денежных фондов как источников осуществления инвестиций.
Бюджетный, налоговый, амортизационный механизм — те составляющие финансового механизма, которые приводят в
движение финансовые ресурсы, трансформируют их в инвестиционные.
Финансовый механизм регулирования инвестиционной сферы включает в
себя две составляющих — нормативно-правовую
базу инвестиционного процесса и формы и методы формирования и распределения
доходов государства и хозяйствующих субъектов, направляемых на инвестиционные цели.
Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности является
одной из основополагающих функций государственного управления. Перечень
документов, регулирующих инвестиционную деятельность в России достаточно
широк, основные из них, имеющие прямую инвестиционную направленность
представлены ниже.
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26
июня 1991 г. № 1488-1. В законе определяются правовые, экономические и
социальные условия инвестиционной деятельности на территории России, его
основная направленность - эффективное функционирование экономики страны и
обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной
деятельности вне зависимости от форм собственности.
Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г.
№ 39-ФЗ является основополагающим в регулировании правовых, экономических и
финансовых основ воспроизводства простого и расширенного основного капитала. В
нем также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества
субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных
вложений, независимо от форм собственности.
Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29 октября
1998 г. № 164-ФЗ. Содержание и цели данного закона состоят в развитии
альтернативных форм финансирования инвестиций в средства производства, защите
прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечении
эффективности инвестирования.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ определяет условия предпринимательской деятельности
иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, гарантии их прав на
инвестиции, доходы и прибыль, получаемые от инвестиционной деятельности.
Механизм реализации этого закона направлен на привлечение иностранных
инвестиций в форме финансовых и материальных ресурсов, передовых технологий и
эффективного менеджмента, совершенствование и развитие международной практики
инвестиционного сотрудничества.
Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г.
№ 115-ФЗ направлен на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в
экономику Российской Федерации, создание и реконструкцию, эффективное
использование недвижимого имущества, находящегося в государственной или
муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. Закон
определяет и гарантирует права и интересы обеих сторон концессионного
соглашения.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30
декабря 1995 г. № 225-ФЗ. Данный закон регулирует инвестиционную деятельность в
области недропользования в Российской Федерации. Он устанавливает правовые,
экономические и финансовые отношения по поводу осуществления российских и
иностранных инвестиций, направляемых па поиск, разведку и добычу минерального
сырья на территории страны и ее континентальном шельфе.
Федеральный закон
«Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ регулирует механизм
формирования инвестиционных ресурсов в денежной, финансовой и
натурально-вещественной форме через размещение акций, доверительное управление
с целью их последующего инвестирования.
Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных
государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ является одним из основополагающих
документов в системе государственного финансирования реальных инвестиций. В
состав федеральных государственных нужд включаются и федеральные целевые, и
межгосударственные целевые программы, в которых участвует Российская
Федерация. Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы и
порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и
поставку продукции для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями
и учреждениями независимо от форм собственности. Объемы финансирования целевых
программ из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о
федеральном бюджете на планируемый период.
Указ Президента Российской Федерации «О частных инвестициях в
Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. № 1928. Действие указа направлено
на развитие инициативы частных инвесторов и более эффективного использования
частных инвестиций в Российской Федерации в условиях рыночной экономики. В нем
представлен механизм оказания государственной поддержки частным инвесторам на
основе конкурсного отбора высокоэффективных коммерческих инвестиционных
проектов, связанных в первую очередь с развитием "точек роста"
экономики.
Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по защите
прав вкладчиков и акционеров» от 18 ноября 1995 г. № 1157. Основное значение
документа состоит в укреплении и повышении эффективности механизма
финансирования инвестиционной деятельности за счет потенциала финансового и
фондового рынков. В Указе подчеркивается, что одним из важнейших направлений
государственной политики на финансовом и фондовом рынках страны является
обеспечение прав граждан - вкладчиков кредитных учреждений и коммерческих
организаций, которые привлекают денежные средства населения и юридических лиц.
Действие указа направлено также на защиту прав акционеров акционерных обществ
от противоправных посягательств и коммерческих рисков, возникающих при
осуществлении банками, кредитными организациями и акционерными обществами предпринимательской
деятельности.
Формы и методы финансирования инвестиционной деятельности могут
носить прямой и косвенный характер участия государства в инвестировании.
Например, финансирование целевых государственных программ, софинансирование, предоставление государственных гарантий — носят характер прямого участия государства в
финансировании инвестиций. Предоставление налоговых льгот, возможность
использования ускоренной амортизации являются примерами косвенного
финансирования, через экономические рычаги. Государство «приглашает» к
инвестированию, предоставляя различного рода преференции, не используя при
этом метод прямого финансирования. Реализованный на практике метод косвенного
финансирования, отражается на доходах государства, уменьшая их или увеличивая
в зависимости от эффективности освоенных инвестиций. Метод финансирования -
это способ участия государства в финансировании инвестиций -прямой или
косвенный. Практическая реализация методов финансирования осуществляется в
разных формах. Т.е. метод прямого финансирования за счет государственных
средств может осуществляться, например, в форме финансирования целевых
государственных федеральных программ или в форме финансовой поддержки
высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов.
Законом РСФСР от 26 июня 1991
г. № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" было введено
разделение инвестиций по их цели на две категории (рис. 1):
1) капиталообразующие
(реальные) инвестиции, обеспечивающие создание и воспроизводство основных
фондов. В науке и практике эти инвестиции трактуются как реальные инвестиции —
в форме капитальных вложений;
2) портфельные (финансовые)
инвестиции — это капитал, вкладываемый в ценные бумаги: акции, облигации и
другие ценные бумаги, т. е. средства, помещаемые в финансовые активы.
Капиталообразующие (реальные)
инвестиции в форме капитальных вложений — это вложения денежных средств и иного
капитала с целью воспроизводства основных фондови развития предприятий
промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли,
науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики
страны. Их главная цель — удовлетворение общественных социально-экономических
потребностей.
Реальные инвестиции состоят
главным образом из долгосрочных капитальных вложений. Реальные инвестиции
включают следующие элементы: инвестиции в основные фонды (основной капитал),
затраты на приобретение земельных участков, инвестиции в нематериальные активы
(патенты, лицензии, научно-исследовательские и опытно-конструкторские
разработки, инвестиции), в пополнение запасов материальных оборотных средств.
Страницы: 1, 2
|